Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А56-11732/2012
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А56-11732/2012
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу N А56-11732/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Злобин Е.В. - по доверенности от 27.08.2012;
от заинтересованного лица 1: Семенова И.В. - по доверенности от 10.09.2012;
от заинтересованного лица 2: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13587/2012) общества с ограниченной ответственностью "Мит Стар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2012 по делу А56-11732/2012 (судья Никитушева М.Г.), принятое
по заявлению ООО "Мит Стар", место нахождения: 196240, г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, литер Р, ОГРН 1027804182823
к Отделу надзорной деятельности Московского района Управления надзорной Деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу,
к Главному Управлению МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мит Стар", 196240, г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, литер Р, ОГРН 1027804182823, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Московского района Управления надзорной Деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - Отдел, административный орган) от 14.02.2012 N 2-18-232 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.06.2012 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 18.06.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Отдела позицию Общества не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, во исполнение определения Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 представил суду дополнения к отзыву на жалобу заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Главное Управление МЧС России по Санкт-Петербургу, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Отдела от 10.01.2012 N 2-18-11 в период с 18.01.2012 по 31.01.2012 в отношении заявителя была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, лит. Р.
В ходе проверки выявлены нарушения Обществом обязательных требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 31-04-2001 "Складские здания", СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
По результатам проверки составлен акт от 31.01.2012 N 2-18-11, Обществу выдано предписание N 2-18-11/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
07.02.2012 уполномоченным должностным лицом Отдела в отношении Общества составлены протоколы NN 2-18-230, 2-18-231 и N 2-18-232 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 14.02.2012 N 2-18-232 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3. 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Из постановления Отдела от 14.02.2012 N 2-18-232 следует, что Обществу вменены в вину следующие нарушения:
- не обеспечен подъезд к производственному зданию по всей длине с двух сторон (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3.46 СНиП 11-89-80*);
- производственные и складские помещения категории В1-ВЗ не отделены друг от друга, от других помещений и помещений категории В4, Г и Д, коридоров противопожарными дверями 2-го типа (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.14 СНиП 21-01-97*, пункт 7.3 таблицы 3, СНиП 31-03-2001, пункт 6.4 СНиП 31-04-2001);
- складская пристройка не отделена от производственной части здания противопожарной стеной 1-го типа с соответствующим заполнением проема (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.14 СНиП 21-01-97*, пункт 1.25 СНиП 2.09.04-87*);
- в коридорах и на лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте до 2,2 м с поверхности проступей и площадок лестницы (пункт 3 ППБ 01-03, пункты 632, 6.26 СНиП 21-01-97*);
(за что частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность)
- производственные, складские помещения не обеспечены в полном объеме кранами внутреннего противопожарного водопровода с соответствующими характеристиками (защита помещения не менее, чем 2 струями по 2,5 литра/сек каждая) (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.3 СНиП 21-01-97*, пункт 6.1 СНиП 2.04.01-85*);
- не приведен в исправное состояние пожарный гидрант (не обновлена табличка, не очищен, не утеплен) (пункты 89, 90 ППБ 01-03);
- не устранены замечания, указанные в акте проверки внутреннего противопожарного водопровода от 20.01.2012 пункт 89 (ППБ 01-03);
(за что частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность)
- поэтажные коридоры административно-бытовой части здания, не имеющие естественного освещения, не оборудованы системой дымоудаления (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.3 СНиП 21-01-97*, пункт 1.27 СНиП 2.09.04-87*);
- не обеспечен второй самостоятельный обособленный от производственной части здания выход из помещений 2-го этажа административной части здания (пункт 3 ППБ 01-03, пункты 6.9, 6.11 СНиП 21-01-97*, пункт 1.16 СНиП 2.09.04-87*);
- лестничная клетка административно-бытовой части здания не отделена от поэтажных коридоров перегородками с дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.18 СНиП 21-01-97*);
- отделка пола на путях эвакуации (коридор 2-го этажа административной части здания) имеет показатели пожарной опасности более высокие, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.25 СНиП 21-01-97*);
- отделка пола на путях эвакуации (вестибюль 1-го этажа административной части здания) имеет показатели пожарной опасности более высокие, чем: Г2, РП2, Д2, Т2 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.25 СНиП 21-01-97*);
- в коридорах и на лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м (пункт 3 ППБ 01-03, пункты 6.26, 6.32 СНиП 21-01-97*);
- производственные помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения через проемы в наружных стенах не оборудованы системой дымоудаления (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 1.4 СНиП 21-01-97*, пункт 8.2 СНиП 41-01-2003, пункт 6.7 СНиП 31-03-2001)
(за что частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность).
Полагая вынесенное Отделом постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности Отделом события административных правонарушений и вины Общества в их совершении, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установил.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения принятого решения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом МЧС России от 18.06.2033 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), действовавшие в спорный период, которые также являлись обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).
Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 38 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
В соответствии с пунктом 3.46 СНиП 11-89-80* к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей, с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
В силу пункта 5.14 СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
Пунктом 7.3 СНиП 31-03-2001 предусмотрено, что при размещении в одном здании или помещении технологических процессов с различной взрывопожарной и пожарной опасностью следует предусматривать мероприятия по предупреждению взрыва и распространения пожара. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована в технологической части проекта согласно пункту 7.3 СНиП 21-01. Если указанные мероприятия являются недостаточно эффективными, то технологические процессы с различной взрывопожарной и пожарной опасностью следует размещать в отдельных помещениях. При этом помещения разных категорий А, Б, В1, В2, В3 следует отделять одно от другого, а также эти помещения от помещений категорий В4, Г и Д и коридоров противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями следующих типов:
- в зданиях I степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 2-го типа;
- в зданиях II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С0, С1 - 2-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2, С3 помещения категорий В1 - В3 - противопожарными перегородками 2-го типа, помещения категорий А и Б - в соответствии с 7.2; противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 3-го типа.
В соответствии с пунктом 6.4 СНиП 31-04-2001 складские помещения категорий В1 - В3 производственных зданий следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах - противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа. При этом помещения складов готовой продукции категорий В1 - В3, размещаемые в производственных зданиях, необходимо, как правило, располагать у наружных стен.
Согласно пункту 6.26 СНиП 21-01-97* в коридорах, указанных в 6.9, за исключением специально оговоренных в нормах случаев, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
- на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей;
- на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.
В силу пункта 6.32 СНиП 21-01-97* в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и электропроводку для освещения помещений. В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны. Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств. В незадымляемых лестничных клетках допускается предусматривать только приборы отопления.
Пунктом 4.3 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что в процессе эксплуатации следует:
- обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
- обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01;
- не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;
- при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.
Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 6.1 СНиП 2.04.01-85* для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с табл. 1*, а для производственных и складских зданий - в соответствии с табл. 2.
Согласно пункту 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
В силу пункта 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с пунктом 1.27 СНиПа 2.09.04-87* из расположенных в надземных и цокольных этажах и не имеющих естественного освещения коридоров при любой их площади и гардеробных площадью более 200 м 2 должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция для удаления дыма в соответствии со СНиП 2.04.05-91*.
Пункт 1.16 СНиПа 2.09.04-87* допускается предусматривать один эвакуационный выход (дверь):
а) из расположенного на любом этаже помещения с одновременным пребыванием в нем не более 50 чел., если расстояние от наиболее удаленной точки пола помещения до указанного выхода не превышает 25 м;
б) из одноэтажного здания общей площадью не более 300 м2 при численности работающих во всех помещениях здания не более 50 чел.;
в) с любого этажа многоэтажного здания, степень огнестойкости и класс пожарной опасности которого, число этажей и число эвакуируемых с наиболее населенного этажа соответствуют указанным в табл. 2 при устройстве второго выхода с этажа на лестницу 3-го типа, выполняемую в соответствии со СНиП 21-01-97.
Согласно пункту 6.9 СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Пунктом 6.11 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
В силу пункта 6.18 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Согласно пункту 6.25 СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
- Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
- Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
- Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
- В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Пунктом 8.2 СНиП 41-01-2003 предусмотрено, что системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать:
а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического);
б) из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях (далее - без естественного освещения) жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях);
в) из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения для производственных и складских зданий категорий А, Б, В1 - В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории В3, общественных и многофункциональных зданий с числом этажей шесть и более;
г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками;
д) из коридоров без естественного освещения жилых зданий, в которых расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки типа Н1, более 12 м;
е) из атриумов зданий высотой более 28 м, а также из атриумов высотой более 15 м и пассажей с дверными проемами или балконами, выходящими в пространство атриумов и пассажей;
ж) из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений;
з) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости;
и) из каждого помещения без естественного освещения:
- общественного, предназначенного для массового пребывания людей;
- площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов;
- торговых залов;
- гардеробных площадью 200 м2 и более.
Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1 - В3 или предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.
В силу пункта 1.4 СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа (часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 31.01.2012 N 2-18-11 и протоколами от 07.02.2012 NN 2-18-230, 2-18-231, 2-18-232 об административных правонарушениях, используемые Обществом помещения эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 31-04-2001 "Складские здания", СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", что в свою очередь свидетельствует о наличии в действиях Общества событий административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая факт подписания заявителем акта проверки от 31.01.2012 N 2-18-11 и протоколов от 07.02.2012 N 2-18-230, 2-18-231, 2-18-232 об административных правонарушениях без замечаний и оговорок, признание последним допущенных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в ходе производства по административному делу, а также непредставление Обществом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции каких-либо документов и сведений, опровергающих доводы Отдела, судебная коллегия отклоняет утверждения подателя жалобы об отсутствии в его действиях событий административных правонарушений как бездоказательные.
Суд апелляционной инстанции не принимает и довод заявителя о том, что требования СНиП 21-01-97* неправомерно применены административным органом ввиду того, что проверяемый объект был построены до введения в действие указанных правил.
Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с пунктом 1.7 СНиП 21-01-97* при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений, что имеет место в рассматриваемом случае, о чем свидетельствует представленный в материалы дела кадастровый паспорт здания Общества от 28.03.2008.
Ссылка подателя жалобы на то, что вышеназванные нарушения вменены заявителю без учета Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного Распоряжением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку все вмененные заявителю нарушения СНиПов (их пунктов и частей), не указанных в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), корреспондируют положениям СНиП 21-01-97*, обязательных для Общества ввиду произведенного им изменения объемно-планировочных и инженерно-технических решений.
Более того, указанные действия были произведены Обществом без проекта, разработанного в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционная коллегия также отмечает, что с 15.05.2012 Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, утратили силу в связи с принятием Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Вместе с тем, выявленные в действиях Общества нарушения Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 соответствуют аналогичным требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (пункты 20, 55, 61).
Доказательств невозможности выполнения требований законодательства, равно как и доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер направленных на соблюдение действующих норм и правил в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы частичное устранение выявленных Отделом нарушений не служит основанием для освобождения Общества от административной ответственности, а является смягчающих административную ответственность обстоятельством, учитывающимся в соответствии со статьями 4.1 и 4.3 КоАП РФ при назначении наказания.
Апелляционная коллегия, принимая во внимание характер совершенного Обществом административного правонарушения, а также тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не находит оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Отделом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа с учетом части 2 статьи 4.4 КоАП РФ соответствует санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июня 2012 года по делу N А56-11732/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мит Стар" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА