Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А56-35330/2012
Если на момент проведения проверки автоматическая сигнализация не работала, огнетушители находились на складе, при этом на них отсутствовали надлежаще оформленные паспорта и сертификаты, инструкция о мерах пожарной безопасности не разработана, это свидетельствует о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А56-35330/2012
Если на момент проведения проверки автоматическая сигнализация не работала, огнетушители находились на складе, при этом на них отсутствовали надлежаще оформленные паспорта и сертификаты, инструкция о мерах пожарной безопасности не разработана, это свидетельствует о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N А56-35330/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Ильин М.В. по приказу от 27.11.2007 N 810-К,
Христич Г.А. по доверенности от 17.09.2012 N б/н
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18569/2012 Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва N 1 Фрунзенского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 по делу N А56-35330/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва N 1 Фрунзенского района
к Отделу Надзорной Деятельности Лужского района Управления Надзорной Деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва N 1 Фрунзенского района (192007, г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 208, лит. А, ОГРН 1027807991430, далее - заявитель, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела Надзорной Деятельности Лужского района Управления Надзорной Деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области (188230, г. Луга, Ленинградская область, Кирова пр., д. 24, далее - Отдел) от 25.05.2012 N 213 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.08.2012 Учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой ссылается на преждевременность проведенной проверки, так как в период проверки на территории Учреждения осуществлялась работа по благоустройству территории, а также работы по заключенным Государственным контрактам (договорам) на комплексное техническое обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения при пожаре, на трубочистные услуги, включающие очистку дымоходов и эвакуационных каналов, на обслуживание систем противопожарного водоснабжения проведены не были. В связи с чем просит решение от 14.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Отдел, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а судебное заседание своих представителей не направил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.05.2012, на основании распоряжения от 27.04.2012 N 313 инспектором Отдела была проведена проверка соблюдения Учреждением требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном виде;
- помещения лагеря не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
- допускается эксплуатация огнетушителей без соответствующих сертификатов;
- отсутствуют электрические фонари;
- запоры на дверях эвакуационных выходов из спальных корпусов 4, 3 не обеспечивают возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (двери закрыты на навесные замки);
- не заделаны строительным раствором места пересечения противопожарных стен с инженерными коммуникациями в помещении теннисной здания клуба;
- пути эвакуации не обеспечены знаками пожарной безопасности, указывающими направление выхода;
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями;
- в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.
По результатам проверки 25.05.2012 составлен акт проверки N 313 и протоколы N 356, 357, 358 об административных правонарушениях, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением от 25.05.2012 N 213 Учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Полагая вынесенное Управлением постановление незаконным, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины учреждения, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности суд не установил.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения принятого решения ввиду следующего.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В силу
статьи 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Приказом МЧС от 31.05.2012 N 306 "О признании утратившим силу Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313" признан утратившим силу
приказ МЧС от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (утратил силу 22.07.2012).
С 15.05.2012 вступили в законную силу
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 61 ППР, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В силу
пункта 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Согласно
пункту 38 ППР на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек.
В соответствии с
пунктом 35 ППР запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Согласно
пункту 22 ППР руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
В силу
пункта 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно
пункту 460 ППР инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих
Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В соответствии с
пунктом 461 ППР в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Согласно
пункту 462 ППР в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа (
часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений предусмотрена административная ответственность
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем, на момент проведения проверки автоматическая сигнализация не работала, огнетушители находились на складе, при этом на них отсутствовали надлежаще оформленные паспорта и сертификаты, инструкция о мерах пожарной безопасности не разработана. Не опровергнуты заявителем и другие вмененные ему нарушения ППР.
Означенные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы подателя жалобы о том, что в качестве соблюдения требований пожарной безопасности Учреждением были заключены договоры на комплексное техническое обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения при пожаре, на трубочистные услуги, включающие очистку дымоходов и вентиляционных каналов, на обслуживание систем противопожарного водоснабжения.
Содержание условий представленных Учреждением договоров свидетельствует о том, что началом выполнения предусмотренных в договорах работ определено 01.06.2012 г., тогда как работы по соблюдению правил пожарной безопасности должны были быть завершены Учреждением до начала работы лагеря (07.06.2012). Апелляционная коллегия также отмечает, что разработка инструкций о мерах пожарной безопасности, обеспечение электрическими фонарями, знаками пожарной безопасности не связано с выполнением тех работ, которые определены в представленных Учреждением договорах.
Доказательств невозможности выполнения требований законодательства, равно как и доказательств принятия Учреждением исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, в материалы дела не представлено, что применительно к
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Учреждения во вмененном ему административном правонарушении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом также не установлено.
Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного
статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со
статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 по делу N А56-35330/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва N 1 Фрунзенского района - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ