Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по делу N А26-8928/2010
В связи с тем что срок давности привлечения лесопользователя к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет два месяца, вынесение административным органом постановления за пределами указанного срока в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по делу N А26-8928/2010
В связи с тем что срок давности привлечения лесопользователя к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет два месяца, вынесение административным органом постановления за пределами указанного срока в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2011 г. по делу N А26-8928/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи М.И.Денисюк
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3647/2011) ЗАО "Ладвинский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.01.2011 по делу N А26-8928/2010 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Ладвинский леспромхоз"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2010 N 339/10 о назначении административного наказания
при участии:
от истца (заявителя): предст. Устинов О.А. - доверенность от 27.09.2009
от ответчика (должника): не явился (извещен)
установил:
закрытое акционерное общество "Ладвинский леспромхоз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 28.09.2010 года N 339/10 о назначении административного наказания. Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Определением суда от 25.11.2010 произведена замена Министерства лесного комплекса Республики Карелия на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия на основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 14.01.2011 в удовлетворении заявления Обществу отказано. Суд пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу правонарушения и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе, в отношении сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ЗАО "Ладвинский леспромхоз" просит решение суда от 14.01.2011 отменить и удовлетворить заявленные требования об отмене постановления Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 28.09.2010 N 339/10. Податель жалобы ссылается на недоказанность административным органом нарушений со стороны Общества Правил пожарной безопасности в лесах, а также на пропуск двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание не явились, отзыв на жалобу не представили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьями 156 и 266 АПК РФ, без участия представителей Министерства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО "Ладвинский леспромхоз" осуществляет лесопользование на территории лесного фонда ГУ РК "Прионежское центральное лесничество" на основании договора аренды лесного участка N 89-з от 25.12.2008.
В период с 13 по 15 июля 2010 года в ходе плановой проверки соблюдения Обществом лесного законодательства (распоряжение N 23р от 18.06.2010) должностными лицами Министерства выявлены следующие нарушения: в квартале 27 выделах 31, 32 Пяжиево - Сельгского участкового лесничества при производстве лесозаготовительных работ нарушены подпункт "в" пункта 13, подпункт "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
В ходе проверки установлено, что на лесосеке отсутствуют средства пожаротушения согласно Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 549 от 22.12.2008; вдоль границы разрабатываемой лесосеки по визиру 16-17 укладка порубочных остатков на площади 100 кв. метров произведена вплотную (на расстоянии 0 метров) к стене прилегающего лесного насаждения.
Выявленные факты отражены в Акте проверки соблюдения требований лесного законодательства N 23-П от 15.07.2010 (л.д. 11). Как указано в акте проверки (стр. 2) и не опровергнуто заявителем, при проведении проверки присутствовал представитель Общества - заместитель начальника производственного отдела Кондроев И.А. (доверенность от 05.07.2010 N 1-7/1263).
По результатам проверки ЗАО "Ладвинский леспромхоз" было выдано Предписание N 6 об устранении нарушений лесного законодательства от 16.07.2010. Письмом от 28.07.2010 N 1-7/1433 Общество обязалось устранить нарушения. Письмом N 1-7/1479 от 04.08.2010 Общество представило информацию о выполнении Предписания N 6 от 16.07.2010 (л.д. 39, 40).
На основании имеющихся материалов проверки 14.09.2010 в отношении Общества старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Трифановым О.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 339/10 (л.д. 34 - 36), в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по статье 8.32 КоАП РФ.
Постановлением N 339/10 от 28.09.2010 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с установленной квалификацией, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 руб. (л.д. 7-9).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм, соглашается с выводом суда о наличии в действиях общества состава вмененного Обществу правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса. Частью 8 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. В силу части 9 указанной статьи правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 указанных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ.
Материалами дела, в том числе, актом проверки N 23-П от 15.07.2010, протоколом об административном правонарушении N 339/10 от 14.09.2010, письмами ЗАО "Ладвинский леспромхоз" от 28.07.2010 N 1-7/1433, N 1-7/1479 от 04.08.2010 (л.д. 39,40) подтверждается, что при проведении лесозаготовительных работ на территории Пяжиево - Сельгского участкового лесничества были нарушены положения подпункта "в" пункта 13, подпункта "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Как правильно указал суд на возражения Общества, из материалов дела видно, что средствами пожаротушения в достаточном количестве укомплектован только пункт сосредоточения средств пожаротушения, а на лесосеке данные средства отсутствуют.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил укладка порубочных остатков производится на расстоянии не менее 10 метров от лесных насаждений. Факт нарушения зафиксирован вдоль границы лесосеки по линии 16-17.
Обществом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о наличии в его действиях вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает ошибочными выводы суда о соблюдении административным органом срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Делая вывод о применении в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции указал, что именно такой срок установлен частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Вместе с тем, в главе 8 КоАП РФ установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, в названной главе объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования, а союз "и" в данном случае подтверждает, что законодатель разграничивает эти виды правонарушений.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Законодательство об охране окружающей среды состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и принятых в развитие данного Закона иных нормативных правовых актов.
Таким образом, для определения срока давности в отношении административных правонарушений, ответственность за которые установлена в главе 8 КоАП РФ, следует определить, нарушение какого именно законодательства вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к административной ответственности за нарушение правил лесопользования, а конкретно, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Правила, нарушение которых вменяется Обществу, установлены Лесным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии со статьей 53 данного Кодекса Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Таким образом, правоотношения, возникающие у лесопользователей в связи с использованием ими в своей хозяйственной деятельности лесов (в части соблюдения правил лесопользования), не регулируются законодательством об охране окружающей среды, а нарушения, допущенные лесопользователями, следует квалифицировать как административные правонарушения в области природопользования. Следовательно, вывод суда первой инстанции о применении в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности основан на неправильном толковании положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, правонарушение выявлено Министерством 15.07.2010, что подтверждается Актом проверки соблюдения лесного законодательства N 23-П. Постановление о назначении административного наказания N 339/10 вынесено 28.09.2010, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производству по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, что влечет отмену решения суда от 14.01.2011 и принятие по делу нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 января 2011 года по делу N А26-8928/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 28.09.2010 N 339/10 о привлечении закрытого акционерного общества "Ладвинский леспромхоз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА