Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2022 N Ф03-5909/2022 по делу N А51-2631/2022
Требование: О признании незаконным предписания органа по надзору в сфере природопользования.
Обстоятельства: Проверкой выявлено неисполнение национальным парком ранее выданного предписания - не приведен в соответствие устав, не представлены информация о лесопатологических обследованиях, санитарно-оздоровительных мероприятиях, отчет об охране лесов, не соблюдены требования лесного законодательства, не представлены документы о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директором парка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как факт нарушения природоохранного законодательства доказан.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2022 N Ф03-5909/2022 по делу N А51-2631/2022
Требование: О признании незаконным предписания органа по надзору в сфере природопользования.
Обстоятельства: Проверкой выявлено неисполнение национальным парком ранее выданного предписания - не приведен в соответствие устав, не представлены информация о лесопатологических обследованиях, санитарно-оздоровительных мероприятиях, отчет об охране лесов, не соблюдены требования лесного законодательства, не представлены документы о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директором парка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как факт нарушения природоохранного законодательства доказан.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2022 г. N Ф03-5909/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, Л.М. Черняк
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда": представитель не явился;
от Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда"
на решение от 15.07.2022,
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022
по делу N А51-2631/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда" (ОГРН 1082506000499, ИНН 2517008306, адрес: 692180, Приморский край, р-он Красноармейский, с. Рощино, ул. Рощина, д. 26, кв. 13)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042504366288, ИНН 2540106044, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, д. 29)
о признании незаконным предписания
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Удэгейская легенда" (далее - учреждение, ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании незаконным предписания от 29.11.2021 N 1116-КНД/2021.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2022, оставленным без изменения
постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022, учреждению в удовлетворении заявленного требования отказано.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и
постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, административным органом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого предписания. Заявитель жалобы приводит доводы о неисполнимости предписания в части пунктов 1, 2, 3, 6. Обращает внимание на то, что учреждение не обладает полномочиями по внесению изменений в устав, а также не имеет права совершать действия, направленные на государственную регистрацию внесенных в учредительные документы изменений. В части пункта 3 предписания указывает на то, что административным органом не представлены доказательства наличия оснований для проведения лесопатологических обследований. В части пункта 6 предписания, полагает, что требования для прохождения подготовки руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды, а также требования к порядку прохождения подготовки не установлены.
ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда", Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд округа не обеспечили, что в соответствии с
частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном
главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 24.06.2021 N 588-КНД в период с 30.06.2021 по 27.07.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда".
По результатам проверки административным органом выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в связи с чем учреждению выдано предписание от 27.07.2021 N 588-КНД/2021 об устранении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 27.10.2021.
В связи с истечением срока исполнения указанного предписания, административным органом, на основании решения Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 12.11.2021 N 1116-КНД, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что предписание от 27.07.2021 N 588-КНД/2021 не исполнено. Результаты проверки оформлены актом документарной проверки от 29.11.2021 N 1116-КНД.
Указанные обстоятельства явились основанием для выдачи учреждению уполномоченным должностным лицом управления предписания от 29.11.2021 N 1116-КНД/2021, которым в срок до 28.02.2022 надлежало устранить выявленные нарушения, а именно:
1. устав ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" не приведен в соответствие с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р, действующим в части (решение суда от 27.05.2009 N ВАС-15798/08);
2. непредставление информации о лесопатологических обследованиях, санитарно-оздоровительных мероприятиях, в границах Парка;
3. национальным парком отчет об охране лесов от пожаров с 2018 - 2021 годы не составлялся и не предоставлялся в Минприроды России;
4. в нарушение лесного законодательства Российской Федерации в координатах (4504"145" N 135022"308" Е) обнаружены информационные знаки, которые закреплены к дереву с помощью гвоздей;
5. в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации не очищены от влажной и сухостойной древесины, сучьев полосы шириной 10 метров с каждой стороны лесных дорог, проходящих через Национальный Парк не имеющие полос отвода;
6. не предоставлены документы о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директором ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвиновым Борисом Ивановичем, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
7. ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав, что данное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями
статей 3,
34,
пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды),
части 7 статьи 53.1,
статьи 60,
пункта 3 статьи 60.3,
частей 1,
2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ),
пункта 36 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614,
пунктом 9 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Минприроды России от 12.08.2021 N 558,
Приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78 об утверждении Перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме,
пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", пришли к выводу о наличии у Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания с учетом доказанности факта нарушения учреждением природоохранного законодательства.
Соглашаясь с выводами судов обеих инстанций, окружной суд исходит из следующего.
Согласно положениям
статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (
пункты 1 и
2 статьи 58 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с
пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным Федеральным
законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Хозяйственная деятельность национальных природных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях (
пункт 23 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769).
Пунктом 9 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Минприроды России от 12.08.2021 N 558, определено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству в соответствии с лесным законодательством, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Проверив законность обжалуемого предписания, суды установили, что пунктом 1 оспариваемого предписания учреждению следовало в установленный предписанием срок привести устав национального парка в соответствие с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р, действующим с учетом
решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2009 N ВАС-15798/08.
Из
распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745 следует, что площадь национального парка составляет 88 600 га. Согласно вступившему в законную силу
решению ВАС РФ от 27.05.2009 N ВАС-15798/08
распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р изменено и действует в части, поскольку исключена значительная часть земельных участков, на которых осуществляет свою деятельность ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда".
Судами установлено, что основные документы учреждения, в том числе
Положение национального парка, утвержденное приказом Минприроды России от 30.04.2008 N 108, а также устав учреждения не приведены в соответствие с учетом судебного акта, что обоснованно расценено как нарушение
статей 2,
17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
Доводы заявителя об отсутствии у него полномочий по внесению изменений в устав учреждения, окружным судом отклоняются, заявителем жалобы не учтено, что учреждение должно инициировать процедуру по внесению изменений в учредительные документы путем подачи соответствующего заявления уполномоченному лицу собственника.
При таких обстоятельствах выдача предписания в части пункта 1 является правомерной.
Пунктом 2 предписания учреждению вменено непредставление информации о лесопатологических обследованиях, санитарно-оздоровительных мероприятиях, в границах парка.
Статьей 60.6 ЛК РФ предусмотрено, что лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Лесопатологические обследования проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными и инструментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов (
часть 2 статьи 60.6 ЛК РФ).
Судами установлено, что целями деятельности учреждения являются сохранение природных комплексов, уникальных эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, а также восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, экологическое просвещение населения, осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Вместе с тем с начала существования национального парка (09.06.2007) ни одного лесопатологического обследования, санитарно-оздоровительного мероприятия в границах национального парка не осуществлялось, нарушены принципы проведения лесопатологического мониторинга, заключающиеся в наблюдении за состоянием лесов, их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния объектов растительного мира, оценке и прогнозе развития экологически неблагополучного состояния объектов растительного мира, оценке и прогнозе развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий.
При указанных обстоятельствах выдача предписания в части пункта 2 обоснованно признана судами правомерной.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что лесопатологические обследования национального парка проводятся по мере необходимости при наличии к тому объективных оснований, несостоятельна.
Пунктом 9 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 910, установлено, что лесопатологические обследования проводятся в отношении лесных насаждений во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации (изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду). В вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также в лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами, лесопатологические обследования проводятся в течение года.
Аналогичное правило содержалось в ранее действовавшем Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.09.2016 N 480
(пункт 8).
Указывая на неисполнимость данного пункта предписания, представитель учреждения приводит доводы о том, что лесопатологические обследования в предыдущие периоды не проводились и, в этой связи, представить соответствующую информацию невозможно. Между тем в оспариваемом предписании указано на необходимость устранения выявленного нарушения, соответственно, на принятие мер по соблюдению действующего законодательства и проведению лесопатологических обследований. Предписание не содержит требований о представлении сведений за предыдущие периоды.
В пункте 3 оспариваемого предписания указано на несоставление и непредставление учреждением отчетов об охране лесов и пожаров в 2018 - 2020 годов.
Приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78 утвержден
Перечень информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров,
формы и
порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также
требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме,
перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов,
формы и
порядка представления отчета о защите лесов, а также
требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме (далее - Приказ N 78).
Пунктом 2 Приложения N 3 Приказа N 78 установлено, что отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Материалами проверки подтверждается, что национальным парком представлены отчеты по охране лесов от пожаров за период с января по ноябрь 2021 года, отчеты за период 2018 - 2020 годы не составлялись и не направлялись в Минприроды России. Ошибочное указание в пункте 3 предписания на непредставление отчета в 2021 году не может быть расценено в качестве основания для признания пункта 3 предписания незаконным при условии неисполнения соответствующей обязанности за 2018 - 2020 годы.
Учреждение обязано принять меры для устранения выявленного нарушения и сообщить о принятых мерах Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора.
Из пункта 4 оспариваемого предписания следует, что в нарушение лесного законодательства в координатах 4504"145" N 135022"308" Е обнаружены информационные знаки, которые закреплены к дереву с помощью гвоздей.
Признавая предписание в указанной части законным и обоснованным, суды правомерно учли положения
части 1 и
части 2 статьи 60.12 ЛК РФ, согласно которым при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" предусмотрено, что при установке аншлагов не допускается их крепление к деревьям.
Материалами проверки, в том числе актом осмотра с фототаблицей от 20.07.2021 N 3, подтверждается, что в координатах 4504"145" N 135022'308"E обнаружены информационные знаки, которые закреплены к дереву гвоздями, что влечет за собой их повреждение.
При указанных обстоятельствах вывод судов о правомерности пункта 4 оспариваемого предписания является верным.
Как следует из пункта 5 предписания, в нарушение требований лесного законодательства не очищены от влажной и сухостойной древесины, сучьев полосы шириной 10 метров с каждой стороны лесных дорог, проходящих через национальный парк не имеющие полос отвода, что является нарушением
части 3 статьи 53 ЛК РФ.
Пунктом 36 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, определено, что вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.
Судами установлено, что в границах парка расположено 10 дорог, которые в ходе проверки были частично обследованы, и выявлено, что проезд по лесным дорогам ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" крайне затруднен даже, на всем протяжении дороги содержатся неочищенными от валежной и сухостойной древесины, что создает риск невозможности оперативной транспортировки людей и пожарной техники к месту пожара.
С учетом изложенного суды правильно признали пункт 5 предписания законным и обоснованным.
Пунктом 6 предписания учреждению вменено не представление документов о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директором ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвиновым Борисом Ивановичем, являющимся лицом, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предусмотрено
статьей 73 Закона об охране окружающей среды.
В нарушение приведенной
нормы, а также
статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", Профессионального
стандарта "Специалист по обеспечению экологической безопасности (в промышленности)", утвержденного Приказом Минтруда Российской Федерации от 07.09.2020 N 569н, директор ФГБУ "Удэгейская легенда" Литвинов Б.И., являющийся ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды, в связи с чем предписание в части пункта 6, как верно указано судами, является правомерным.
Пунктом 7 оспариваемого акта предписано, что ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" должно соблюдать нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (
пункт 5 статьи 53.1 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ N 161), нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, и нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, рассчитываются исходя из площади используемой территории.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение
части 4 приложения N 2 и
пунктов 1,
2 приложения N 3 Приказа N 161 учреждение не привело в соответствие количество оборудования и техники, указанной в Плане тушения пожаров, с количеством средств предупреждения и тушения лесных пожаров, находящихся на территории заповедника.
Таким образом, при возникновении возгорания на территории национального парка, учреждение не сможет должным образом осуществлять мероприятия по ликвидации пожара в связи с отсутствием средств, предназначенных для тушений пожаров, что свидетельствует о правомерности выдачи предписания в части пункта 7.
Оценивая предписание от 29.11.2021 N 1116-КНД/2021 на предмет соответствия его формы и содержания требованиям действующего законодательства, суды пришли к выводу о том, что изложенные в нем требования не являются взаимоисключающими, содержат конкретные указания, которые необходимо совершить учреждению в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Оспариваемое предписание является исполнимым, поскольку судами не выявлены обстоятельства, препятствующие реальной возможности устранить обществом в указанный срок выявленные нарушения.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции, правомерно признав предписание Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29.11.2021 N 1116-КНД/2021 законным, обоснованно отказали ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" в удовлетворении заявленного требования.
Следует отметить, что изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к повторению утверждений учреждения, исследованных и правомерно отклоненных первой инстанцией и апелляционным судом, которые не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и
постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств, а потому отклоняются судом кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных
частями 1 -
4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь
статьями 284,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 15.07.2022,
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 по делу N А51-2631/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Л.М.ЧЕРНЯК