Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А56-15785/2012
Поскольку административный орган не доказал, что противопожарные ворота, в отношении которых выявлено нарушение правил пожарной безопасности, принадлежат предпринимателю или переданы ему на каком-либо праве, в связи с чем он является лицом, ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности в отношении данного имущества, суд признал незаконным постановление административного органа о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А56-15785/2012
Поскольку административный орган не доказал, что противопожарные ворота, в отношении которых выявлено нарушение правил пожарной безопасности, принадлежат предпринимателю или переданы ему на каком-либо праве, в связи с чем он является лицом, ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности в отношении данного имущества, суд признал незаконным постановление административного органа о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N А56-15785/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Римлера М.И., дов. от 30.07.2012
от ответчика: Амчеславского А.С., дов. от 05.10.2011 N 218
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13589/2012) Отдела надзорной деятельности Гатчинского района ГУ МЧС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2012 по делу N А56-15785/2012 (судья Никитушева М.Г.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Щербачева Владимира Владимировича
к Отделу надзорной деятельности Гатчинского района ГУ МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Индивидуальный предприниматель Щербачев Владимир Владимирович, проживающий в Ленинградской области, г. Гатчина, ОГРНИП 308470510500069 (далее - предприниматель, Щербачев В.В.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Гатчинского района ГУ МЧС России по Ленинградской области: 188360, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский пр., д. 5 (далее - ОНД Гатчинского района) от 06.03.2012 N 208 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.06.2012 суд удовлетворил заявление предпринимателя в полном объеме.
ОНД Гатчинского района заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июня 2012 года по делу N А56-15785/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель Щербачев В.В., не является субъектом вменяемого административного правонарушения. При этом суд необоснованно принял во внимание доводы предпринимателя со ссылкой на справку от 20.04.2012 N 7 о том, что спорные противопожарные ворота принадлежат не заявителю, а находятся на балансе ООО "Ренессанс". Податель жалобы считает данную справку фиктивной. В обоснование данного факта ОНД Гатчинского района указывает на то, что в настоящее время в отношении данного общества в Гатчинской городской прокуратуре проводится проверка по факту уклонения от государственного контроля (надзора) и предоставление недостоверной информации что, по его мнению, подтверждается перепиской представленной вместе с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель ОНД Гатчинского района поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя против доводов апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 29.02.2012 должностным лицом ОНД Гатчинского района на основании распоряжения от 01.02.2012 N 178 проведена выездная проверка соблюдения предпринимателем обязательных требований пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях торгового центра "Мегаполис", расположенных по адресу: г. Гатчина, проспект 25-го Октября, д. 42, литера Д (Д1, Д) в ходе которой были выявлены нарушения
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003, а именно:
- противопожарные ворота находятся в неисправном состоянии. Нижняя планка порога противопожарной двери на путях эвакуации на втором этаже торгового центра установлена с нарушениями, без применения монтажной огнестойкой (противопожарной) пены. Тем самым не обеспечен требуемый предел огнестойкости противопожарной преграды (
пункт 34 ППБ 01-03);
- противопожарные ворота в коридоре 2 этажа отделяющие пожарные отсеки не оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре (
пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.17 СНиП 21-01-97*).
По результатам выявленных нарушений в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 29.02.2012 N 208, действия которого квалифицированы ОНД Гатчинского района по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 06.03.2012 N 208 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением ОНД Гатчинского района, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно что Щербачев В.В. является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОНД Гатчинского района по следующим основаниям.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с
пунктом 34 ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Пунктом 7.17 СНиПа 21-01-97* установлено, что при пожаре проемы в противопожарных преградах должны быть, как правило, закрыты. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а двери, ворота, люки и клапаны должны иметь устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах. Двери, ворота, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В
статье 38 Закона N 69-ФЗ в числе лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, названы собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации субъектом административного правонарушения является либо собственник имущества - противопожарных ворот, либо лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом.
Из оспариваемого постановления следует, что предприниматель привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требования пожарной безопасности, а именно за несоответствие пожарных ворот, в принадлежащих ему помещениях торгового центра "Мегаполис", расположенных по адресу: г. Гатчина, проспект 25-го Октября, д. 42, литера Д (Д1, Д), нормам
ППБ 01-03.
Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается административным органом, предпринимателю принадлежит только часть нежилых помещений, расположенных в торговом центре "Мегаполис". Границы, принадлежащих Щербачеву В.В. нежилых помещений выделены на поэтажном плане, представленном в дело (л.д. 21-31). Кроме того в деле имеется письмо ООО "Ренессанс" от 20.07.2012 N 7 из которого следует, что противопожарные ворота, установленные в конце коридора ведущего в часть здания ТЦ "Мегаполис", между помещениями N 206 и помещением N 173, находятся на балансе ООО "Ренессанс". Данные ворота имеют паспорт и сертификат пожарной безопасности (л.д. 20).
Заявление о фальсификации данного доказательства со стороны административного органа не поступало.
В материалах дела отсутствуют, какие либо доказательства, свидетельствующие о том, что административным органом в ходе проверки или при рассмотрении материалов административного дела, исследовался данный вопрос. Доводы ОНД Гатчинского района о том, что письмо ООО "Ренессанс" о принадлежности противопожарных ворот, является фиктивным, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они носят предположительный характер. При этом проведение Гатчинской городской прокуратурой проверки в отношении ООО "Ренессанс", не свидетельствует о том, что спорные противопожарные ворота не принадлежат данной организации, и как следствие не свидетельствует о принадлежности их предпринимателю.
Следовательно, административный орган не доказал, что спорные противопожарные ворота, в отношении которых выявлено нарушение правил пожарной безопасности, принадлежат заявителю или переданы Щербачеву В.В. на каком-либо праве, в связи с чем он является лицом, ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности в отношении указанного имущества.
На основании изложенного вывод суда о том, что предприниматель не относится к лицам, которые несут ответственность в соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ, т.е. не является субъектом, на котором лежит обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности на проверенном объекте, является правильным.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным и отменил постановление административного органа от 06.03.2012 N 208 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме того суд апелляционной инстанции считает неправомерным назначение административным органом предпринимателю штрафа в размере 10 000 руб., превышающем минимальный размер, установленный санкцией
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (6 000 руб.).
Согласно
части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В
пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в
частях 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что отягчающие обстоятельства совершения административного правонарушения административным органом не установлены, данные о таких обстоятельствах в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, наказание применено административным органом не в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (6 000 руб.). и в порядке
статьи 4.1 КоАП РФ не мотивировано ни в оспариваемом постановлении, ни в ходе рассмотрения дела в суде, в связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что при назначении административного наказания административный орган не обосновал применение к предпринимателю более строгого административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Следует отметить, что санкция в виде штрафа в размере от 6 000 до 15 000 руб. установлена законодателем с учетом высокой степени общественной опасности, и при определении меры административной ответственности должны учитываться как положения
КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела, характер и степень общественной опасности конкретного правонарушения.
Учитывая альтернативный характер санкции
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованном назначении административным органом наказания в размере, превышающем 6 000 руб.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июня 2012 года по делу N А56-15785/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Гатчинского района ГУ МЧС России по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА