Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2011 по делу N А56-32610/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А56-32610/2010
Предписание уполномоченного органа об устранении нарушения требования пожарной безопасности, выразившегося в наличии на путях эвакуации турникетов, препятствующих эвакуации людей из помещения, отмене не подлежит, так как устройство указанных турникетов запрещено Правилами пожарной безопасности Российской Федерации.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А56-32610/2010
Предписание уполномоченного органа об устранении нарушения требования пожарной безопасности, выразившегося в наличии на путях эвакуации турникетов, препятствующих эвакуации людей из помещения, отмене не подлежит, так как устройство указанных турникетов запрещено Правилами пожарной безопасности Российской Федерации.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. по делу N А56-32610/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18090/2010) Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2010 по делу А56-32610/2010 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ЗАО "ЭКСИ-Банк"
к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя: Тындика Т.В. - доверенность от 06.10.2010;
от ответчика: Кузнецова А.С. - доверенность от 06.12.2010 N 11-26-75; Чернодедова А.С. - доверенность от 06.12.2010 N 11-26-74;
установил:
ЗАО "ЭКСИ-Банк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела государственного пожарного надзора Московского района Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - ОГПН Московского района Санкт-Петербурга, административный орган) от 18.05.2010 N 2/18-400/1/1-1 по устранению требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции, заявленные ЗАО "ЭКСИ-Банк" требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу направило апелляционную жалобу, просило отменить решение суда и принять новое решение.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы по тем основания, что орган пожарного надзора доказал факт нарушения банком требований п. 53 Правил пожарной безопасности Российской Федерации и пояснили, что наличие турникета может повлечь угрозу жизни и здоровью работников банка при их эвакуации в случае пожара.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 12 по 18 мая 2010 года отделом государственного пожарного надзора Московского района Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 26.04.2010 N 2/18-400 проведена внеплановая проверка по контролю за противопожарным состоянием помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 29, принадлежащего ЗАО "ЭКСИ-Банк".
По результатам проверки составлен акт от 18.05.2010 N 2/18-400, в котором зафиксировано нарушение пункта 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
В частности, органом пожарного надзора установлено, что в указанном помещении на путях эвакуации устроены турникеты, препятствующие сводной эвакуации людей.
18.05.2010 должностным лицом административного органа вынесено предписание N 2/18-400/11-1, обязывающее ЗАО "ЭКСИ-Банк" устранить вышеуказанное нарушение.
ЗАО "ЭКСИ-Банк" с указанным предписанием административного органа не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела признал оспариваемое предписание признал незаконным, указав на непредставление доказательств необходимости устранения установленного турникета. Данный вывод суда апелляционная инстанция считает ошибочным.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
В силу статьи 37, части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в ППБ 01-03.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Право должностных лиц органов пожарного надзора давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено положениями абз. 22 ст. 6 Закона N 69-ФЗ.
Также полномочия должностных лиц управления по выдаче предписаний и проверки их исполнения установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517.
Пунктом 53 ППБ 01-03 в том числе установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
По смыслу приведенных положений пункта 53 ППБ 01-03 любые устройства, препятствующие эвакуации людей, запрещены.
В ходе проверки административным органом установлено, что в принадлежащем банку помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 29, в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 на путях эвакуации устроен турникет-калитка, препятствующий сводной эвакуации людей.
Довод общества о том, что установленный на пути эвакуации турникет-калитка, не является препятствием для эвакуации, поскольку может работать в режиме одностороннего многократного прохода (входа или выхода) апелляционным судом не принимается.
Как видно из технического паспорта на "Турникет-калитка PERCo-WHD-02" (п. 6.8), беспрепятственный проход по турникету возможен лишь после монтажа открывания и закрывания замка калитки (разблокирование и блокирование створки) только с помощью пульта управления (л.д. 21).
Как пояснил представитель банка, данную функцию выполняет работник вневедомственной охраны и он регулирует необходимость применения того или иного режима. Таким образом, в отсутствие указанного работника эвакуационный выход может быть заблокирован и экстренная эвакуация людей будет невозможна. При наличии акта обследования, фиксирующего отсутствие в отделении банка санузла и предписывающего необходимость технологических перерывов в 10 минут для работников поста милиции и вневедомственной охраны, такая возможность является реальной (л.д. 14).
Ссылка суда первой инстанции на согласованность установки турникета с органами, осуществляющими пожарный надзор (Акт обследования помещений ЗАО "ЭКСИ-Банк" от 02.06.1998, подписанный старшим инспектором ОГПН Дорониным Н.И.), апелляционный суд находит несостоятельной в силу следующего.
Указанный акт обследования состоит из нескольких частей и в разделе 2 содержатся специальные требования об обеспечении охранно-пожарных мероприятий. Так пунктом 2.7 акта предусмотрено, что мероприятия по пожарно-технической безопасности выполняются по отдельному предписанию ГПН от 11.01.1998 (л.д. 14). В предписании от 11.01.1998 необходимость установки турникета не поименована (л.д. 17).
На возможность установки системы контроля доступа типа "шлюз" или "турникет" указано в разделе общей характеристики объекта (п. 1.6) и относятся данные требования только к оборудованию поста охраны и осуществлению пропускного режима. Между тем, банк, устанавливая систему турникет-калитка, преграждающую путь эвакуации, действия по ее монтажу с органами пожарного надзора не согласовал. Акт от 02.07.1998 фиксирует готовность к приему объекта под милицейскую охрану и принятие в эксплуатацию средств охранно-пожарной сигнализации.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что наличие актов обследования датированных 1998 годом, в данном случае, не имеет правового значения, поскольку предписание выдано для устранения, выявленного в настоящее время нарушения и надлежащего оборудования пути эвакуации граждан в случае пожара.
С учетом изложенного, орган пожарного надзора доказал правомерность и обоснованность вынесения предписания от 18.05.2010 N 2/18-400/1/1-1.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2010 по делу N А56-32610/2010 отменить.
ЗАО "ЭКСИ-Банк" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания Отдела государственного пожарного надзора Московского района ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 18.05.2010 N 2/18-400/1/1-1 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
БОРИСОВА Г.В.
Судьи
ФОКИНА Е.А.
ШУЛЬГА Л.А.