Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 N 14АП-6466/2021 по делу N А05-3823/2021
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка, распространении действия изменений на взаимоотношения сторон.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 N 14АП-6466/2021 по делу N А05-3823/2021
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка, распространении действия изменений на взаимоотношения сторон.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2021 г. по делу N А05-3823/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2021 года по делу N А05-3823/2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноборск Лес Пром" (адрес: 163015, город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 163, офис 17; ИНН 2914003505, ОГРН 1112904001803; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2008 N 330, изложив условия договора в редакции истца, а также распространить действие изменений на взаимоотношения сторон начиная с 14.03.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (адрес: 115184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298; далее - Рослесхоз).
Решением суд от 03.06.2021 иск удовлетворен.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить в части внесения изменений в договор аренды приложения 4, принять по делу новый судебный акт, которым в этой части в иске отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Заключение дополнительного соглашения привело к изменению условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе (торгах), о размере арендной платы и об объемах заготавливаемой древесины, это противоречит прямому запрету на изменение условий такого договора на основании соглашения сторон, установленному на момент их заключения
частями 2, 2.1 статьи 74,
частью 2 статьи 73.1,
статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в соответствующих редакциях.
Общество в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, проверив судебный акт в пределах доводов и требований апелляционной жалобы в порядке
части 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании заявления арендатора от 04.06.2008 о приведении ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда от 20.09.2006 N 47 в соответствии с
ЛК РФ Департамент лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Красноборск-лес" (арендатор, далее - ООО "Красноборск-лес") заключили договор аренды лесных участков от 03.07.2008 N 330.
Договор аренды участка лесного фонда от 20.09.2006 N 47 заключен по результатам лесного конкурса, оформленным протоколами от 13.04.2006 N 606 и от 31.08.2006 N 672.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 договора арендатору передаются в аренду лесные участки, имеющие следующие характеристики: местоположение: Архангельская область МО "Красноборский муниципальный район", Красноборское лесничество Уфтюгское участковое лесничество кварталы N 12-18, 34-36, 52, 53; кадастровый номер 29:08:093401:0040, площадь 11 055 га; Комаровское участковое лесничество кварталы N 1-16, 23, 24, 31, 32; кадастровый номер 29:08:041101:0009, площадь 18 132 га; Комаровское участковое лесничество, кварталы N 17-20, 25-28; кадастровый номер 29:08:041101:0007, площадь 7 480 га; Слободское участковое лесничество кварталы N 49-54, 65-70; кадастровый номер 29:08:041001:0002, площадь 12 333 га. Общая площадь лесных участков составляет 49 000 га. Лесные участки передаются арендатору для использования в целях - заготовка древесины в объемах согласно приложению 3.
В силу пункта 7.1 срок действия договора с 03.07.2008 по 02.05.2031.
В приложениях 3, 5 к договору предусмотрено, что среднегодовой объем использования древесины составляет 72,7 тыс. куб. м. Лесные участки переданы от арендодателя арендатору по акту от 03.07.2008.
Государственная регистрация договора аренды произведена 28.08.2008.
Соглашением от 16.02.2012 о внесении изменений и дополнений в договор аренды в связи с реорганизацией ООО "Красноборск-лес" в форме выделения и создания путем реорганизации и реорганизацией Департамента лесного комплекса Архангельской области произведена замена арендодателя по договору аренды на Министерство, и арендатора на Общество.
На основании постановления правительства Архангельской области от 24.11.2015 N 475-пп "О создании Уфтюго-Илешского государственного природного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения" (далее - Постановление N 475-пп), утверждением типового договора аренды лесного участка
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 Общество и Министерство заключили соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды от 14.03.2016 N 4.
Согласно Постановлению N 475-пп в Верхнетоемском и Красноборском муниципальных районах Архангельской области создан Уфтюго-Илешский государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения и утверждено Положение об Уфтюго-Илешском государственном природном комплексном (ландшафтном) заказнике регионального значения.
В силу пункта 3 Положения об Уфтюго-Илешском государственном природном комплексном (ландшафтном) заказнике регионального значения Заказник расположен в Верхнетоемском и Красноборском муниципальных районах Архангельской области и включает в себя кварталы: 146 - 150, 162 - 168, 178 - 186, 196 - 204, 214 - 222 - Илешского участкового лесничества Выйского лесничества; 1 - 5, 13 - 17, 25 - 32, 37 - 44, 55 - 59 - Слободского участкового лесничества Красноборского лесничества; 1 - 16 - Комаровского участкового лесничества Красноборского лесничества.
В соответствии с подпунктами 1 пункта 7 Положения на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе рубка лесных насаждений, за исключением рубок при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, проводимых в соответствии со
статьей 53.6 ЛК РФ, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов.
Поскольку лесные участки, переданные Обществу по договору аренды лесных участков от 03.07.2008 N 330, вошли в территорию заказника, то среднегодовой объем использования древесины по договору аренды уменьшился до 42,5 тыс.куб. м, что стороны отразили в соглашении от 14.03.2006, одновременно уменьшив сумму арендной платы по договору.
В период с 2016 по 2020 годы арендная плата по договору от 03.07.2008 N 330 рассчитывалась с учетом соглашения о внесении изменений и дополнений N 4.
Министерство 17.04.2020 сообщило Общество о доначислении арендной платы за 2017 год в размере 1 416 972 руб. 82 коп. и за 2018 год в размере 3 461 392 руб. 07 коп., всего на 4 878 364 руб. 89 коп., и предложило уплатить указанную сумму. Доначисленная сумма арендной платы составляет разницу между размером арендной платы, определенным по ставкам арендной платы исходя из условий договора аренды в первоначальной редакции, и размером арендной платы, определенным по ставкам арендной платы исходя из условий дополнительного соглашения N 4. В обоснование предъявленных требований Министерство указывает, что доначисление произведено на основании предписания Рослесхоза от 04.10.2019 N 20/2019 "Об устранении выявленных нарушений при использовании органами государственной власти Архангельской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
Учитывая, что договор аренды от 03.07.2008 N 330 заключен на торгах, на момент заключения дополнительного соглашения N 4 нормы
ЛК РФ в действовавшей редакции не предусматривали возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, дополнительное соглашение N 4 фактически признается Рослесхозом ничтожным, принимая во внимание изменение размера ежегодной заготовки древесины, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
С решением суда не согласилось Министерство в части внесения изменений в договор аренды приложение N 4.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части согласно
части 5 статьи 268 АПК РФ.
Федеральным
законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено проведение мероприятий по использованию лесов,
статьей 14 закона закреплено условие "вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным
кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного
кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному
кодексу Российской Федерации".
Лесоустроительные работы проводятся в соответствии с
главой 5 ЛК РФ, на основании которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются лесохозяйственные регламенты лесничеств
В силу
статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты составляются на срок до десяти лет, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими лесопользование, в них устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничения использования лесов, требования по охране, защите, воспроизводству лесов.
Из материалов дела видно, что в связи с утверждением созданием
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 Уфтюго-Илешского государственного природного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения произошло изменение основных показателей, в том числе целей и объемов использования лесов на арендуемом истцом лесном участке.
Изменение основных показателей отразились на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как объемы использования лесов на арендуемом лесном участке и размер арендной платы.
В связи с изменением ежегодного объема использования лесов истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение от 14.03.2016 N 4 к договору аренды от 03.07.2008 N 330, которым условия названного договора изложены в новой редакции с учетом создания Уфтюго-Илешского государственного природного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения.
Между тем, в силу наличия специальных норм в лесном законодательстве установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по результатам аукциона, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Как правильно указал суд первой инстанции, Общество и Министерство заключили дополнительное соглашение от 14.03.2016 N 4 к договору аренды от 03.07.2008 N 330 в порядке, не предусмотренном законом.
Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в
статью 74 ЛК РФ внесены изменения в часть 2 и введена часть 2.1 (вступившие в силу с 22.07.2014) содержат условия, допускающие внесение изменений в договор аренды лесного участка при изменении целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) и специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
В действующей редакции
ЛК РФ согласно
статье 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (
часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (
часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска. Непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-0).
Как правомерно указал суд первой инстанции, из приведенных норм права следует, что
ЛК РФ установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, в судебном порядке при наличии соответствующих установленных законом оснований.
В соответствии со
статьей 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным
кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно
пункту 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со
статьей 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным
пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае Общество доказало наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, поскольку в результате принятия лесохозяйственного регламента существенно изменились количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, учитывая отсутствие возражений со стороны Министерства о распространении действия изменений на взаимоотношения, возникшие между арендодателем и арендатором в рамках договора аренды лесного участка от 03.07.2008 N 330 начиная с 14.03.2016, а также то обстоятельство, что стороны подписали и фактически исполняют договор в редакции вышеуказанных дополнительных соглашений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из доказанности факта существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, учитывая, что стороны, подписав дополнительное соглашение, фактически исполняли договор с учетом заявленных в иске изменений, правомерно удовлетворил исковые требования Общества.
Доводы подателя жалобы о несогласии с внесением изменений в приложение 4 к договору, определяющее размер и сроки внесения арендной платы, не принимаются апелляционным судом. Изменение объема лесопользования, нашедшее отражение в приложении 3 к договору аренды, повлекло изменение размера арендной платы. При этом правильность применения ставок платы и используемых в расчете коэффициентов Министерство не оспаривает.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта по доводам жалобы.
Руководствуясь
статьями 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2021 года по делу N А05-3823/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
Н.В.ЧЕРЕДИНА