Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 27.07.2012 по делу N А53-19660/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 N 15АП-1440/2012 по делу N А53-19660/2011
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 N 15АП-1440/2012 по делу N А53-19660/2011
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2012 г. N 15АП-1440/2012
Дело N А53-19660/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: Антюфеева И.В. паспорт, по доверенности б/н от 28.10.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 49849)
от прокуратуры: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 49850)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного научного учреждения "Всероссийский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Россельхозакадемии
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2012 по делу N А53-19660/2011
по заявлению: Государственного научного учреждения "Всероссийский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Россельхозакадемии
к заинтересованному лицу: Главному управлению МЧС России по Ростовской области Отделение по надзорной деятельности по Зерноградскому району
при участии прокурора
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
установил:
Государственное научное учреждение "Всероссийский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Россельхозакадемии (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ростовской области Отделение по надзорной деятельности по Зерноградскому району (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановлений от 26.09.2011 N 160-153/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП с назначением наказания в размере 400 000 руб.; N 160-154/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 150 000 руб.; N 160-155/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, предусмотренном
гл. 34 АПК РФ, и просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с
гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель учреждения доложил жалобу, просил отменить решение, пояснил, что не согласен с выводом суда о том, что наказание должно быть назначено по каждому эпизоду. Учреждение считает, что при совершении одного действия, содержащего составы правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена 2 и более статьями
Кодекса, административное наказание должно назначаться в пределах более строгой санкции, а не путем сложения всех.
В судебном заседании 28.03.2012 г. в порядке
ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 05.04.2012 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству.
Отдел государственного пожарного надзора Зерноградского района ГУ МЧС России по Ростовской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда законным и обоснованным по причинам, изложенным в письменном отзыве. Прокуратура в представленном отзыве также не согласилась с жалобой, просит отказать в ее удовлетворении.
Представитель управления и прокуратуры в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что по правилам
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что прокуратурой Зерноградского района по заданию прокуратуры Ростовской области совместно с отделом надзорной деятельности по Зерноградскому району МЧС России 20.09.2011 проводилась проверка исполнения Учреждением норм законодательства о противопожарной безопасности в административном здании научно-исследовательского института по адресу: г. Зерноград, Научный городок, 3.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
По результатам проверочных мероприятий прокурором района было вынесено три постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении учреждения по факту совершения административных правонарушений, ответственность за которые установлена
частями 2,
3 и
4 статья 20.4 КоАП РФ. Материалы проверки для проведения административного расследования и принятия решения по ним переданы в отдел надзорной деятельности.
В ходе проведенной совместной проверки в принадлежащих заявителю помещениях выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной безопасности противопожарный режим (ППБ 01-03
п. 15);
- руководство и начальники участков, а также лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность обучения в объеме пожарно-технического минимума не прошли (ППБ 01-03
п. 15);
- обучение работников организации мерам пожарной безопасности не организовано и не проводится (
Приказ МЧС РФ от 12.12.07 N 645 "Об утверждении норм ПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций");
- в здании отсутствуют знаки пожарной безопасности и таблички с номером вызова пожарной охраны (ППБ 01-03
п. 13).
Перечисленные правонарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме этого, в ходе проверки выявлено:
- в здании с пребыванием более 50 человек недостаточное количество огнетушителей, а часть из них (4) требует перезарядки (
ППБ 01-03 Приказа МЧС РФ от 18.06.03 N 313 "Об утверждении ППБ",
СП 9.13130.2009 Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации);
- в электрораспределительном щите допускается эксплуатация с использованием некаблированных плавких вставок (ППБ 01-03
п. 60);
- система внутреннего противопожарного водоснабжения здания неисправна и требует реконструкции (ППБ 01-03
п. 34).
Указанные правонарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ образовали следующие правонарушения:
- помещения здания не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности. Приказ МЧС РФ от 25.03.09 N 173,
НПБ 104-03. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях",
пункт 5 Приказа МЧС РФ от 20.06.03 N 323);
- здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией (
Приказ МЧС РФ от 18.06.03 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
НПБ 110-03,
СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования);
- эвакуационные пути в здании закрыты (
п. 53 Приказа МЧС РФ от 18.06.03 N 313 "Об утверждении ППБ",
ППБ 01-03,
СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171).
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях главным госинспектором Зерноградского района по пожарному надзору были вынесены постановления от 26.09.2011 N 160-153/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП с назначением наказания в размере 400 000 руб.; N 160-154/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 150 000 руб.; N 160-155/2011/2 о привлечении к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 150 000 руб.
Учреждение обжаловало указанные постановления в арбитражный суд.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании
части 1 статьи 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Согласно
части 3 названной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа.
Во исполнение
Закона N 69-ФЗ
Приказом от 18.06.2003 г. N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.03 введены в действие
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Учитывая особенности назначения административных наказаний за совершение вмененных обществу административных правонарушений и проверяя законность назначения обществу наказания по правилам
части 2 статьи 4.4 Кодекса, апелляционная инстанция полагает, что выявленные отделом нарушения являются нарушением только специальных правил пожарной безопасности, путем совершения различных бездействий.
Частями 1 и
3 статьи 20.4 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности:
Часть 1 - за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи
(часть 1), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
частью 3 - за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
части 1 статьи 4.4 Кодекса, определяющей особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 статьи 4.4 Кодекса установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (
пункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса).
Следовательно, при совокупности правонарушений у правонарушителя наступает ответственность за каждое совершенное правонарушение по соответствующей статье или части
Кодекса. Такой совокупностью является и одно действие (бездействие), содержащее признаки правонарушений, предусмотренных двумя и более статьями
Кодекса. Если правонарушение регулируется общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и ответственность наступает за совершение правонарушения, предусмотренного специальной нормой.
Одним из признаков определения назначения административных наказаний за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена двумя и более частями статей, является совершение одного действия (бездействия), образованного сходными фактическими обстоятельствами, направленность на один предмет правонарушения (объект).
При назначении наказания по правилам
части 1 статьи 4.4 Кодекса следует учитывать, охватывается ли деяние признаками одного правонарушения либо нескольких самостоятельных правонарушений, образуют ли ряд одновременных противоправных действий.
По правилам
части 2 статьи 4.4 Кодекса наказание определяется при совокупности нескольких правонарушений, охватываемых единым действием (бездействием). Совершение правонарушителем двух и более разных неправомерных действий в рамках осуществления производственной деятельности на одном объекте, квалифицируемых по одной статье
Кодекса, в рассматриваемом случае с учетом установленных судом фактических обстоятельствах по делу, образует множественность правонарушений. Совершение лицом двух и более правонарушений влечет определение наказания за каждое совершенное административное правонарушение по правилам
части 1 статьи 4.4 Кодекса, что нарушил административный орган при вынесении обжалуемого постановления о привлечении общества к ответственности.
Вывод суда первой инстанции основан на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 по делу N А53-19660/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с
частью 5 статьи 271,
частью 1 статьи 266 и
частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть
обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА