Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2024 N Ф03-4358/2024 по делу N А04-1880/2024
Требование: О признании незаконным представления казначейства в части, об исключении из него требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений.
Обстоятельства: По результатам проверки составлен акт, которым установлено излишнее начисление дополнительных выплат в период нахождения сотрудника в отпуске без фактического исполнения им служебных обязанностей и решения об их сохранении на период нахождения в распоряжении. Вынесено представление с отражением нарушения и требований о его устранении.
Решение: Требование удовлетворено, так как соблюден порядок выплаты сотруднику денежного довольствия, предусмотренного законодательством.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2024 N Ф03-4358/2024 по делу N А04-1880/2024
Требование: О признании незаконным представления казначейства в части, об исключении из него требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений.
Обстоятельства: По результатам проверки составлен акт, которым установлено излишнее начисление дополнительных выплат в период нахождения сотрудника в отпуске без фактического исполнения им служебных обязанностей и решения об их сохранении на период нахождения в распоряжении. Вынесено представление с отражением нарушения и требований о его устранении.
Решение: Требование удовлетворено, так как соблюден порядок выплаты сотруднику денежного довольствия, предусмотренного законодательством.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2024 г. N Ф03-4358/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области: Кузнецова С.А., представитель по доверенности от 24.07.2024 N 28/ТО/13-6;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Гринько Н.В., представитель по доверенности от 27.12.2023 N 23-19-11/96;
Савин Виктор Александрович: не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 03.05.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024
по делу N А04-1880/2024 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области (ОГРН 1022800000222, ИНН 2801030184, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, пер. А.Волошина, д. 8)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108)
третье лицо: Савин Виктор Александрович
о признании незаконным представления в части
установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области (далее - УФСИН России по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, орган контроля) от 15.02.2024 N 23-13-47/22-954, исключении из представления требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пункте 2 представления.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Савин Виктор Александрович.
Решением суда от 03.05.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, УФК по Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, отказав в удовлетворении требований.
Отзыв на жалобу не представлен.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Представитель УФСИН России по Амурской области просил в удовлетворении жалобы отказать, оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Савин Виктор Александрович, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 26.09.2024 до 17.10.2024.
Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, законность обжалованных судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, УФК по Амурской области в соответствии с приказом от 27.11.2023 N 353 и на основании пункта 17 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области на 2023 год в период с 04.12.2023 по 26.12.2023 проведена выездная проверка УФСИН России по Амурской области по вопросам осуществления расходов на обеспечение выполнения функций государственного органа и их отражения в бюджетном учете и отчетности за период 2021 - 2022 годы.
По результатам проверки составлен акт от 26.12.2023, которым установлено, что в нарушение абзаца 2 статьи 70, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), пункта 51 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом ФСИН России от 16.08.2021 N 701 (далее - Порядок N 701), УФСИН России по Амурской области в 2022 году полковнику внутренней службы, находящемуся в распоряжении УФСИН России по Амурской области, излишне начислены дополнительные выплаты в период нахождения в отпуске без фактического исполнения им служебных обязанностей и решения об их сохранении на период нахождения в распоряжении в общей сумме 88 553,64 руб., излишне выплачено за минусом налога на доходы физических лиц (11 512,00 руб.) в сумме 77 041,64 руб.
15.02.2023 вынесено представление от 15.02.2024 N 23-13-47/22-954, в пункте 2 которого отражено вышеуказанное нарушение, и которое содержит требование об устранении нарушения в срок до 19.04.2024.
Посчитав вышеуказанное представление в части пункта 2 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, УФСИН России по Амурской области обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в данной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, пришел к выводу о соблюдении УФСИН России по Амурской области порядка выплаты сотруднику денежного довольствия, предусмотренного действующим законодательством.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) составляет и исполняет бюджетную смету; 2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) предусмотрено, что сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Приказом ФСИН России от 16.08.2021 N 701 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - Приказ N 701).
Согласно пункту 51 приказа N 701 сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа УИС, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, надбавки за выслугу лет, а также коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера.
Сотруднику, находящемуся в распоряжении и исполняющему обязанности по последней замещаемой должности, денежное довольствие выплачивается в полном размере (пункт 52 Приказа N 701).
Сотруднику, находящемуся в распоряжении и не исполняющему обязанности по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема исполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты (пункт 53 Приказа N 701).
Решение о сохранении или установлении выплат сотрудникам, перечисленных в пунктах 52, 53 настоящего Порядка, закрепляется в приказе о зачислении в распоряжение. Последующие решения об установлении или прекращении выплат исходя из фактически исполняемых служебных обязанностей оформляются отдельным приказом (пункт 54 Приказа N 701).
Сотруднику, зачисленному в распоряжение в период нахождения в отпусках с сохранением денежного довольствия или временной нетрудоспособности, выплата денежного довольствия осуществляется в размере, установленном на день, предшествующий дню наступления отпуска, временной нетрудоспособности, до окончания отпуска, временной нетрудоспособности (пункт 55 Приказа N 701).
Как следует из материалов дела приказом УФСИН России по Амурской области от 21.12.2021 N 366-к на основании рапорта от 10.12.2021 полковнику внутренней службы Савину В.А. предоставлен дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2022 год в количестве 15 календарных дней с 06.01.2022 по 20.01.2022, а также дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2022 год в количестве 10 календарных дней с 21.01.2022 по 30.01.2022.
Приказом УФСИН России от 22.01.2021 N 369-к на основании рапорта от 17.12.2021 полковнику внутренней службы Савину В.В. предоставлен основной отпуск за 2022 год в количестве 45 календарных дней с 31.01.2022 по 28.03.2022, с учетом времени на проезд к месту проведения отпуска (г. Москва) и обратно в количестве 2 календарных дней.
Пунктом 1 приказа ФСИН России от 26.01.2022 N 39-лс подполковник внутренней службы Савин В.А. освобожден от занимаемой должности в связи с проведением процедуры увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и зачислен в распоряжение УФСИН России по Амурской области.
Пунктом 2 этого же приказа ФСИН России полковник внутренней службы Савин В.А., находящийся в распоряжении УФСИН России по Амурской области уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с расторжением контракта о службе по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) на основании рапорта Савина В.А. от 22.12.2021.
Приказом УФСИН России по Амурской области от 27.01.2022 N 14-лс Савин В.А., находящийся в распоряжении УФСИН России по Амурской области, уволен (прекратил службу в уголовно-исполнительной системе) с 28.03.2022.
Приказом ФСИН России от 10.02.2022 N 85-лс временное исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя начальника УФСИН России по Амурской области возложено на подполковника Сычева В.А., с выплатой денежного довольствия исходя из оклада по временно замещаемой должности.
Согласно расчетному листку за период январь - март 2022 года Савину В.А. начислены следующие выплаты: должностной оклад - 87 459,68 руб.; оклад по званию - 43 734,19 руб.; надбавка за стаж - 52 477,55 руб.; надбавка за квалификационное звание - 17 491,94 руб.; надбавка за особые условия службы - 8 745,97 руб.; надбавка за государственную тайну - 17 491,94 руб.; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 21 501,22 руб.; поощрительные выплаты за особые достижения в службе - 34 83,87 руб.; районный коэффициент - 45 480,25 руб.; коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера - 68 220,38 руб.; материальная помощь - 45 189 руб.
Начисленное денежное довольствие и дополнительные выплаты перечислены Савину В.А. платежными поручениями от 20.01.2022 N 105984, от 28.01.2022 N 179565, от 10.02.2022 N 256861.
Органом контроля установлено, что Савин А.В. на момент освобождения от занимаемой должности и зачисления в распоряжение находился в отпуске, который окончился 30.01.2022. На период нахождения в отпуске с 31.01.2022 по 28.03.2022 Савин А.В. должностные обязанности фактически не исполнял. При этом, приказом ФСИН России от 26.01.2022 N 39-лс, решения о сохранении дополнительных выплат на период нахождения Савина В.А. в распоряжении закреплено не было.
В этой связи, по мнению УФК по Амурской области Савину В.А. излишне начислены дополнительные выплаты в период нахождения в отпуске без фактического исполнения им служебных обязанностей и решения об их сохранении на период нахождения в распоряжении в общей сумме 88 553,64 руб., излишне выплачено за минусом налога на доходы физических лиц (11 512 руб.) в сумме 77 041,64 руб.
Между тем, судами верно оценены и отклонены данные доводы в связи со следующим.
Право сотрудников уголовно-исполнительной системы на получение социальных гарантий установлено Законом N 283-ФЗ, которым предусмотрены выплаты денежного довольствия, исчисляемого исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи.
Виды отпусков с сохранением денежного довольствия установлены статьей 58 Федерального закона N 197-ФЗ от 19.07.2018 "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 197-ФЗ), к которым относятся следующие виды отпусков: 1) основной отпуск; 2) дополнительные отпуска; 3) каникулярный отпуск; 4) отпуск по личным обстоятельствам; 5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы; 6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 10 указанного закона установлено, что сотрудник может проходить службу в уголовно-исполнительной системе в случае его зачисления в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в уголовно-исполнительной системе.
Согласно пункту 9 статьи 36 Закона N 197-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), социальные гарантии сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, за исключением исполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностной инструкцией.
Положениями частей 2, 5, 13, 14 статьи 58 Закона N 197-ФЗ установлено, что основной и дополнительные отпуска сотруднику предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в уголовно-исполнительной системе; основной отпуск за второй и последующие годы службы в уголовно-исполнительной системе предоставляется сотруднику в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника; сотруднику, увольняемому со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18 или 20 части 2 либо пунктом 12 или 13 части 3 статьи 84 Закона N 197-ФЗ, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска; предоставление сотруднику отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя.
Приказ N 701 регламентирует порядок выплаты денежного довольствия за период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Пунктами 52 - 54 данного приказа установлен порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам, находящимся в распоряжении и исполняющим, либо не исполняющим обязанности по последней замещаемой должности.
Пунктом 55 Приказа N 701 установлен такой порядок для случаев нахождения сотрудника, зачисляемого в распоряжение, в период нахождения его в отпусках с сохранением денежного довольствия или временной нетрудоспособности. При этом указано, что в данном случае выплата денежного довольствия осуществляется в размере, установленном на день, предшествующий дню наступления отпуска, временной нетрудоспособности, до окончания отпуска, временной нетрудоспособности.
Поскольку Савин В.А. на момент освобождения от занимаемой должности и зачисления в распоряжение (26.01.2022) находился в дополнительном отпуске с 21.01.2022 по 30.01.2022, а затем с 31.01.2022 по 28.03.2022 в основном отпуске за 2022 год, и перерыва между отпусками не было, суды, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, регламентирующих порядок начисления и выплаты денежного довольствия в период нахождения сотрудника УИС, зачисляемого в распоряжение, в отпуске с сохранением денежного довольствия, пришли к правильному выводу о том, что такое денежное довольствие выплачено ему правомерно, в соответствии с пунктом 55 Приказа N 701, в размере, установленном на день, предшествующий дню наступления отпуска, то есть по состоянию на 30.01.2022, вплоть до его окончания.
При этом, несмотря на то, что Савин В.А. в период нахождения в распоряжении не исполнял обязанности по должности, закрепление в приказе ФСИН России от 26.12.2022 N 39-лс решения о сохранении дополнительных выплат на период нахождении Савина В.А. в данном случае не требовалось.
Таким образом, суды пришли к верным выводам о том, что нарушений действующего законодательства при начислении денежного довольствия УФСИН России по Амурской области не допущено.
Учитывая вышеизложенное, суды правомерно признали оспоренное предписание УФК по Амурской области недействительным.
Выводы судов являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 03.05.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024 по делу N А04-1880/2024 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ