Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024 N 14АП-5034/2024 по делу N А05-14555/2023
Требование: О признании незаконными и отмене постановления по делу о назначении административного наказания по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024 N 14АП-5034/2024 по делу N А05-14555/2023
Требование: О признании незаконными и отмене постановления по делу о назначении административного наказания по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2024 г. по делу N А05-14555/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 сентября 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Архангельской области "Единый лесопожарный центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2024 года по делу N А05-14555/2023,
установил:
государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр" (ОГРН 1072901001502, ИНН 2901159720; адрес: 163060, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 22, корпус 1; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.11.2023 по делу N 223юл-23а 029/04/7.32.3-1103/2023 о назначении административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Архангельская транспортная прокуратура (адрес: 163000, город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 5, корпус 1), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает ошибочным выводы суда о том, что оказанные по спорному договору услуги не являются транспортными услугами. Полагает, что Федеральный
закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не содержит нормы, предписывающей автономному учреждению осуществлять закупочную деятельность по договорам на предоставление авиационных услуг в порядке, предусмотренном
Законом N 44-ФЗ, и не исключает применение при заключении таких договоров Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, министерством для учреждения 18.01.2023 утверждено государственное задание N 045-Ш0384-23-02 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, которым в числе выполняемых учреждением работ предусмотрен авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров путем авиационного патрулирования с использованием воздушных судов.
Министерством и учреждением заключено соглашение от 18.01.2023 N 045-23-19-пф-001о о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Во исполнение государственного задания учреждением (заказчик) и акционерным обществом "2-й Архангельский объединенный авиаотряд" (исполнитель) заключен договор от 28.02.2023 N 89р на оказание авиационных услуг типовыми самолетами Ан-2 для выполнения заказчиком лесоавиационных работ - авиационного патрулирования (мониторинга) лесных пожаров в пожароопасный период 2023 года на территории земель лесного фонда Архангельской области. Цена договора составляет 4 708 800 руб.
Данный договор заключен в соответствии с
Законом N 223-ФЗ.
Архангельской транспортной прокуратурой в отношении учреждения проведена проверка соблюдения законодательства о закупках, по результатам которой сделан вывод о допущенном учреждением нарушении порядка осуществления вышеназванной закупки.
По факту выявленного нарушения заместителем Архангельского транспортного прокурора Текеевым Б.М. в присутствии уполномоченного представителя учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Указанное постановление направлено в управление для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением управления от 24.11.2023 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, учреждение обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг; субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее закупку с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.
Частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий
Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Исчерпывающий перечень случаев, когда данный Закон не применяется, установлен
частью 2 статьи 1 Закона.
В силу
части 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего
закона, за исключением случаев, предусмотренных
частями 2 и
3 настоящей статьи.
В соответствии с
частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 указанной нормы установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 2.1 Устава учреждения, утвержденного распоряжением министерства от 20.12.2018 N 2085р, учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является Архангельская область, функции полномочий учредителя осуществляет министерство. Целью деятельности учреждения является осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Архангельской области.
Согласно пункту 2.2 Устава для достижения уставных целей учреждение осуществляет в том числе авиационный мониторинг путем авиационного патрулирования, тушение лесных пожаров с использованием авиационных сил и средств, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания лесных горючих материалов, защита лесов от вредителей и болезней.
В силу пункта 3.1 Устава учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в том числе определяет ее содержание и конкретные формы, в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области и настоящим Уставом.
Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с государственным заданием, утверждаемым учредителем для учреждения.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Частью 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ определено, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из положений
частей 3,
4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение указанной в
частях 1 и
2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Согласно
статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
В силу
пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
На основании
части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Частью 2 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 19 ЛК РФ предписано, что, в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в
частях 2 и
9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частями 1,
7 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 53.2 ЛК РФ предусмотрено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя в том числе организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств
Частью 1 статьи 57 ЛК РФ установлено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по осуществлению авиационных работ по охране лесов от пожаров, могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания. В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с
Законом N 44-ФЗ с использованием конкурентных способов заключения сделки.
При этом действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц, однако выбор такого лица и последующее заключение с ним гражданско-правового договора должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных
Законом о контрактной системе, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 308-ЭС16-59.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что договор от 28.02.2023 N 89р на оказание авиационных услуг типовыми самолетами Ан-2 для выполнения заказчиком лесоавиационных работ - авиационного патрулирования (мониторинга) лесных пожаров в пожароопасный период 2023 года на территории земель лесного фонда Архангельской области заключен во исполнение государственного задания от 18.01.2023 N 045-Ш0384-23-02, но в порядке
Закона N 223-ФЗ, без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных
Законом N 44-ФЗ, что противоречит приведенным выше нормам права.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами прокуратуры и управления о наличии в деянии учреждения события правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Доводы учреждения о правомерности проведения спорной закупки в соответствии с положениями
Закона N 223-ФЗ, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в данном случае закупка совершалась не для нужд самого автономного учреждения, а в связи с наделением его соответствующими полномочиями для удовлетворения государственных нужд, в связи с чем поставщики (подрядчики, исполнители) должны определяться конкурентными способами в порядке
Закона N 44-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы, ссылки заявителя на то, что непосредственно лесоавиационные работы осуществляет летчик-наблюдатель, являющийся работником заявителя, сотрудники исполнителя по договору от 28.02.2023 N 89р, входящие в состав экипажа воздушного судна, не выполняют лесоавиационные работы - авиационное патрулирование (мониторинга) лесных пожаров, а исключительно управляют воздушным судном (оказывает транспортные услуги по доставке работников к месту выполнения своих служебных обязанностей), правомерно не приняты судом первой инстанции на основании положений
статьи 57 ЛК РФ, Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.11.2016 N 597, Воздушного
кодекса Российской Федерации и
приказа Минтранса России от 19.11.2020 N 494.
В силу
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению установленных требований, а также подтверждающих принятие заявителем исчерпывающих мер по предотвращению совершения правонарушения, учреждением не представлено.
Не имеется в деле и документов, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения положений законодательства. Неустранимые сомнения в виновности заявителя в материалах дела не усматриваются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии вины учреждения в совершении правонарушения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции обоснованно заключил о наличии в деянии заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности не установлено.
Допущенную в постановлении прокурора о возбуждении об административном правонарушении опечатку в дате (указано 07.11.2023 вместо 09.11.2023) апелляционный суд считает очевидной, поскольку материалами дела подтверждено фактическое назначение вынесения постановления на 09.11.2023, о чем заявитель извещен уведомлением от 02.11.2023. Вынесение постановления 09.11.2023 в присутствии своего представителя учреждением не опровергается. Таким образом, названная опечатка не является существенным нарушением порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для применения
статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, апелляционный суд не усматривает.
Оснований считать такое наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие апеллянта с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2024 года по делу N А05-14555/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Архангельской области "Единый лесопожарный центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.БОЛДЫРЕВА
Судьи
Е.А.АЛИМОВА
А.Ю.ДОКШИНА