Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А56-36196/2012
Если обязательные требования пожарной безопасности при подготовке загородного стационарного оздоровительного лагеря к летнему сезону выполнены учреждением в срок, установленный администрацией муниципального образования, то суд приходит к выводу о недоказанности в действиях учреждения состава инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А56-36196/2012
Если обязательные требования пожарной безопасности при подготовке загородного стационарного оздоровительного лагеря к летнему сезону выполнены учреждением в срок, установленный администрацией муниципального образования, то суд приходит к выводу о недоказанности в действиях учреждения состава инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу N А56-36196/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Черняк
при участии:
от истца (заявителя): представителя И.В.Варламовой (приказ от 14.06.2006 N 39-л/с)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20263/2012) МОУ ДОД "Сланцевский дом детского творчества" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2012 по делу N А56-36196/2012 (судья О.В.Анисимова), принятое
по иску (заявлению) МОУ ДОД "Сланцевский дом детского творчества"
к Отделу надзорной деятельности Сланцевского района УНД ГУ России по Ленинградской области
об оспаривании постановления от 07.06.2012 N 356/357/358
установил:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Сланцевский дом детского творчества" (место нахождения: 188560, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Сланцевского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области (место нахождения: 188560, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Дорожная, д. 1) (далее - Отдел, административный орган) от 07.06.2012 N 356/357/358 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 19.09.2012 суд отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в его действиях состава инкриминируемого правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по административному делу, а также оснований для признания совершенного Учреждением правонарушения малозначительным в соответствии со статьями 2.9 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное им требование. Податель жалобы указывает на то, что проверки инспектором Отдела была проведена в период, когда в загородном стационарном оздоровительном лагере "Салют" завершались ремонтные и пусконаладочные работы, согласно плану подготовки лагеря к летнему сезону 2012 года. Выявленные нарушения были устранены до рассмотрения административного дела и до начала периода работы лагеря, о чем Отделу была предоставлена информация 07.06.2012. При таких обстоятельствах, податель апелляционной жалобы полагает, что в его действиях отсутствует вина в совершении инкриминируемого правонарушения, а, следовательно, и его состав, в связи с чем оно необоснованно привлечено к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.
Отдел, уведомленный надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 28.05.2012 по 01.06.2012 Отделом проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением правил пожарной безопасности в оздоровительном лагере "Салют", расположенном по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, дер. Заручье. Проверка проведена на основании Распоряжения от 04.05.2012 N 243 (т. 1 л.д. 17-18).
В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21.01-97*), Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-03. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 01.06.2012 N 243 (т. 1 л.д. 19-20).
Также по результатам проверки административным органом составлены протоколы об административном правонарушении от 01.06.2012 NN 356, 357 и 358 по части 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно (т. 1 л.д. 27-32).
07.06.2012 Отделом в отношении Учреждения вынесено постановление N 356/357/358 о привлечении к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией в виде наложения административного штрафа в размере 150000 руб. (т. 1 л.д. 14-16).
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд без достаточных оснований отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 данной нормы предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Материалами дела (актом проверки, протоколами об административном правонарушении) подтверждается факт нарушения Учреждением требований пожарной безопасности в Оздоровительном лагере "Салют" по состоянию на 01.06.2012.
Между тем, согласно Постановлению Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 27.04.2012 N 562-п "Об организации отдыха детей и подростков в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образовании детей "Сланцевский дом детского творчества" в загородном стационарном оздоровительном лагере "Салют" летом 2012 года функционирование данного лагеря осуществляется с 15.06.2012 в две смены с охватом 160 человек, согласно пункту 10 данного постановления приемка загородного стационарного оздоровительного лагеря "Салют" должна быть обеспечена до 10.06.2012 (т. 1 л.д. 33).
По заявлению Учреждения, не оспоренного административным органом, на период проведения проверки (с 28.05.2012 по 01.06.2012), а также на дату вынесения оспариваемого постановления - 07.06.2012 лагерь не функционировал, в нем велись подготовительные работы.
Учреждением представлены доказательства того, что на дату начала первой смены лагеря "Салют" выявленные нарушения требований пожарной безопасности были устранены.
Нарушение требований НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования": место нахождения пожарного аварийного оборудования обозначено соответствующими знаками (Главный корпус, спальный корпус, медпункт, домик сторожа, баня, клуб). Инспектору ОНД Сланцевского района при приемке лагеря 09.06.2012 были представлены доказательства устранения данного нарушения.
Несоблюдение требований Постановления Правительства Ленинградской области от 12.12.2006 N 336: директором лагеря пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума для ответственных за пожарную безопасность (удостоверение N 000278 выдано на срок до 04.06.2015 - т. 1 л.д. 38).
Пункт 12 ППБ: на основе Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, разработана новая инструкция по пожарной безопасности, утвержденная приказом МОУ ДОД "Сланцевский ДДТ" от 31.05.2012 N 72, которая включает в себя действие персонала по эвакуации людей при пожаре на объекте.
Сроки проведения противопожарного инструктажа с работниками лагеря определены Приказом по учреждению от 08.08.2011 N 102 (т. 1 л.д. 39-40). Проведены противопожарные инструктажи со штатными работниками лагеря 10.08.2011, 15.08.2011, 29.07.2011, 01.09.2011, 01.10.2011 (копия журнала проведения инструктажа - т. 1 л.д. 43-44). Проведены противопожарные инструктажи с вновь принимаемыми работниками лагеря (копия журнала от 13.06.2012 т. 1 л.д. 134-142).
Таким образом, штатные работники загородного стационарного лагеря "Салют" обучены по программе пожарно-технического минимума.
Во исполнение пункта 8 ППР организовано круглосуточное дежурство штатного обслуживающего персонала на территории лагеря (за период да начала его функционирования) - в материалы дела представлен график работы сторожей за май 2012 года (т. 1 л.д. 45).
Во исполнение пункта 9 ППР обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсических продуктов горения (сертификаты соответствия - т. 1 л.д. 46, 47). Между тем, нарушение данного требования неправомерно вменено Учреждению, поскольку пункт 9 ППР вступил в силу 01.09.2012 и на момент проверки 29.05.2012 еще не действовал.
В соответствии с пунктом 4 ППР Приказом Учреждения от 08.08.2011 N 102 назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности в период функционирования лагеря (т. 1 л.д. 39-40).
Устройства для самозакрывания дверей после проведения покрасочных работ установлены и находятся в исправном состоянии, вытяжная вентиляция смонтирована в мае 2012 года, определен порядок и сроки проведения работ по ее очистке от горючих отходов (приказ от 29.05.2012 N 65).
Проведена огнезащитная обработка деревянной лестницы запасного выхода в главном корпусе по договору, заключенному Учреждением с ЗАО "ГОЛЬФСТРИМ" от 28.05.2012 N 759-12/ОЗ-сл; в материалы дела представлены копия данного договора, лицензии и сертификата (т. 1 л.д. 48-55).
Относительно нарушения 30 ППР суд первой инстанции правомерно указал на то, что массовые мероприятия (дискотеки) на территории лагеря проводятся только в период его функционирования, в связи с чем инкриминирование данного нарушения оспариваемым постановлением является необоснованным. Выводы суда первой инстанции в части данного нарушения являются правомерными.
Нарушение пункта 83 ППР: эксплуатация теплопроизводящих установок производится в лагере с начала его функционирования (с 15.06.2012). Заведующий хозяйством лагеря Ярославкин И.Я. прошел обучение по программе пожарно-технического минимума - удостоверение от 04.06.2012 N 000280 (т. 1 л.д. 56).
Нарушение пункта 465 ППР, статьи 8 Федерального закона от 11.07.2008 N 123-ФЗ: огнетушители класса пожара АВС заменены на огнетушители класса пожара АВСЕ. Данные огнетушители осмотрены при приемке лагеря инспекторами ОНД Сланцевского района 09.06.2012. Восстановлены поврежденные электророзетки до начала функционирования лагеря (пункт 42 ППР).
Пункт 61 ППР: обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (главный корпус, спальный корпус, медпункт, домик сторожа, баня, клуб). Данное обстоятельство подтверждается заключением от 07.06.2012 N 21 о результатах обследования системы пожарной сигнализации, выданным ООО "Деловые Системы" (т. 1 л.д. 51).
Пункт 63 ППР: договор на техническое обслуживание средств пожарной сигнализации N 88-12/О заключен 01.06.2012 с ООО "Деловые Системы" (т. 1 л.д. 58-59).
Статья 4 Закона N 123-ФЗ, пункт 14.4 Свода правил СП 5.13130.2009: извещение о пожаре передается подразделению пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Материалами дела подтверждается, что Учреждением заключен договор с ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений" от 20.03.2012 N 00621 (т. 1 л.д. 60-62). Также с данным юридическим лицом заключен договор от 20.03.2012 N 13_0000_00621 на оказание услуг по обеспечению функционирования канала связи (непрерывный круглосуточный канал) (т. 1 л.д. 63-66). Так же в материалы дела представлено Уведомление о подключении к ЦАСПИ от 31.05.2012 N 2-265-12 и переводе в рабочий режим, акт проверки работоспособности оборудования передачи сигнала пожарной тревоги ЦАСПА от объектов пожарной сигнализации в пожарную часть от 08.06.2012 (т. 1 л.д. 67, 68).
Пункт 4 статьи 145, статьи 103 Закона N 123-ФЗ: Учреждением представлены сертификаты на оборудование, используемое для передачи сигнала о пожаре на пункт связи пожарной части (т. 1 л.д. 143-146).
Пункт 33 ППР: на путях эвакуации обеспечено наличие знаков пожарной безопасности. Данное нарушение, а также иные нарушения, касающиеся оборудования лагеря, не могли быть устранены до 4 - 5 июня 2012 года - до окончания ремонтных и пусконаладочных работ.
Согласно позиции Отдела, изложенной суду первой инстанции в отзыве, административным органом не отрицался факт устранения выявленных нарушений до начала фактического функционирования стационарного оздоровительного лагеря "Салют". Опровержений данного обстоятельства не представлено Отделом и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается административным органом то обстоятельство, что обязательные требования пожарной безопасности при подготовке загородного стационарного оздоровительного лагеря "Салют" к летнему сезону 2012 года были Учреждением выполнены в срок, установленный Администрацией муниципального образования Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 27.04.2012 N 562-п "Об организации отдыха детей и подростков..." - то есть до 15.06.2012. При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Учреждения состава инкриминируемого правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относится отсутствие события административного правонарушения.
Вынесенное Отделом надзорной деятельности постановление является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.
Частью 1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.
Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте установил факт устранения Учреждением выявленных нарушений, однако указал, что данное обстоятельство не освобождает его от административной ответственности. По мнению апелляционного суда, существенным для рассмотрения настоящего дела является то обстоятельство, что нарушения устранены до начала деятельности оздоровительного лагеря. Выводы суда о том, что Учреждением не принято необходимых и достаточных мер для соблюдения правил пожарной безопасности, апелляционный суд находит ошибочным, поскольку он опровергается материалами дела.
Принятое по делу решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2012 года по делу N А56-36196/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (место нахождения: 188560, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Дорожная, д. 1) от 07.06.2012 N 356/357/358 о привлечении к административной ответственности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сланцевский дом детского творчества" (место нахождения: 188560, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16, ОГРН 1024701706666).
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ