Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2021 N Ф03-6428/2021 по делу N А51-8613/2021
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприниматель, заключив муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, допустил несоблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, создал угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вина предпринимателя установлена, нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении не установлено.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2021 N Ф03-6428/2021 по делу N А51-8613/2021
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприниматель, заключив муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, допустил несоблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, создал угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вина предпринимателя установлена, нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении не установлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2021 г. N Ф03-6428/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, Л.М. Черняк
при участии:
от федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 25 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий": представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича
на решение от 25.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021
по делу N А51-8613/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 25 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1022500579320, ИНН 2503016970, адрес: 692802, Приморский край, г. Большой камень, ул. им. В.А. Маслакова, д. 10А)
к индивидуальному предпринимателю Рябову Роману Ивановичу (ОГРНИП 308250331700037, ИНН 253706455027)
о привлечении к административной ответственности
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 25 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - учреждение, административный орган, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 25 МЧС России") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича (далее - предприниматель, ИП Рябов Р.И.) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021, заявление ФГКУ "Специальное управление ФПС N 25 МЧС России" удовлетворено: ИП Рябов Р.И. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Рябов Р.И. в кассационной жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования.
Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявитель жалобы утверждает, что в рассматриваемом случае одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении является истечение срока давности привлечения к административной ответственности на дату принятия судом оспариваемого решения.
ФГКУ "Специальное управление ФПС N 25 МЧС России" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что на основании муниципального контракта (договора) от 27.01.2021 N 9 на оказание услуг на техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, заключенного между МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 251" ГО ЗАТО Фокино (заказчик) и ИП Рябовым Р.И. (исполнитель), последний в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 оказывает заказчику за плату услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в здании МБОУ "СОШ N 251", расположенном по адресу: г. Фокино, ул. Постникова, 18.
На основании распоряжения (приказа) ФГКУ "Специальное управление ФПС N 25 МЧС России" от 25.01.2021 N 1 в период с 29.01.2021 по 26.02.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 251" ГО ЗАТО Фокино, здания эксплуатируемого, относящегося к категории высокого риска, расположенного по адресу: Приморский край, ЗАТО Фокино, ул. Постникова, 18.
Результаты проверки оформлены актом от 26.02.2021 N 1, из содержания которого следует, что выявлены нарушения обязательных требований или требований СП 3.31130.2009, СП 7.13130, в частности:
- монтаж речевых оповещателей на объекте выполнен таким образом, что расстояние потолка до верхней части оповещателя составляет менее 150 мм;
- на втором и третьем этаже объекта точечные дымовые извещатели установлены не в каждом отсеке потолка, шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами и т.д), выступающими от потолка на расстоянии более 0,4 м;
- монтаж дымовых пожарных извещателей (ИП) на первом этаже объекта выполнен таким образом, что вертикальное расстояние от ИП до металлического ограждения составляет менее 0,5 м;
- не обеспечено автоматическое включение аварийного освещения в месте расположения приборов управления АУПС и СОУЭ (помещение дежурного персонала);
- в системе АПС, смонтированной на объекте (помещение столовой), не предусмотрено автоматическое отключение систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления при пожаре.
По факту выявленных нарушений на объекте проверки определением от 26.02.2021 в отношении ИП Рябова Р.И. (исполнитель работ) административными органом возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением от 22.03.2021 назначена пожарно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 26.04.2021 N 152 смонтированные в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 251" ГО ЗАТО Фокино, расположенном по адресу: Приморский край, ЗАТО Фокино, ул. Постникова, 18 системы АПС и СОУЭ, находятся в неработоспособном состоянии.
Установив факт неработоспособности систем АПС и СОУЭ, техническим обслуживанием которых занимается ИП Рябов Р.И., административный орган 20.05.2021 составил протокол об административном правонарушении N 15 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и направил материалы дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, признал доказанным факт совершения ИП Рябовым Р.И. вмененного правонарушения, счел процедуру составления протокола об административном правонарушении соблюденной. При назначении наказания оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным не выявил.
При рассмотрении дела в порядке главы 34 АПК РФ суд апелляционной инстанции оснований для иной правовой оценки обстоятельств данного дела не установил.
Изучение судебных актов, исследование материалов дела показали, что суды первой и апелляционной инстанций исходили из конкретных обстоятельств совершенного предпринимателем административного правонарушения, которым дана верная оценка, правильно применили нормы материального права, поэтому суд округа полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение N 1225).
На основании пункта 7 Положения N 1225 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.
К числу таких нормативных правовых актов относятся, в частности: Правила противопожарного режима, СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009.
В силу пункта 61 Правил противопожарного режима при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, судебные инстанции установили и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что в нарушение требований указанных выше нормативных правовых актов, предприниматель, заключив с общеобразовательной школой муниципальный контракт от 27.01.2021 N 9 на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, приступив к его исполнению, приняв на себя обязанность по содержанию указанных систем в рабочем состоянии, соответствующим предъявляемым требованиям, допустил несоблюдение требований в области пожарной безопасности, не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, чем создал угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: актом проверки от 26.02.2021, заключением эксперта от 26.04.2021 N 152, протоколом об административном правонарушении от 20.05.2021 N 15, муниципальным контрактом от 27.01.2021 N 9, муниципальным контрактом от 27.01.2021 N 9.
Допустимость и достоверность представленных административным органом доказательств никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Разрешая спор, суды установили вину предпринимателя в совершении вмененного ему административного правонарушения. При этом суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что ИП Рябовым Р.И. приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения им требований действующего законодательства.
Нарушение лицензионных требований не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля предпринимателя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных соответствующими законодательными актами, что свидетельствует о наличии вины ИП Рябова Р.И. во вмененном ему правонарушении.
Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях предпринимателя всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Соблюдение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении проверено судами, нарушений не установлено, что подтверждается материалами дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Повторно заявленный в кассационной жалобе довод предпринимателя в части истечения трехмесячного срока привлечения ИП Рябова Р.И. к административной ответственности на дату принятия судом первой инстанции решения, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно признан несостоятельным, поскольку спорное правонарушение выявлено в результате проведенной экспертизы (заключение эксперта от 26.04.2021), поэтому срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения обжалуемого решения судом первой инстанции не истек.
Все выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Суды применили нормы материального права соответственно установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не допущено, в связи с этим оснований для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А51-8613/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Л.М.ЧЕРНЯК