Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу N А56-18139/2010
Отсутствуют основания для признания решения уполномоченного органа в сфере природопользования об отказе в удовлетворении заявления о согласовании лицензии на экспорт пищевых лесных ресурсов, если предпринимателем не представлено документов, подтверждающих законность заготовки указанных ресурсов для продажи.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу N А56-18139/2010
Отсутствуют основания для признания решения уполномоченного органа в сфере природопользования об отказе в удовлетворении заявления о согласовании лицензии на экспорт пищевых лесных ресурсов, если предпринимателем не представлено документов, подтверждающих законность заготовки указанных ресурсов для продажи.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. по делу N А56-18139/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А.А.Криволаповым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14929/2010) Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2010 по делу N А56-18139/2010 (судья Д.Ю.Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ИП Карягина Владислава Владимировича
к Департаменту ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным решения
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Г.Фефеловой (доверенность от 05.04.10 N 78 ВЛ/706316)
от ответчика (должника): представителя Е.А.Самаркина (доверенность от 16.12.09 N 01/4470)
установил:
Индивидуальный предприниматель Карягин Владислав Владимирович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) от 24.02.2010 N 01-17/969 об отказе в согласовании заявлений на получение лицензий и обязании Департамента принять меры по восстановлению нарушенного права Предпринимателя в виде принятия решения путем согласования о выдаче лицензий на экспорт пищевых лесных ресурсов (ягоды черники замороженной - 600000 кг, брусники замороженной - 200000 кг, клюквы замороженной - 300000 кг, клюквы свежей - 100000 кг, белого гриба замороженного - 100000 кг, морошки замороженной - 80000 кг).
Решением суда от 30.06.2010 заявленное Предпринимателем требование удовлетворено в полном объеме. Также суд в порядке статьи 110 АПК РФ распределил государственную пошлину, оплаченную Предпринимателем при обращении с заявлением в суд: 200 руб. взыскал с Департамента в пользу Предпринимателя и 1800 руб. государственной пошлины возвратил Предпринимателю из федерального бюджета как излишне уплаченную.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить принятое по делу решение и принять новый судебный акт об отказе Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права: Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В нарушение требований пункта 2.1 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 05.02.1996 N 40 Предприниматель не представил документов, подтверждающих законность заготовки либо законность приобретения или владения ресурсом (товаром растительного происхождения).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предпринимателя просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.02.2010 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о согласовании лицензии на экспорт черники дикорастущей свежезамороженной, клюквы свежезамороженной, брусники свежезамороженной, клюквы свежей, морошки свежезамороженной с приложением внешнеэкономического контракта на поставку ягод и грибов N 03 от 30.11.2009 с фирмой ARTLEY CONTRACTS LLP (Великобритания), договора купли-продажи N 9 от 30.11.2009 с ООО "Гейзер-Сибирь", договора купли-продажи продукции ООО "Гейзер-Сибирь" с семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера "Катанга" (Твердый) (далее - СРО КМНС "Катанга" (Твердый), а также регистрационные и правоустанавливающие документа предпринимателя и СРО КМНС "Катанга" (Твердый).
Решением Департамента от 24.02.2010 N 01-17/969 Предпринимателю отказано в согласовании заявлений на получение лицензий в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих законность заготовки пищевых лесных ресурсов для продажи. Таким документом, по мнению Департамента, должен являться договор аренды лесных участков СРО КМНС "Катанга" (Твердый) для осуществления заготовки лесных ресурсов (л.д. 7 - 9).
Полагая данный отказ незаконным, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции без достаточных оснований удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений является одним из видов использования лесов. Согласно части 3 этой же статьи использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно части 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков (часть 3). Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Частью 3 статьи 35 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и сбору ими лекарственных растений для собственных нужд не применяются части 1, 3 и 4 статьи 34 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 данной нормы порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 48 Лесного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Пунктом 1 части 2 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право, в том числе безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В развитие данной нормы федерального законодательства 28.06.2007 был принят Закон Красноярского края N 2-204 "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд", которым утвержден "Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд".
Согласно пункту 1.6 данного Порядка лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, в местах традиционного проживания имеют право осуществлять заготовку пищевых лесных ресурсов для собственных нужд без учета нормативов безвозмездного ежегодного пользования на одного человека.
Таким образом, как правильно указал на это податель апелляционной жалобы, установленный субъектом Российской Федерации Красноярским краем порядок реализации лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, своих прав, предполагает в части добывания пищевых лесных ресурсов, право их заготовки только для собственных нужд.
Пунктом 2.5 Порядка заготовки дикорастущих плодов, ягод орехов, грибов, семян предусмотрены нормативы ежегодного пользования на одного человека, которые составляют 20 кг дикорастущих ягод полукустарниковых видов, 30 кг дикорастущих ягод кустарниковых видов, 20 кг дикорастущих белых грибов и рыжиков.
В данном случае договором купли продажи ягод и грибов, заключенным 01.12.2009 между ООО "Гейзер-Сибирь" и СРО КМНС "Катанга", предусмотрен предмет договора: черника дикорастущая свежая массой до 600 тонн, брусника дикорастущая свежая массой до 200 тонн, клюква свежая массой до 400 тонн, морошка свежая массой до 800 тонн, белый гриб свежий массой до 100 тонн (л.д. 31 - 32). Что явно превышает предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации нормативы.
В обоснование принятого по делу решения суд первой инстанции ссылается на перечень документов, предоставляемых для принятия решения о выдаче лицензии, который содержится в Положении о порядке принятия решения о выдаче лицензии на экспорт животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России, утвержденном Приказом Минприроды России от 05.02.1996 N 40.
Согласно пункту 2.2 данного Приказа документом, удостоверяющим законность заготовки, приобретения или владения ресурсом (товаром), может являться:
разрешение на сбор (заготовку) ресурсов растительного мира, выданное уполномоченным органом (лесорубочный билет, разрешение на побочное лесопользование и др.);
лицензия на отстрел (добывание) объектов животного мира (корешок лицензии), выданная уполномоченным органом, справка органа охотнадзора или охотхозяйственной организации;
разрешение на добывание водных биологических ресурсов, выданное уполномоченным органом;
договор на пользование природными ресурсами или комплексное природопользование;
лицензия на вид деятельности;
товарный чек (если товар приобретен в торговой сети);
договор купли-продажи, завещание, договор дарения.
Данным перечнем предусмотрено наличие договора на пользование природными ресурсами или комплексное природопользование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту "г" пункта 3 данных Правил по договору лесной участок предоставляется для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
Поскольку Предприниматель не представил документы, подтверждающие законность заготовки пищевых лесных ресурсов для продажи СРО КМНС "Катанга" (Твердый) - договор аренды лесных участков для осуществления заготовки пищевых лесных ресурсов с целью их последующей реализации по договору ООО "Гейзер-Сибирь", Департамент правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявления о согласовании лицензии.
В отсутствие договора аренды лесного участка СРО КМНС "Катанга" в соответствии с действующим законодательством имеет право заготавливать пищевые лесные ресурсы только для собственных нужд.
Наличие договоров купли-продажи пищевых лесных ресурсов само по себе не свидетельствует о законности заготовки данного товара.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем в Управление не было представлено никаких документов, подтверждающих законность заготовки товара.
Справки-обоснования к согласованию экспортной лицензии, выданные Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, такими документами не являются.
Определением от 14.10.2010 суд апелляционной инстанции истребовал у предпринимателя документы, подтверждающие фактическую куплю-продажу товаров (ягод и грибов), которые Предпринимателем представлены не были.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного Предпринимателем требования. Принятый по делу судебный акт подлежит отмене с вынесением постановления об отказе Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2010 года по делу N А56-18139/2010 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Карягина Владислава Владимировича отказать.
Государственную пошлину в сумме 200 руб. оставить на индивидуальном предпринимателе Карягине В.В.
В части возврата индивидуальному предпринимателю Карягину В.В. из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1800 руб. решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЛОПАТО И.Б.
САВИЦКАЯ И.Г.