Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А56-6774/2012
Постановление уполномоченного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности подлежит отмене, если установлено, что в данном случае юридическое лицо не является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А56-6774/2012
Постановление уполномоченного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности подлежит отмене, если установлено, что в данном случае юридическое лицо не является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N А56-6774/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Янович В.И. по доверенности от 30.01.2012;
от заинтересованного лица: Ликина В.А. по доверенности от 10.01.2012 N 16-11-19;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8596/2012) Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2012 по делу N А56-6774/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятого
по заявлению ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС"
к Отделу надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС" (190031, Санкт-Петербург, пер. Бринько, д. 4, лит. А, ОГРН 1079847156960, далее - общество,) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 31, далее - ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 08.02.2011 N 2-16-45-253 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции признано незаконным и отменено постановление ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по СПб от 08.02.2011 N 2-16-45-253 о назначении ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС" административного наказания в виде штрафа в размере 155 000 рублей в связи с наличием грубых нарушений, допущенных органом пожарного контроля при проведении внеплановой проверки и отсутствием надлежащих доказательств вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с решением суда орган пожарного надзора направил апелляционную жалобу в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку материалами административного дела подтверждается, и обществом не опровергнут факт монтажа автоматической установки пожарной сигнализации с многочисленными нарушениями, что является нарушения норм и требований пожарной безопасности в его деятельности. Представитель пояснил, что факт правонарушения выявлен непосредственно в ходе проверки исполнения собственником помещений предписания пожарного надзора по установке на объекте пожарной сигнализации, о чем составлен акт, фиксирующий выявленные нарушения монтажной организации.
Общество, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложило в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку не осуществляет какую-либо деятельность в проверяемом помещении и не является его собственником.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными
статьями 258,
266 -
271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 23.11.2011 по 19.12.2011 должностным лицом ОНД Кронштадтского района на основании распоряжения от 17.11.2011 N 2-16-222 в отношении индивидуального предпринимателя Придимирского П.М. проведена внеплановая проверка по выполнению предписания по установке автоматической пожарной сигнализации на принадлежащем предпринимателю объекте, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Гидростроителей, д. 8 (магазин "Стройторг").
В ходе проверки установлено, что предписание выполнено, пожарная сигнализация установлена. Монтаж автоматической установки пожарной сигнализации на вышеуказанном объекте производился ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС", имеющим лицензию от 08.11.2005 N 2/13327 (сроком действия до 09.05.2015) на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Акт приема автоматической установки в эксплуатацию подписан сторонами 06.11.2011. Между предпринимателем и обществом подписан договор N 051 от 07.11.2011 на дальнейшее техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации
По результатам названной проверки инспектором ОНД Кронштадтского района Санкт-Петербурга составлен акт от 15.12.2011, в котором зафиксировано несоответствие, осуществленных ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС" работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений требованиям действующего законодательства, а именно,
- в нарушении требований
статей 6 и
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 128-ФЗ),
пункта 13.14.6 Свода правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009) прибор приемо-контрольный "Гранит-3" (ППКОП) установлен на стене, выполненной из горючих материалов (гипсокартон);
- в нарушении требований
статей 6 и
83 Закона N 128 -ФЗ,
пункта 13.14.5 СП 5.13130.2009, помещение в котором размещен ППКОП "Гранит-3" не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа;
- в нарушении требований
статей 6 и
83 Закона N 128-ФЗ,
пункта 14.3 СП 5.13130.2009 формирование сигнала на управление системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя (его срабатыванием).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не статьи 20.1. | |
27.12.2011 по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением норм и требований пожарной безопасности административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2-16-45-253. Действия общества квалифицированы по
части 4 статьи 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившиеся в нарушении требований
статей 6 и
83 Закона N 128-ФЗ,
пунктов 13.14.6;
13.14.5;
14.3 СП 5.13130.2009.
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении от 27.12.2011 N 2-16-45-253 заместителем главного государственного инспектора ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по СПб вынесено постановление об административном правонарушении от 08.02.2012 N 2-16-45-253 о привлечении ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС" к административной ответственности на основании
части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 155 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, поскольку при проведении проверки допущены грубые нарушения.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, обоснованно удовлетворил заявленные требования общества.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, для привлечения общества к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, необходимо доказать факт принадлежности ему помещений, в которых были установлены факты нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно
части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов административного дела следует и не отрицается органом пожарного надзора, что действительно, ООО "ЭМЕРКОМ-СЕРВИС" не является ни собственником, ни арендатором проверяемых помещений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Гидростроителей, д. 8 (магазин "Стройторг"). Орган пожарного надзора подтверждает, что на указанном объекте обществом выполнялись работы по монтажу и вводу в эксплуатацию автоматической пожарной сигнализации в помещениях, принадлежащих предпринимателю Придимирскому П.М. (акт приема автоматической установки в эксплуатацию подписан сторонами 06.11.2011).
Таким образом, общество в данном случае не является субъектом административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При изложенных обстоятельствах, доводы общества о допущенных органом пожарного надзора в отношении него грубых нарушениях при проведении проверки не подлежат оценке, поскольку не имеют правового значения.
Согласно
части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
Апелляционным судом не принимаются доводы общества о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку в рамках арбитражного дела А56-433/2012 рассматривался вопрос о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований и условий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы органа пожарного надзора и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
п. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 апреля 2012 года по делу N А56-6774/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА