Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-17721/13 отказано в передаче дела N А44-794/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2013 N А44-794/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А44-794/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А44-794/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А44-794/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Русь" Степанова А.В. на основании доверенности от 07.03.2013 N 7, от отдела надзорной деятельности по Маловишерскому и Окуловскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области Захарова С.А. на основании доверенности от 10.01.2013 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 марта 2013 года по делу N А44-794/2013 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русь" (ОГРН 1025301589653; далее - общество, ООО "Русь") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Маловишерскому и Окуловскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - отдел, ОНД УНД ГУ МЧС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2013 N 8 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27 марта 2013 года по делу N А44-794/2013 в удовлетворении требований общества отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что административный орган не доказал наличия на территории проверяемого предприятия автозаправочной станции (далее - АЗС), указывает на нарушения процедуры привлечения к ответственности, полагает, что имеется возможность назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного вмененной
нормой Кодекса.
Отдел в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.12.2012 N 1 должностным лицом ОНД УНД ГУ МЧС России в период с 11.01.2013 по 18.01.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Русь" требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Объектом проверки являлись помещения общества, расположенные по адресу: Новгородская область, Окуловский район, п. Угловка, ул. Кирова, д. 42.
В ходе проверки выявлены общие нарушения:
1) не обеспечена разработка и утверждение инструкций о мерах пожарной безопасности в отношении каждого объекта;
2) не обеспечено обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
3) не обеспечено проведение периодических осмотров, учет наличия и состояния имеющихся огнетушителей (журнал учета огнетушителей не ведется);
4) не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначений и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны;
5) территория организации не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Нарушения в административном здании:
1) административное здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
2) административное здание не обеспечено огнетушителями согласно действующих норм.
Нарушения в цехе оцилиндровки, главном производственном корпусе:
1) на пилораме, в производственном цехе допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками;
2) в помещениях бытовки и заточной допускается эксплуатация нестандартного электронагревательного прибора без терморегулятора, подключенного электропроводом с видимыми нарушениями изоляции;
3) в помещении бытовки допускается курение табака работниками организации, место для курения не оборудовано;
4) пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с действующими нормами;
5) огнетушители находятся в неисправном состоянии;
6) помещения общественного и административного назначения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
7) не обеспечено оборудование производственного здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Нарушения в раскроечном цехе:
1) сооружение не обеспечено первичными средствами пожаротушения;
2) пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с действующими нормами.
Нарушения в гараже, пункте технического осмотра:
1) в помещении раздевалки допускается курение табака работниками организации, место для курения не оборудовано;
2) не обеспечено хранение специальной одежды лиц, работающих с маслами, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями в подвешенном виде в металлических шкафах;
3) в помещении раздевалки допускается эксплуатация электроосвещения, подключение которого выполнено проводом с видимым нарушением изоляции;
4) пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с действующими нормами;
5) не обеспечено ограждение места проведения сварочных и резательных работ сплошной перегородкой из негорючего материала;
6) допускается совместной хранение запасных баллонов с горючим газом и кислородом в помещении технического осмотра;
7) не обеспечено проведение работ по очистке помещения от горючих отходов;
8) здание для хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Нарушения в топливозаправочном пункте:
1) не обеспечено применение технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию, содержащую требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации;
2) планировка АЗС не исключает возможность растекания топлива в случае его аварийного разлива как на территории АЗС, так и за ее пределами;
3) не обеспечено минимальное расстояние (25 метров) от АЗС до производственных объектов;
4) в помещении с ТРК и резервуарами для хранения топлива допускается эксплуатация электропровода освещения с видимыми нарушениями изоляции и светильника, не имеющего колпака;
5) помещение АЗС не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
6) пожарный щит, расположенный на стене АЗС не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем.
Тем самым общество нарушило требования
статей 43,
60,
62,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 2,
3,
14,
20,
28,
42,
70,
152,
420,
421,
425,
428,
439,
478,
482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима, Правила N 390);
таблицы 1, пункта 20
таблицы 2,
пункта 38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. НПБ 110-03", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
пункта 20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. НПБ 104-03", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323,
пунктов 4.5.2,
4.5.4 Свода правил "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 5.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
пункта 39 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645;
пункта 6.30 Строительных норм и правил Российской Федерации "Стоянки автомобилей. СНиП 21-02-99", введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 19.11.1999 N 64;
пункта 6.3 Ведомственных строительных норм "Предприятия по обслуживанию автомобилей. ВСН 01-89", утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.1990 N ВА-15/10;
пунктов 3,
4,
9,
12*,
71,
96* Норм пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25 (далее - НПБ 111-98*).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.01.2013 N 1 с приложенными к нему фотоснимками.
По факту выявленных нарушений уполномоченное лицо отдела составило протоколы от 21.01.2013 N 18, 19 об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, главный государственный инспектор Маловишерского и Окуловского районов по пожарному надзору ОНД УНД ГУ МЧС России вынес постановление от 28.01.20.13 N 8, которым ООО "Русь" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно
вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Пунктом 3 НПБ 111-98* установлено, что при проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном
НПБ 03-93.
Технико-эксплуатационная документация должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя.
Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
Согласно
пункту 9 названных Норм планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
В силу
пункта 12* НПБ 111-98* минимальное расстояние от АЗС жидкого моторного топлива до производственных, складских и административно-бытовых зданий и сооружений промышленных предприятий составляет 25 метров.
Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (
пункт 96 НПБ 111-98*).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима.
В
пункте 439 указанных Правил установлено, что технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, должно соответствовать технико-эксплуатационной документации на применяемую технологическую систему и конструкторской документации.
В соответствии с
частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Податель жалобы полагает, что административный орган необоснованно вменил ему нарушения положений
пунктов 3,
4,
9,
12,
96 НПБ 111-98*,
пункта 439 Правил N 390, поскольку на территории организации отсутствует АЗС, резервуары с топливом.
Согласно
пункту 2* Правил N 390 под топливозаправочным пунктом понимается АЗС, размещаемая на территории предприятия, и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
Из материалов дела следует, что ООО "Русь" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 40 578 кв. м, с кадастровым номером 53:12:0201018:0006, расположенный по адресу: Окуловский район, п. Угловка, ул. Кирова, д. 42, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 18.11.2009 серии 53-АА N 397819.
Общество (арендодатель) заключило с общество с ограниченной ответственностью "Бинор" (арендатор) договор от 11.05.2010 на аренду земельного участка, находящегося в частной собственности, на срок менее года.
На основании пункта 1.1 указанного договора арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование часть земельного участка с кадастровым номером 53:12:0201018:0006, общей площадью 300 кв. м, с целью размещения и хранения производственного имущества и ведения предпринимательской деятельности.
Границы арендуемой части указаны в прилагаемом к договору плане участка (приложение N 1), который является неотъемлемой частью договора.
Вместе с тем в материалах дела план участка отсутствует, в связи с чем определить объект аренды не представляется возможным.
Тот факт, что общество обеспечило беспрепятственный доступ представителя административного органа в помещение АЗС, исключает возможность принадлежности АЗС иным лицам.
Кроме того, из письма директора ООО "Русь", составленного в ответ на акт проверки от 21.10.2008 N 152, следует, что нарушения законодательства в области пожарной безопасности на топливозаправочном пункте имели место и ранее.
Принадлежность обществу топливораздаточных колонок следует из извещений о непригодности от 18.02.2013 N 27, 28.
Факт совершения обществом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: актом проверки от 18.01.2013 N 1 с приложенными к нему фотографиями, протоколами от 21.01.2013 N 18, 19 об административных правонарушениях, письмом от 21.10.2008 N 152, извещениями о непригодности от 18.02.2013 N 27, 28.
Таким образом, в действиях ООО "Русь" имеется состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Составление акта проверки от 18.01.2013 N 1 не противоречит положениям
статьи 26.2 КоАП РФ и само по себе не исключает указанный документ из числа доказательств.
В то же время нормами
КоАП РФ его составление не регламентировано, следовательно, у административного органа отсутствовала обязанность по извещению общества о времени и месте его составления.
Имеющиеся в материалах дела фотографии с указанием даты (11.01.2013) и проверяемых объектов являются приложением к акту проверки и соответственно доказательством по делу.
Осмотр проверяемых помещений общества в порядке, установленном
статьей 27.8 КоАП РФ, административным органом не производился.
Ссылка подателя жалобы на возможность назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ не принимается апелляционной инстанцией.
Из
определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О следует, что наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в
КоАП РФ, что является прерогативой законодателя.
Отдел назначил ООО "Русь" штраф в минимальном размере с учетом обстоятельств совершения правонарушения.
Положения
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" в рассматриваемом случае не применимы.
В
пункте 3 резолютивной части названного постановления указано, впредь до внесения в
КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 5 статьи 19.8 Кодекса может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований
Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем
постановлении.
Вывод о возможности применения положений указанного
постановления в отношении других составов административных правонарушений, указанный акт не содержит.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, назначение наказания обществу в минимальном размере, предусмотренном санкциями
частей 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционная коллегия считает, что основания считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Русь" в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных
статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с
частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 марта 2013 года по делу N А44-794/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ