Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по делу N А21-6583/2006
Субъектом предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ административного правонарушения является лицо, которое допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а не лицо, которое не приняло должных мер по обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по делу N А21-6583/2006
Субъектом предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ административного правонарушения является лицо, которое допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а не лицо, которое не приняло должных мер по обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 17 мая 2007 года
Дело N А21-6583/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Е.А.Фокиной, судей Л.А.Шульга, И.Б.Лопато, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шандаровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4929/2007) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2007 по делу N А21-6583/2006 (судья Т.А.Голубева) по заявлению ФГУ "Приморский лесхоз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления административного органа, при участии: от заявителя - не явился (извещен); от ответчика - не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение "Приморский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 19.10.2006 N 62/1 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 09.03.2007 заявленное требование удовлетворено. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ФГУ "Приморский лесхоз" к административной ответственности на основании статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту документа, видимо, допущены опечатки: Постановление Правительства РФ N 1428 имеет дату 27.12.1994, а не 27.12.2004.
Управление Росприроднадзора по Калининградской области не согласилось с решением суда и заявило апелляционную жалобу (предварительную и основную), в которой просит отменить принятый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в результате проверки установлено, что Лесхоз не принимает должных мер по обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда. Лесхозом допущено нарушение пункта 8 "Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 N 886 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 1428), в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда.
От ФГУ "Приморский лесхоз" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой заявитель просит решение суда оставить без изменения. По мнению Лесхоза, Управление Росприроднадзора не доказало невыполнение Лесхозом обязанностей по осуществлению на территории лесхоза мероприятий по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности в лесах.
ФГУ "Приморский лесхоз" и Управление Росприроднадзора по Калининградской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в апелляционный суд своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Росприроднадзора по Калининградской области проведена плановая проверка соблюдения ФГУ "Приморский лесхоз" природоохранного законодательства, по результатам которой составлен Акт N 62 от 31.08.2006.
В ходе проверки в кварталах 2, 17 Романовского лесничества выявлено, что в отдельных местах территория захламлена бытовыми отходами (пластиковые пакеты, бутылки, остатки пищи и др.).
Управление пришло к выводу о нарушении пункта 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полос, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, в части запрещения складирования мусора в пределах водоохранных зон водных объектов и статьи 102 Водного кодекса Российской Федерации в части обеспечения охраны от загрязнения и засорения водозаборных площадей водных объектов.
Кроме того, подпунктами 16, 20 пункта 2.3.1 Устава Лесхоз в соответствии с возложенными на него задачами обязан осуществлять мероприятия по охране лесов от пожаров, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, и обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, а также выполнение иных требований норм, правил, установленных законодательством Российской Федерации.
По мнению Управления, ФГУ "Приморский лесхоз" не принимаются должные меры по обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда.
Тем самым нарушен пункт 8 "Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 N 886 (в редакции Постановления от 27.12.2004 N 1428), в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда.
31 августа 2006 года в отношении ФГУ "Приморский лесхоз" составлен протокол N 2/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Постановлением от 19 октября 2006 N 62/1 Лесхоз привлечен к административной ответственности на основании статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 МРОТ, что составляет 30000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Лесхоз обратился в арбитражный суд.
Суд пришел к выводу о незаконности постановления Управления Росприроднадзора ввиду непредставления доказательств невыполнения заявителем возложенных на него как лесопользователя обязанностей по осуществлению на территории лесхоза мероприятий по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности в лесах.
Апелляционная инстанция считает выводы суда законными и обоснованными.
Статьей 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Требования пожарной безопасности в лесах установлены статьями 94, 95, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" и Правилами пожарной безопасности в лесах.
Лесхозу вменено в вину нарушение пункта 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404, в части запрещения складирования мусора в пределах водоохранных зон водных объектов и статьи 102 Водного кодекса в части обеспечения охраны от загрязнения и засорения водосборных площадей водных объектов.
Статья 102 Водного кодекса Российской Федерации (в действующей в рассматриваемый период редакции) устанавливает, что водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Под водосборной площадью понимается территория, сток с которой формирует водный объект (статья 1 ВК РФ).
Из представленных Управлением Росприроднадзора материалов не следует, что квартал 2 Романовского лесничества является водосборной площадью. Кроме того, Водный кодекс Российской Федерации, как следует из его преамбулы, регулирует отношения по поводу вод, но не пожарной безопасности в лесах.
Согласно постановлению административного органа Лесхозу вменено в вину нарушение пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
В соответствии с названным пунктом запрещаются засорение леса бытовыми отходами и отбросами, свалка мусора и строительных остатков в лесу.
Между тем Управление не настаивает, что свалки мусора и бытовых отходов образовались в результате деятельности самого Лесхоза.
Административный орган полагает, что Лесхозом осуществляется ненадлежащая работа по своевременной уборке леса от несанкционированных свалок мусора, образовавшихся от посещения леса гражданами.
Требования к лесхозам в области пожарной безопасности в лесах предусмотрены разделом XI названных Правил.
В соответствии с пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации лесхозы обязаны:
а) проводить в соответствии с утвержденными проектами противопожарное обустройство территории находящегося в их владении лесного фонда, содержать в течение пожароопасного сезона противопожарные объекты и технику в исправном состоянии;
б) вести разъяснительную работу среди населения, школьников, а также коллективов предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, по вопросам осторожного обращения с огнем и тушения лесных пожаров;
в) обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременное доведение ее до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения;
г) принимать необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации возникающих лесных пожаров, привлекать в установленном порядке для их тушения специализированные лесопожарные службы, лесопользователей, другие предприятия и организации, население и организовывать их работы по тушению пожаров;
д) разрабатывать и осуществлять на территории лесхозов мероприятия по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, выявлению виновников лесных пожаров и привлечению их к установленной законом ответственности.
Управлением Росприроднадзора не представлены доказательства несоблюдения Лесхозом указанных требований Правил пожарной безопасности, их нарушение Лесхозу в вину не вменяется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела принятие заявителем всех зависящих от него мер по очистке леса от бытового мусора, несмотря на то, что такие работы не вменены ему в обязанность статьей 26 Правил пожарной безопасности в лесах.
Апелляционная инстанция считает правильным вывод суда о том, что загрязнение лесов бытовыми отходами является самостоятельным составом административного правонарушения, в частности, предусмотренного статьей 8.31 КоАП РФ.
Субъектом предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ правонарушения является лицо, которое допустило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а не лицо, которое не принимает "должные меры по обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами земель и свалки мусора на землях государственного лесного фонда", как ошибочно полагает Управление.
Санитарные правила в лесах Российской Федерации, на которые ссылается Управление в апелляционной жалобе, также не регулируют вопросы пожарной безопасности, нарушение требований санитарных правил в лесах влечет ответственность по статье 8.31 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 9 марта 2007 года по делу N А21-6583/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ФОКИНА Е.А.
Судьи
ШУЛЬГА Л.А.
ЛОПАТО И.Б.