Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2024 N 14АП-5660/2024 по делу N А13-2715/2024
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2024 N 14АП-5660/2024 по делу N А13-2715/2024
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2024 г. по делу N А13-2715/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Мурахиной Н.В.,
судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Советник" Проскуриной В.Г. по доверенности от 13.03.2024, от администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области Ненсберг И.Н. по доверенности от 19.02.2024 N ДВ-44/24,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Советник" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2024 года по делу N А13-2715/2024,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Советник" (ОГРН 1133529000285, ИНН 3507308944; адрес: 160515, Вологодская область, район Вологодский, деревня Труфаново, дом 1; далее - ООО "Советник", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500010502, ИНН 3525482222; адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 24; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 35:25:0502041:39:ЗУ1 общей площадью 14 160 кв. м (далее - земельный участок), выраженного в письме от 26.12.2023 N ИХ.-9350/23, а также о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Майское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500012262, ИНН 3507316720; адрес: 160508, Вологодская область, Вологодский муниципальный район, поселок Майский, дом 19а; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2024 года по делу N А13-2715/2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Советник" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 24.11.2023 общество обратилось в администрацию с заявлением от 23.11.2023 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка со ссылкой на постановление Правительства Вологодской области от 20.06.2022 N 784 "Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, для предоставления в 2022 году гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по ее производству", приложив схему земельного участка на кадастровом плане территории и проект осуществления деятельности на арендованном земельном участке.
По результатам рассмотрения этого обращения администрация в своем письме от 26.12.2023 N 9350/23, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 11.9, пунктами 2, 12, подпунктами 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 пунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс), приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148, сообщила об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, поскольку образование земельного участка происходит за счет территории общего пользования (зеленые насаждения общего пользования и место массового отдыха населения, проезд к источнику противопожарного водоснабжения - реке Вологда). Кроме того, отметила, что в заявлении не указаны основания для предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов.
Общество, не согласившись с этим, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым по настоящему делу заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Обязательным этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.
Статьей 11.3 Земельного кодекса определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Из пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пунктам 2, 12 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства; форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 13, 14 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1), земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, утвержденными постановлением Правительства Вологодской области от 11.01.2021 N 22, испрашиваемый земельный участок находится в функциональной и территориальной зоне - рекреационная зона.
В силу пункта 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Постановлением Майского сельского поселения от 25.12.2014 N 452 утверждено место массового отдыха населения - на правом берегу реки Вологда в районе деревни Поповка Майского сельского поселения.
В соответствии со схемой формируемого земельного участка и его наложением на Генеральный план Майского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденный решением Совета Майского сельского поселения от 23.12.2011 N 187, в границах образуемого земельного участка располагается зона отдыха населения.
Постановление Майского сельского поселения от 25.12.2014 N 452 является нормативным правовым актом, в установленном порядке никем не оспорено.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В пункте 12 статьи 1 ГрК РФ дано следующее понятие территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из положений, содержащихся в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации. Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Поскольку испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне массового отдыха населения, то администрация обязаны была отказать в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, в силу пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (абзац второй пункта 75 Правил).
Учитывая, численность населения в деревне Поповка, ее нахождения у естественного водного объекта, отсутствие вблизи иного источника наружного противопожарного водоснабжения, а также то, что испрашиваемый земельный участок пересекает дорогу, ведущую к реке, администрации также правомерно такое обстоятельство привела в качестве отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылка подателя жалобы на положения постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" (далее - Постановление N 629) являлась предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонена.
Действительно, Постановлением N 629 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в 2022 и 2023 годах наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1).
В развитие этой нормы постановлением Правительства Вологодской области от 20.03.2023 N 357 утвержден Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, для предоставления в 2023 году гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по ее производству.
В указанный перечень включена продукция "Культуры зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур код ОКВЭД 01.11" (пункт 1); "Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды код ОКВЭД 01.13" (пункт 2); "Плоды прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов код ОКВЭД 01.25" (пункт 4).
Вместе с тем, исходя из проекта осуществления деятельности на арендованном земельном участке общество фактически планировало осуществлять туристическую деятельность, возвести жилые строения для отдыха и пребывания гостей агротуристического комплекса, в том числе бани и летние кухни; проводить школьные и семейные экскурсии, фотосессии: семейные, свадебные, love-story, стилизованные, корпоративные на оборудованных площадках; построить модульный цех (мини-завод) для переработки плодово-ягодной продукции и реализации производственных процессов.
Однако туризм в перечне видов экономической деятельности, в качестве основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, не поименован.
Кроме того с функциональным назначением установленной генеральным планом зоны рекреационного назначения, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не допускается осуществление производственной деятельности.
С учетом вышеизложенного, у суда не имелось основания для признания незаконным выраженного в письме от 26.12.2023 N 9350/2 отказа администрации.
Все заявленные обществом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2024 года по делу N А13-2715/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Советник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Е.А.АЛИМОВА
А.Ю.ДОКШИНА