Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 по делу N А21-4112/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А21-4112/2012
Заявление об оспаривании постановления уполномоченного органа о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, необоснованно удовлетворено ввиду непредставления правонарушителем в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения указанного противоправного деяния.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А21-4112/2012
Заявление об оспаривании постановления уполномоченного органа о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, необоснованно удовлетворено ввиду непредставления правонарушителем в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения указанного противоправного деяния.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2012 г. по делу N А21-4112/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19218/2012) Отдела надзорной деятельности Ленинградского района ГО Город Калининград УНД ГУ МЧС России по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.08.2012 по делу N А21-4112/2012 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Мичуринец-1"
к Отделу надзорной деятельности Ленинградского района ГО Город Калининград УНД ГУ МЧС России по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Мичуринец-1": Калининград, ул. А.Невского, д. 76 (далее - садоводческое товарищество, СНТ "Мичуринец-1") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности Ленинградского района городского округа "Город Калининград" УНД ГУ МЧС России по Калининградской области: 236016, Калининград, ул. 1812 года, д. 59 (далее - ОНД Ленинградского района, административный орган) от 19.04.2012 N 172 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.08.2012 суд удовлетворил заявление садоводческого товарищества в полном объеме.
ОНД Ленинградского района заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 августа 2012 года по делу N А21-4112/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом состава вменяемого заявителю административного правонарушения.
До начала судебного заседания ОНД Ленинградского района ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что в период с 12 по 18 апреля 2012 года на основании распоряжения N 169 от 27.03.2012 должностными лицами ОНД Ленинградского района городского округа "Город Калининград" проведена проверка в отношении СНТ "Мичуринец-1", в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 18.04.2012 N 169.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении садоводческого товарищества протоколов об административном правонарушении от 18.04.2012 N 170, 171, 172 действия которого квалифицированы административным органом по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 19.04.2012 N 172 СНТ "Мичуринец-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение СНТ "Мичуринец-1" следующих обязательных требований пожарной безопасности:
1) в нарушение
пункта 31 ППБ 01-03 садовое товарищество не оснащено переносной пожарной мотопомпой;
2) в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 5.4 примечания к СНиП 30-02-97 отсутствует помещение площадью не менее 10 кв. м для хранения мотопомпы и противопожарного инвентаря;
3) в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 3.2 ППБ 140-86 распорядительными документами не определено лицо из членов правления, обеспечивающее контроль за эксплуатацией и техническим состоянием электроустановок и электросетей на территории;
4) в нарушение
пункта 90 ППБ 01-03 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;
5) в нарушение
пункта 94 ППБ 01-03 водоисточник не обустроен подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
6) в нарушение
пункта 3 и
4 ППБ 01-03,
пункта 7.29 СНиП 21-01-97 помещение правления не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с
НПБ 110-03.
Не согласившись с вынесенным постановлением, СНТ "Мичуринец-1" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявление СНТ "Мичуринец-1", признал оспариваемое постановление органа пожарного надзора незаконным, и отменил его.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Пунктом 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (
пункт 1 часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В силу
пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Приказом МЧС от 31.05.2012 N 306 "О признании утратившим силу Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313" (далее - Приказ N 306) признан утратившим силу
приказ МЧС от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (утратил силу 22.07.2012).
15 мая 2012 года вступило в силу
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", которым утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390).
Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. С учетом
статьи 1.7 КоАП РФ указанные правила подлежат применению только в том случае, если улучшают положение предприятия.
Из материалов дела следует, что нарушения садоводческим товариществом правила пожарной безопасности были выявлены ОНД Ленинградского района до вступления в силу
Приказа N 306, которым признаны утратившими силу
ППБ 01-03.
Вместе с тем, вменяемые СНТ "Мичуринец-1" нарушения требований пожарной безопасности по оснащению садоводческих товариществ и дачных строительных кооперативов пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (пункт 1); оборудованию помещения для хранения мотопомпы (пункт 2) и обустройства подъездов для пожарной техники (пункт 5) содержатся в действующем СНиП 30-02-97* (
пункты 5.4,
5.9*) и в введенном в действие с 20.05.2011 Своде
Правил 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция
СНиП 30-02-97, утвержденном
приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2010 N 849.
Требования пожарной безопасности, предусмотренные
пунктами 3 и
4 ППБ 01-03,
пунктом 7.29 СНиП 21-01-97 в части оснащения помещения правления автоматической установкой пожарной сигнализации также содержится в
пункте 38 таблицы 3 приложения ППБ 110-03, согласно которому помещения административного и общественного назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализации (пункт 6 обжалуемого постановления).
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности, допущенных заявителем, содержались как в
ППБ 01-03, так и в иных нормативных документах, которые предусматривают аналогичные требования и, которые являются действующими. Следовательно, исходя из нормы
части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и учитывая размеры санкций, установленной в
4 статьи 20.4 КоАП РФ, положение СНТ "Мичуринец-1" как лица, совершившего административное правонарушение (нарушившего
ППБ 01-03), с отменой
ППБ 01-03 не улучшилось.
Оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и проанализировав действующие правила пожарной безопасности, суд апелляционной инстанции считает, что садоводческим товариществом не соблюдаются требования вышепоименованных правил и норм пожарной безопасности и СНТ "Мичуринец-1" является ответственным за соблюдение данных требований и субъектом вменяемого административного правонарушения.
Факт совершения садоводческим товариществом требований пожарной безопасности по эпизодам 1, 2, 5 и 6 оспариваемого постановления подтверждается материалами дела (актом проверки от 18.04.2012 N 169 протоколом об административном правонарушении от 18.04.2012 N 170).
Суд апелляционной инстанции признал правильными выводами суда первой инстанции о необоснованном вменении административным органом нарушений по эпизодам 3 и 4 оспариваемого постановления, однако исключение названных эпизодов из установленных и не опровергнутых СНТ "Мичуринец-1" иных нарушений на квалификацию правонарушения в целом не влияет.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что СНТ "Мичуринец-1" были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение
статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей)
КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом, согласно
части 3 указанной статьи административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Назначенное ОНД Ленинградского района административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отвечает требованиям
статей 3.1,
4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда от 07.08.2012 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе СНТ "Мичуринец-1" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ОНД Ленинградского района от 19.04.2012 N 172.
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 августа 2012 года по делу N А21-4112/2012 отменить.
Отказать садоводческому некоммерческому товариществу "Мичуринец-1" (Калининград, ул. А. Невского, д. 76) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Ленинградского районного городского округа "Город Калининград" УНД ГУ МЧС России по Калининградской области (236016, Калининград, ул. 1812 года, д. 59) от 19.04.2012 N 172 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА