Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А42-1475/2007
Постановление уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежит отмене как вынесенное в отношении лица, не являющегося субъектом указанного правонарушения, поскольку обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов, вытекающая из гражданско-правового договора, не является основанием возникновения обязательств обеспечения пожарной безопасности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А42-1475/2007
Постановление уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежит отмене как вынесенное в отношении лица, не являющегося субъектом указанного правонарушения, поскольку обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов, вытекающая из гражданско-правового договора, не является основанием возникновения обязательств обеспечения пожарной безопасности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 13 июля 2007 года | Дело N А42-1475/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Е.А.Фокиной, судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульга, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю.Шандаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7657/2007) ООО "Град Центр Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.05.2007 по делу N А42-1475/2007 (судья К.А.Востряков) по заявлению ООО "Град Центр Сервис" к Главному государственному инспектору г. Полярные Зори по пожарному надзору - Любимову В.А. об отмене постановления, при участии: от заявителя - не явился (извещен); от ответчика - не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Град Центр Сервис" (в дальнейшем - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене акта административного органа - постановления N 14 от 27.02.2007 о наложении административного взыскания, вынесенного главным государственным инспектором г. Полярные Зори по пожарному надзору.
Решением суда от 04 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд пришел к выводу о виновном совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), выразившегося в непринятии мер к установке замка на двери подвала, вследствие чего не был прекращен свободный доступ посторонних лиц в подвал. Суд сослался на доказанность материалами дела факта ненадлежащего выполнения Обществом своих обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
В апелляционной жалобе ООО "Град Центр Сервис" просит решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить, ссылаясь на то, что оно не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку эксплуатирующей организацией в силу договора на управление жилфондом с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Полярные Зори по всему жилищному фонду является управляющая организация ООО "Норд-Сервис".
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
Оспариваемым постановлением, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении N 14 от 12.02.2007, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 МРОТ (10000 руб.) на основании
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения административного правонарушения административным органом установлены следующие обстоятельства.
13 января 2007 года в подвале жилого дома N 18 по ул. Строителей в г. Полярные Зори произошел пожар.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что подвал имеет два входа, одна дверь в подвал закрыта на замок, вторая - открыта, замок отсутствует (л.д. 47 - 48).
Главный государственный инспектор г. Полярные Зори по пожарному надзору пришел к выводу о нарушении ООО "Град Центр Сервис"
пункта 44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), а именно: не был прекращен свободный доступ посторонних лиц в подвал (в котором не требуется постоянного пребывания людей).
Бездействие Общества квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем 12.02.2007 составлен протокол об административном правонарушении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела заключение 13.06.2006 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори и ООО "Норд-Сервис" договора по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов.
ООО "Норд-Сервис", в свою очередь, 30.06.2006 заключило договор N 1-у с ООО "Град Центр Сервис", в соответствии с которым Общество берет на себя обязательства по комплексной уборке мест общего пользования в жилищном фонде, в том числе дома 18 по ул. Строителей, а именно: по уборке лестничных клеток, придомовой территории, содержанию подвалов и чердаков, обслуживанию мусоропроводов.
Дополнительным соглашением от 04.09.2006 к договору N 1-у в перечень работ по уборке и содержанию подвалов и чердаков жилых домов включен такой вид работ, как "двери подвалов и чердаков держать закрытыми на замок", периодичность работ - постоянно (л.д. 46).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что ответственность за постоянное содержание дверей подвалов и чердаков закрытыми на замок в жилом доме N 18 по улице Строителей в силу договора лежала на Обществе. Факт ненадлежащего исполнения Обществом своих обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнут заявителем.
Апелляционная инстанция считает вывод суда об обязанности ООО "Град Центр Сервис" нести ответственность перед органами государственного пожарного надзора за несоблюдение правил противопожарной безопасности ошибочным, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности.
Под нормативным регулированием в области пожарной безопасности понимается установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных требований пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно преамбуле которого настоящий Федеральный
закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Ни к одному из перечисленных лиц Общество не относится.
Обязательство ООО "Град Центр Сервис" по содержанию закрытыми на замок дверей подвалов, вытекающее из гражданско-правового договора с ООО "Норд-Сервис", не означает, что ООО "Град Центр Сервис" автоматически стало ответственным за обеспечение пожарной безопасности или уполномочено владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом жилого дома.
Из договора N 1-у не следует, что ООО "Град Центр Сервис" приняло на себя обязательства обеспечить меры пожарной безопасности в соответствии с
пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Напротив, согласно материалам дела, Общество не вправе самостоятельно осуществлять какие-либо работы по установке дверей и замков.
Из Акта от 15.01.2007 и Выписки из журнала регистрации обращений граждан ООО "Норд-Сервис" видно, что в ООО "Норд-Сервис" 11.01.2007 поступила заявка о ремонте двери в подвал и установке замка по адресу: ул. Строителей, д. 18, которая передана к исполнению в ремонтно-строительный участок, дверь 12.01.2007 отремонтирована, и на нее установлен замок (л.д. 50 - 51).
Актом от 22.01.2007, составленным по результатам служебной проверки ООО "Норд-Сервис", подтверждается своевременное выполнение заявки Общества по установке двери и замка, при этом ООО "Норд-Сервис" не оспаривает, что именно оно несет обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в соответствии с
ППБ 01-03 (л.д. 52).
Установка 12.01.2007 двери с замком в подвальное помещение дома 18 по ул. Строителей подтверждается также представленными с апелляционной жалобой документами ООО "Норд-Сервис" и непосредственного исполнителя работ - МУП "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" (л.д. 89 - 90).
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что ООО "Град Центр Сервис" не является в рассматриваемом случае субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция не может согласиться и с выводом суда о доказанности вины Общества.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что Обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по установке в подвальное помещение двери и замка.
Таким образом, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 4 мая 2007 года по делу N А42-1475/2007 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора г. Полярные Зори по пожарному надзору от 27.02.2007 N 14 о назначении административного наказания ООО "Град Центр Сервис".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ФОКИНА Е.А.
Судьи
БОРИСОВА Г.В.
ШУЛЬГА Л.А.