Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2022 N Ф03-3933/2022 по делу N А51-11325/2021
Требование: О признании недействительным предписания органа пожарного надзора в части.
Обстоятельства: В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований и правил в области пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом, выдано предписание об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку управляющая компания является лицом, отвечающим за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности, нарушения подтверждены.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2022 N Ф03-3933/2022 по делу N А51-11325/2021
Требование: О признании недействительным предписания органа пожарного надзора в части.
Обстоятельства: В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований и правил в области пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом, выдано предписание об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку управляющая компания является лицом, отвечающим за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности, нарушения подтверждены.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2022 г. N Ф03-3933/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фрегат": Беленькая О.С., представитель по доверенности от 12.08.2022;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фрегат"
на решение от 29.12.2021,
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022
по делу N А51-11325/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фрегат" (ОГРН 1072536004661, ИНН 2536185396, адрес: 690109, Приморский край, г. Владивосток, ул. Ватутина, д. 4А)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, ИНН 2536150266, адрес: 690080, Приморский край, г. Владивосток, ул. Басаргина, д. 51) в связи с деятельностью Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку
о признании незаконным предписания в части
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фрегат" (далее - ООО "УК Фрегат", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - ГУ МЧС России по Приморскому краю, управление, орган пожарного надзора) от 30.03.2021 N 166/1/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 2, 9, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38.
Решением суда от 29.12.2021, оставленным без изменения
постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ООО "УК Фрегат", полагающего, что решение суда первой и
постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что оспариваемые пункты предписания не содержат перечня конкретных действий, которые необходимо выполнить обществу, а лишь перечисляют нарушения и пункты нормативно-правовых актов. Управляющая компания приводит доводы о том, что исполнимость предписания является необходимым элементом законности соответствующего ненормативного акта. Считает, что большая часть нарушений, указанных в предписании, была допущена на стадии проектирования, строительства и ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, за что управляющая компания не отвечает.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Управление в представленном отзыве доводы кассационной жалобы отклоняет и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу
части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов следует, что 12.04.2019 между ООО "УК Фрегат" и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, 6, заключен договор управления многоквартирным домом.
02.03.2021 в указанном многоквартирном доме произошел пожар, где погибли два несовершеннолетних ребенка, о чем был составлен рапорт должностного лица от 03.03.2021 о причинении вреда жизни и здоровью граждан в результате пожара.
На основании распоряжения от 03.03.2021 N 166/1 должностными лицами ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, согласованного решением прокурора от 04.03.2021.
В ходе контрольных мероприятий органом пожарного надзора выявлены и отражены в акте от 30.03.2021 N 166/1 нарушения обязательных требований и правил в области пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479, ППР),
Сводом правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты", утвержденным приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020),
Сводом правил СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95*)", утвержденным
приказом Минрегионразвития России от 27.12.2010 N 783 (далее - СП 52.13330.2011),
Сводом правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденным
приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013),
Сводом правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", утвержденным
приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013),
Сводом правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические", утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009),
Сводом правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009),
ГОСТ Р 52382-2010 "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных", утвержденном
приказом Росстандарта от 13.08.2010 N 212-ст (далее - ГОСТ 52382-2010).
30.03.2021 по факту выявленных нарушений обществу выдано предписание N 166/1/1/1, в соответствии с которым обществу указано на необходимость в срок до 30.09.2021 устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки.
Полагая, что пункты 1, 2, 9, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 28 - 38 предписания не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды признали доказанным, что ООО "УК Фрегат" допустило нарушения обязательных требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом, пришли к выводу о том, что предписание органа пожарного надзора соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных нарушений и является исполнимым.
При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу
части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 названного Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
По правилам
статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно
частям 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как установлено
частью 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (
часть 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ).
Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения (
часть 6 статьи 83 Закона N 123-ФЗ).
На основании
части 4 статьи 84 указанного Закона в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума.
Частью 1 статьи 85 этого же Закона определено, что в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала (
часть 8 статьи 85 Закона N 123-ФЗ).
Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения (
часть 1 статьи 107 Закона N 123-ФЗ).
Правилами N 1479 установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 10 названных Правил в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ (
пункт 23 ППР).
Руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (
пункт 36 ППР).
В силу
абзаца третьего пункта 48 ППР направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (
пункт 50 ППР).
Руководитель организации обеспечивает помещения насосных станций схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (
пункт 51 ППР).
В соответствии с
пунктом 54 ППР руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На основании
пункта 60 этих же Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно
разделу XIX настоящих Правил и
приложениям N 1 и
2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно
пункту 8.8 СП 7.13130.2013 для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией, должны быть предусмотрены системы приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побуждением.
По правилам
пункта 13.1.1 СП 5.13130.2009 выбор типа точечного дымового пожарного извещателя рекомендуется производить в соответствии с его чувствительностью к различным типам дымов.
Пожарные извещатели следует применять в соответствии с требованиями данного
свода правил, иных нормативных документов по пожарной безопасности, а также технической документации на извещатели конкретных типов (
пункт 13.1.11 СП 5.13130.2009).
В силу
пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009 горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
Пунктом 13.3.11 СП 5.13130.2009 установлено, что при расстановке пожарных извещателей под фальшполом, над фальшпотолком и в других недоступных для просмотра местах должна быть обеспечена возможность определения места расположения сработавшего извещателя (например, они должны быть адресными или адресуемыми, то есть иметь адресное устройство, либо подключены к самостоятельным шлейфам пожарной сигнализации, либо должны иметь выносную оптическую индикацию и т.п.). Конструкция перекрытий фальшпола и фальшпотолка должна обеспечивать доступ к пожарным извещателям для их обслуживания.
Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно иметь освещение от люминесцентных ламп - не менее 150 лк (
пункт 13.14.12 СП 5.13130.2009).
Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего
свода правил (
пункт 4.8 СП 3.13130.2009).
Проверяя законность оспариваемого предписания, суды установили, что в нарушение указанных норм права: в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; помещение насосных станций не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей; помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения; на путях эвакуации не размещены знаки пожарной безопасности; места размещения пожарных ручных оповещателей не обозначены знаками пожарной безопасности; на момент проведения испытаний система вытяжной противодымной вентиляции находится в неработоспособном состоянии; система вытяжной противодымной вентиляции не имеет дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружения от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала, а система приточной вентиляции для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией в жилом доме отсутствуют; пожарные шкафы оборудованы пожарными стволами с диаметром выходного отверстия 13 мм, тогда как согласно проектной документации жилой дом подлежит оборудованию пожарными стволами с диаметром выходного отверстия 16 мм; на момент проведения испытаний автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неработоспособном состоянии; освещенность в помещении консьержа (помещение с пребыванием персонала, ведущего круглосуточное дежурство) при искусственном освещении составляет менее 90 лк; в жилых помещениях квартир смонтированы тепловые извещатели пожарные вместо автономных оптико-электронных дымовых; при визуальном осмотре жилых комнат квартир установлено, что извещатели пожарные не обнаружены, в случае монтажа извещателей пожарных на потолочном перекрытии извещатели пожарные закрыты натяжным потолком; АУПС и СОУЭ не соответствуют проектной документации в части оборудования выходов из квартир извещателями пожарными ручными и в части оборудования входов в тамбур и лифтовой холл на каждом этаже светозвуковыми маяками 12-КП; на момент проведения испытаний система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивает требуемый (нормативный) уровень звука в защищаемых помещениях.
Отклоняя довод общества о том, что за надлежащее соблюдение требований пожарной безопасности, невыполнение которых послужило основанием для включения в предписание пунктов 1, 11, 17, 18, 21, 22, 29, 30, 32 - 38, ответственность должен нести застройщик, а не управляющая компания, поскольку выявленные дефекты и недостатки не имеют эксплуатационного характера и охватываются действием гарантийных обязательств застройщика по договорам долевого участия в строительстве, суды правомерно указали.
Согласно
части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно
пунктам 1 и
2 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В
части 2.3 названной статьи установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией указанная организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с
пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу
подпункта "е" пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (
пункт 16 Правил N 491).
Как установлено
пунктом 27 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты включены в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества.
Таким образом, по верным выводам судов первой и апелляционной инстанций, ООО "УК Фрегат" осуществляет управление многоквартирным домом, является лицом, отвечающим за содержание общего имущества МКД, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 12 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Закона N 123-ФЗ помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
Согласно
подпункту "в" пункта 35 Правил N 1479 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
В соответствии с
пунктом 48 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно
пункту 52 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу
пункта 37 Правил N 1479 эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В силу
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями
СП 52.13330.
Пунктом 7.106 СП 52.13330.2011 определено, что продолжительность работы освещения путей эвакуации должна быть не менее 1 ч.
Эвакуационное освещение зон повышенной опасности следует предусматривать для безопасного завершения потенциально опасного процесса или ситуации. Минимальная продолжительность освещения должна определяться временем, при котором существует опасность для людей (
пункт 7.107 СП 52.13330.2011).
Согласно
пункту 11 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено".
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что указанные обязательные требования пожарной безопасности на объекте проверки (многоквартирный дом) не соблюдаются, что свидетельствует о допущенных нарушениях.
При этом суды отметили, что на основании
пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Между тем, в ходе контрольных мероприятий управляющей компанией в подтверждение соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты был представлен акт проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты в 4 квартале 2020 года от 26.01.2021, составленный только работниками общества, при отсутствии у последнего лицензии на выполнение технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности.
Ссылки общества на договор технического обслуживания АУПС и СОУЭ N 32-ОТ от 02.12.2019, заключенный с ООО "Барс Трейдинг Групп", суды отклонили, указав, что договор заключен только в части оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и не предполагает выполнение работ в отношении иных систем противопожарной защиты.
В силу
пункта 2 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.
Пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений.
Из
пункта 5.6.2.1 ГОСТ Р 52382-2010 следует, что работа лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" не должна зависеть от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.
Перевод лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" должен осуществляться при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления или рядом с ней. Универсальный ключ поворачивается из позиции "Выключено" (позиция "0") в позицию "Включено" (позиция "1"). Универсальный ключ должен иметь возможность выниматься из гнезда только в позиции "0".
Анализируя имеющийся в материалах дела акт проверки, суды установили, что в нарушение указанных норм права обществом не обеспечена исправность работы лифтов при работе в условиях пожара.
Утверждение общества о том, что лифт с заводским номером B7NF1329 обеспечивал и обеспечивает работу в режиме "Перевозка пожарных подразделений" при соблюдении определенного алгоритма действий со ссылкой на письмо производителя от 22.04.2021 N 209, названных выводов суда не отменяет, поскольку указанное письмо было представлено управляющей компанией после выдачи оспариваемого предписания и фактически направлено на устранение выявленного нарушения, что не свидетельствует о необходимости исключения спорного пункта из предписания от 30.03.2021 N 166/1/1.
Исследовав и оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, приняв во внимание, что факты несоблюдения требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом в части оспариваемых нарушений нашли подтверждение материалами дела, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности предписания управления, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов общества.
Оценивая доводы общества относительно неисполнимости предписания, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое предписание содержит сведения о выявленных нарушениях и о мерах, которые следует принять управлению в целях их устранения, в связи с чем не усматривает оснований считать данное предписание неисполнимым.
Требования оспариваемого предписания относительно выявленных нарушений сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем уяснение его смысла не должно вызывать у общества затруднений. При этом в случае неясности порядка исполнения предписания общество также вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что выданное по результатам проверки предписание соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, правомерно не усмотрели оснований для признания его незаконным в оспариваемой части.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами правовых норм, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу
статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций, исходя из установленных фактических обстоятельств, правильно применены нормы материального права и нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно
части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 284,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.12.2021,
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А51-11325/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Т.Н.НИКИТИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ