Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2007 N А56-11821/2007 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по делу N А56-11821/2007
Непредставление уполномоченным органом доказательств осуществления организацией деятельности по хранению пожароопасных веществ является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении данной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по делу N А56-11821/2007
Непредставление уполномоченным органом доказательств осуществления организацией деятельности по хранению пожароопасных веществ является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении данной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 2 августа 2007 года | Дело N А56-11821/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Зотеевой Л.В., Шестаковой М.А., при ведении протокола судебного заседания Петраш А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8077/2007) ОАО "Лесной терминал "Фактор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2007 по делу N А56-11821/2007 (судья Гранова Е.А.) по заявлению Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области к ОАО "Лесной терминал "Фактор" о привлечении к административной ответственности, при участии: от истца (заявителя) - Куранова М.С. (доверенность от 10.07.2007 N 32); от ответчика (должника) - Ерохин Н.А. (доверенность от 24.05.2007),
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - УГПН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Лесной терминал "Фактор" (далее - общество, ОАО "Лесной терминал "Фактор") к административной ответственности по
части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением суда от 29 мая 2007 года требование УПГН удовлетворено. ОАО "Лесной терминал "Фактор" привлечено к административной ответственности по
части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда - 40000 тысяч рублей.
Не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом применена норма права, не подлежащая применению.
В судебном заседании стороны поддержали соответственно доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2007 года в ходе проведенной УГПН проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлен факт осуществления ОАО "Лесной терминал "Фактор" предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без специального разрешения (лицензии). Той же датой был составлен акт N 78, в котором перечислены обнаруженные на территории предприятия нарушения противопожарных правил.
22 марта 2007 года государственным инспектором УГПН в отношении общества составлен протокол N 102 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно определению о передаче материалов административного дела на рассмотрение по подведомственности от 16 апреля 2007 года материалы дела в соответствии со
статьей 23.1 КоАП РФ направлены на рассмотрение в арбитражный суд.
Вынося оспариваемое решение, суд сослался на то обстоятельство, что УГПН доказало и материалами дела подтверждено хранение обществом пожаровзрывчатых веществ. На основании изложенного суд сделал вывод о наличии факта правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и оснований для привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с
частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (далее - Положение).
Согласно
пункту 1 Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудно-горючие жидкости, твердые горючие и трудно-горючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных документов в области обеспечения пожарной безопасности является СНиП (строительные нормы и правила) 21-01097 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Он устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей помещений.
Так, в соответствии с п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания и части зданий подразделяются по функциональной пожарной опасности на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае пожара находится под угрозой (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5).
Согласно данной классификации к классу Ф5 относятся производственные и складские здания, сооружения и помещения.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314 утверждены нормы пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (НПБ 05-03).
Настоящие нормы устанавливают методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.
В
таблице 1 НПБ 105-03 приведены характеристики веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении, относящие эти помещения к категории взрывопожарных и пожароопасных помещений.
Таким образом, можно сделать вывод, что пожароопасный производственный объект характеризуется рядом признаков. Это должно быть здание, сооружение или помещение производственного либо складского назначения, о чем говорят слова: "производятся, хранятся, перерабатываются", приведенные в определении понятия пожароопасного производственного объекта. Используемые на данных объектах жидкости, вещества и материалы должны являться пожароопасными, легко воспламеняться, являться горючими, способными гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Следовательно, понятие пожароопасного производственного объекта, данное в
подпункте "а" пункта 1 Положения, соответствует требованиям Федерального
закона "О пожарной безопасности" и Федерального
закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
УГПН не представлено, в материалах дела не имеется достаточных доказательств принадлежности объекта общества (территория, на которой осуществляется перевалка древесины) к пожароопасному производственному объекту. Вывод суда первой инстанции о том, что территория, на которой происходит хранение и перегрузка обществом древесины, подпадает под понятие "наружная установка", не основан на материалах дела, не подтвержден имеющимися в деле доказательствами. В акте по результатам проведения мероприятия по контролю N 78 от 30 марта 2007 года, в протоколе об административном правонарушении N 102 от 16 апреля 2007 года сотрудниками УГПН зафиксировано складирование древесины на территории предприятия - открытой площадке.
Кроме того, по мнению апелляционного суда, административным органом не представлено достаточных доказательств осуществления обществом хранения в понимании определения, данного гражданским законодательством. Из пояснений представителя общества в судебном заседании, имеющихся в деле материалов следует, что ОАО "Лесной терминал "Фактор" имеет лицензию на погрузо-разгрузочные работы в морских портах, древесина складируется им на открытом участке территории для формирования судовых партий и погрузки леса на судно. Таким образом, общество оказывает стивидорные услуги, что не может быть расценено судом как хранение. Договоров хранения продукции с какими-либо организациями общество не заключало. Переработкой древесины не занималось.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит правовых оснований для привлечения ОАО "Лесной терминал "Фактор" к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2007 года по делу N А56-11821/2007 отменить.
В удовлетворении заявления Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Лесной терминал "Фактор" отказать.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
ШЕСТАКОВА М.А.