Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 по делу N А26-9123/2006 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А26-9123/2006
Юридическое лицо, заключив договор на управление жилыми зданиями, приняло на себя обязательства по содержанию вверенных жилых зданий, в том числе и по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности, следовательно, является ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности во вверенном ему жилом доме и несет административную ответственность за их несоблюдение в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А26-9123/2006
Юридическое лицо, заключив договор на управление жилыми зданиями, приняло на себя обязательства по содержанию вверенных жилых зданий, в том числе и по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности, следовательно, является ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности во вверенном ему жилом доме и несет административную ответственность за их несоблюдение в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 18 мая 2007 года
Дело N А26-9123/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Будылевой М.В., судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П., при ведении протокола судебного заседания Баблюк В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2055/2007) ООО "Жилфонд-Служба" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2007 по делу N А26-9123/2006 (судья Лазарев А.Ю.), принятое по иску (заявлению) ООО "Жилфонд-Служба" к Территориальному отделу Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республике Карелия об оспаривании постановления о назначении административного наказания, при участии: от заявителя - Базымен Е.В., доверенность N 3 от 10.01.07; от ответчика - представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд - служба" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному отделу Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республике Карелия (далее - Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 27.11.2006 N 322/1, которым общество привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением от 19.01.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 19.01.2007 отменить как принятое с нарушением норм права.
По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого в вину административного правонарушения; при производстве по делу об административном правонарушении административным органом были нарушены нормы процессуального права, что свидетельствует о незаконности вынесенного постановления от 27.11.2006 N 322/1.
Также Общество считает, что оно не является ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности во вверенном ему жилом доме, поскольку не является его собственником, а осуществляет управление имуществом по договору с Администрацией города Петрозаводска.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1051000006617 (л.д. 13).
На основании распоряжения заместителя начальника Территориального ОГПН г. Петрозаводска от 19.10.2006 N 366/1 в период с 19.10.2006 по 19.11.2006 инспекторами Госпожнадзора Уличевым С.В. и Березиным А.А. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 4 (л.д. 85). В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки составлен акт от 03.11.2006 N 339/1 (л.д. 81 - 82).
Определением от 25.11.2006 N 322/1 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования (л.д. 80).
В рамках административного производства ООО "Жилфонд - служба" выдано предписание N 315/1 на устранение нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 83). Данное предписание получено заявителем 03.11.2006, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
24.11.2006 инспектором Госпожнадзора Уличевым С.В. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 23 - 24).
Постановлением о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 27.11.2006 N 322/1 общество привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 11 - 12).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Карелия.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Судами не установлено нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
Административным органом соблюден срок давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось заблаговременно и надлежащим образом, следовательно, возможность реализации обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ), который распространяет свое действие на отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 20 данного Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, устанавливаются Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности). В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий (часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ).
В результате проведенных мероприятий по контролю проверяющими лицами было выявлено нарушение заявителем пунктов 40, 41, 44, 52, 53, 57, 60 Правил пожарной безопасности и пунктов 2.1.24, 2.1.28 Правил устройства электроустановок. Выявленные нарушения зафиксированы в акте по результатам проведения мероприятий по контролю, а также в протоколе об административном правонарушении, которые являются надлежащими доказательствами по делу. Каких-либо возражений по выявленным фактам нарушения требований пожарной безопасности обществом представлено не было. При составлении протокола об административном правонарушении и впоследствии при вынесении оспариваемого постановления законный представитель юридического лица не присутствовал.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства объективной невозможности соблюдения требований Правил пожарной безопасности или какие-либо другие обстоятельства, исключающие вину общества, материалами дела не подтверждаются.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что Общество не является лицом, ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности во вверенном ему жилом доме, поскольку осуществляет управление имуществом в соответствии с договором, заключенным с Администрацией города Петрозаводска.
28.02.2005 между заявителем и Администрацией города Петрозаводска заключен договор на управление жилыми зданиями. В соответствии с пунктом 1.1 договора общество обязалось управлять переданными жилыми зданиями (в том числе и домом N 4 пр. Ленина), выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию жилых зданий, осуществлять ремонт общего имущества в жилых зданиях, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей и задач настоящего договора (л.д. 34 - 38).
В соответствии с разделом 3 договора управляющая организация ставит перед собой задачу организации выполнения мероприятий по содержанию и ремонту жилых зданий, направленных на обеспечение безопасности и комфортности проживания населения. Управление жилыми зданиями должно осуществляться в соответствии с предметом, целями и задачами, установленными настоящим договором (раздел 4 договора).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации N 491 издано 13.08.2006, а не 12.08.2006.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 12.08.2006, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Данные Правила обязательны к исполнению управляющими организациями.
Согласно пункту 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Таким образом, Общество, заключив договор на управление жилыми зданиями, приняло на себя обязательства по содержанию вверенных жилых зданий, в том числе и по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности.
Судом первой инстанции сделаны выводы, что, поскольку ООО "Жилфонд - служба" ранее привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение, что в силу статьи 4.3 КоАП РФ является отягчающим ответственность обстоятельством, оценка баланса смягчающих и отягчающих обстоятельств дела, данная административным органом при вынесении постановления, является объективной, правомерной и обоснованной.
Однако судом первой инстанции не учтено, что постановления, по которым ранее Общество привлекалось к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, судебными органами признаны незаконными и отменены.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит доказательств обстоятельств отягчающих ответственность, в силу чего размер штрафа не соответствует совершенному заявителем правонарушению, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2007 по делу N А26-9123/2006-21 изменить.
Признать незаконным и отменить Постановление от 27.11.2006 за N 322/1 Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республике Карелия в части назначения штрафа, превышающего 100 МРОТ (10000 руб.).
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БУДЫЛЕВА М.В.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.