Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу N А21-4737/2011
Основания для признания предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности недействительным отсутствуют ввиду того, что в соответствии с нормами законодательства для безопасности работающих в здании людей должно быть предусмотрено нормативное число эвакуационных выходов с каждого этажа.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу N А21-4737/2011
Основания для признания предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности недействительным отсутствуют ввиду того, что в соответствии с нормами законодательства для безопасности работающих в здании людей должно быть предусмотрено нормативное число эвакуационных выходов с каждого этажа.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2011 г. по делу N А21-4737/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Гак В.А. по доверенности от 30.04.2009
от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 21273)
от третьего лица: не явились извещены (уведомление N 21274)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18521/2011) ОАО "Калининградгеофизика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.09.2011 г. по делу N А21-4737/2011 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ОАО "Калининградгеофизика"
к Отделу надзорной деятельности Центрального района ГО "Город Калининград" Главного управления надзорной деятельности МЧС России по Калининградской области
третье лицо - Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области
о признании недействительными пункта 1 предписания и представления
установил:
ОАО "Калининградгеофизика" (236025, город Калининград, поселок Прегольский-10, ОГРН 1023900780111, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными пункта 1 предписания N 211/1/120, пункта 1 представления от 18.04.2011 Отдела надзорной деятельности Центрального района ГО "Город Калининград" Главного управления надзорной деятельности МЧС России по Калининградской области (236010, город Калининград, улица Бассейная-35, ОГРН 1043902848835, далее - отдел).
В обоснование своих доводов общество сослалось на те обстоятельства, что требования пунктов 6.13-6.13* СНиП 21-1-97* относятся только к вновь строящимся зданиям и сооружениям. Здание, принадлежащее обществу, построено в 1697 г., поэтому необходимо руководствоваться пунктом 1.7 СНиП 21-01-97* с учетом пункта 8.8 СНиП 10-01-94. Требование об устройстве здания вторым эвакуационным выходом со второго и третьего этажей по результатам предыдущих проверок не предъявлялось. Здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятник) и внесение каких-либо изменений в его конструкцию невозможно. В здании имеется пожарная лестница для экстренных случаев.
Решением суда первой инстанции ОАО "Калининградгеофизика" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Калининградгеофизика" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом первой инстанции дана неправильная оценка обстоятельствам дела. По мнению заявителя, требования пунктов 6.13 - 6.13* СНиП 21-01-97* распространяются только на вновь строящиеся здания и сооружения. Здание, принадлежащее обществу, построено в 1697 г., поэтому необходимо руководствоваться пунктом 1.7 СНиП 21-01-97* с учетом пункта 8.8 СНиП 10-01-94. Требование об устройстве здания вторым эвакуационным выходом со второго и третьего этажей по результатам предыдущих проверок не предъявлялось. Здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятник) и внесение каких-либо изменений в его конструкцию невозможно. В здании имеется пожарная лестница для экстренных случаев. Указанные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемых пунктов предписания и представления недействительными.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы административные органы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 18.04.2011 на основании распоряжения начальника ОНД Центрального района ГО "Город Калининград" УНД ГУ МЧС России по Калининградской области N 211 от 28.03.2011 проведена плановая выездная проверка ОАО "Калининградгеофизика", расположенного по адресу: г. Калининград, пос. Прегольский, 10.
Проверкой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе, в нарушение требований пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 и пунктов 6.13 - 6.13* СНиП 21-01-97 установлено отсутствие второго эвакуационного выхода со второго и третьего этажей здания (Литер А).
По результатам проверки составлен акт от 18.04.2011 г. N 211 и выданы предписание N 211/1/120 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и представление от 18.04.2011.
ОАО "Калининградгеофизика" не согласилось с пунктом 1 названных предписания и представления по тем основаниям, что требования пунктов 6.13 - 6.13* СНиП 21-01-97* относятся только к вновь строящимся зданиям и сооружениям. Здание, принадлежащее обществу, построено в 1697 г., поэтому необходимо руководствоваться пунктом 1.7 СНиП 21-01-97* с учетом пункта 8.8 СНиП 10-01-94. Требование об устройстве здания вторым эвакуационным выходом со второго и третьего этажей по результатам предыдущих проверок не предъявлялось. Здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятник) и внесение каких-либо изменений в его конструкцию невозможно. В здании имеется пожарная лестница для экстренных случаев. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме исследовал и оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
Статьей 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В силу пункта 6.13* Строительных норм и правил - СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4. В зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными преградами) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3, Ф4.3 площадью не более 300 кв. м с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа (по таблице 2).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
СНиП 21-01-97 содержит противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
Согласно пункту 1.7* СНиП 21-01-97* действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Аналогичная норма закреплена в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ.
Из материалов дела следует, что здание ОАО "Калининградгеофизика", расположенное по адресу: г. Калининград, пос. Прегольский, 10, площадью более 300 кв. м, бывший дворец герцога Гольштейна, построено в 1697 г., эксплуатируется как административное здание, что относится к классу конструктивной пожарной опасности Ф 4.3, одномоментно в нем работает около 30 человек.
В связи с изменением функционального назначения указанного здания, в силу части 3 статьи 80 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нему должны применяться требования СНиП 21-01-97*. Следовательно, в соответствии с пунктом 6.13* СНиП 21-01-97* указанное здание должно иметь второй эвакуационный выход.
Правомерно отклонены доводы общества о том, что здание было построено до введения в действие указанных Правил и СНиП, это не освобождает общество от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности. Время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается ОАО "Калининградгеофизика" не имеет правового значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания пункта 1 оспариваемых предписания и представления недействительными, поскольку для безопасности работающих в здании людей должно быть предусмотрено нормативное число эвакуационных выходов с каждого этажа.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, изложенную в заявлении в суд, которой дана объективная оценка с мотивированным обоснованием, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возложены на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.09.2011 г. по делу N А21-4737/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Калининградгеофизика" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА