Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А56-13371/2011
Нарушение жилищно-строительным кооперативом требований пожарной безопасности, выразившееся в установке дополнительных дверей и перегородок в общих поэтажных коридорах на путях эвакуации, ведущих из помещений квартир на лестничную клетку, ухудшающее условия безопасной эвакуации людей, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А56-13371/2011
Нарушение жилищно-строительным кооперативом требований пожарной безопасности, выразившееся в установке дополнительных дверей и перегородок в общих поэтажных коридорах на путях эвакуации, ведущих из помещений квартир на лестничную клетку, ухудшающее условия безопасной эвакуации людей, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 г. по делу N А56-13371/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17572/2011) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2011 по делу N А56-13371/2011 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по заявлению Жилищно-строительный кооператив N 815
к 1) главному государственному инспектору Василеостровского района города Санкт-Петербурга по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Василеостровского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу А.В.Забалуеву,
2) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 815 (199226, Санкт-Петербург, В.О. улица Кораблестроителей, дом 23, литера Б, ОГРН 1037800064796, далее - ЖСК N 815, кооператив) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2011 N 2-9-72, вынесенного главным государственным инспектором Василеостровского района города Санкт-Петербурга по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Василеостровского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу А.В.Забалуевым (199406, Санкт-Петербург, ул. Остроумова, д. 21/76), которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (190000, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 85, ОГРН 1047855154401, далее - Управление).
Решением суда от 30.08.2011 заявление кооператива удовлетворено. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием вины кооператива во вменяемом правонарушении.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела, так как вина ЖСК N 815 во вмененном административном правонарушении органом пожарного надзора доказана.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения от 01.02.2011 N 2-9-40 органом пожарного надзора в период с 07.02.2011 по 11.02.2011 проведена внеплановая выездная проверка исполнения ЖСК N 815 предписания от 26.07.2009 N 2/9-675/1/1-2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Результаты проверки оформлены актом N 2-9-40, в котором отражено, что кооперативом допущена установка дополнительных дверей и перегородок в коридорах на путях эвакуации, ведущих из помещений квартир в лестничную клетку, ухудшающих условия безопасности эвакуации людей, что является изменением объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, в частности, пунктами 3, 40, 51 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, пункта 4.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
03.03.2011 органом пожарного надзора в отношении кооператива составлен протокол N 2-9-72 об административном правонарушении, а 11.03.2011 вынесено постановление N 2-9-72, которым ЖСК N 815 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Кооператив оспорил постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии вины кооператива во вмененном административном правонарушении, удовлетворил заявление.
Апелляционная коллегия считает данный вывод ошибочным в силу следующего.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены приказом МЧС от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ-01-03).
Согласно пункту 10 ППБ-01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Пунктом 40 ППБ 01-03 установлен запрет на производство в зданиях, сооружениях организаций изменений объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (пункт 51 ППБ 01-30).
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 4.3 СНиП 21-01-97*, в процессе эксплуатации не следует допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.
Факт нарушения ЖСК N 815 указанных выше норм права, выразившихся в установке дополнительных дверей и перегородок в общих поэтажных коридорах на путях эвакуации, ведущих из помещений квартир в лестничную клетку, ухудшающих условия безопасной эвакуации людей, подтверждается материалами дела и не оспаривается кооперативом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В подтверждение отсутствия вины кооператив ссылается на то, что дополнительные двери и перегородки в общих поэтажных коридорах установлены самовольно собственниками жилых помещений более 30 лет назад в период нахождения дома в управлении ГУЖА Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
С момента приемки-передачи многоквартирного дома в управление с постановкой на технический и бухгалтерский учет управляющая организация несет ответственность за обеспечение надлежащей технической эксплуатации многоквартирного дома, в соответствии установленными действующим законодательством требованиями (Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 21-р "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций").
Поскольку ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в силу пункта 10 ППБ 01-30, статьи 38 Закона N 69-ФЗ возложена, в том числе, и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то именно ЖСК N 815 является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Таким образом, в деянии ЖСК имеется состав вмененного ему в вину правонарушения.
Более того, материалами дела подтверждается, что ранее в 2008 и 2009 годах в отношении ЖСК N 815 органами государственного пожарного надзора проведены проверки и вынесены соответствующие предписания об устранении аналогичного нарушения требований пожарной безопасности.
Однако выявленные нарушения требований пожарной безопасности заявителем не устранялись, то есть правонарушение продолжалось, что свидетельствует о пренебрежительном отношении кооператива к исполнению публично-правовых обязанностей.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 30.08.2011 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2011 N 2-9-72.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2011 по делу N А56-13371/2011 отменить.
Отказать жилищно-строительному кооперативу N 815 (199226, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, 23, 1Б, ОГРН 1037800064796) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Василеостровского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (199406, г. Санкт-Петербург, ул. Остроумова, д. 21/76) от 11.03.2011 N 2-9-72 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА