Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2014 по делу N А56-19707/2013 данное постановление отменено, заявленные требования удовлетворены.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу N А56-19707/2013
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности отказано, поскольку административным органом доказан состав административного правонарушения, доказательства невозможности соблюдения юридическим лицом норм пожарной безопасности не представлены, нарушения процессуального порядка не установлены.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу N А56-19707/2013
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности отказано, поскольку административным органом доказан состав административного правонарушения, доказательства невозможности соблюдения юридическим лицом норм пожарной безопасности не представлены, нарушения процессуального порядка не установлены.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А56-19707/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Броладзе И.Т. - по доверенности от 29.01.2013 N 05/3ГДПКВ/17;
от заинтересованного лица: Ликин В.А. - по доверенности от 11.01.2013 N 17-11-18;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20088/2013) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2013 по делу N А56-19707/2013 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. М. Морская, д. 12, ОГРН 1027810310274,
к Отделу надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", 190000, г. Санкт-Петербург, ул. М. Морская, д. 12, ОГРН 1027810310274, (далее - Предприятие, заявитель, ГУП "ТЭК СПб") о обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу (далее - ОНД Кронштадтского района, административный орган) от 29.03.2013 N 2-16-19-78 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
Решением суда от 27.08.2013 Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ГУП "ТЭК СПб" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.08.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что в нарушение требований
КоАП РФ при составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении постановления законному представителю ГУП "ТЭК СПб" не были разъяснены его права и обязанности, следовательно, ОНД Кронштадтского района грубо нарушена процедура привлечения Предприятия к административной ответственности, а потому постановление от 29.03.2013 N 2-16-19-78 подлежит отмене.
В судебном заседании представитель ГУП "ТЭК СПб" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОНД Кронштадтского района позицию заявителя не признали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому административный орган считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Предприятия несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений начальника ОНД Кронштадтского района от 06.02.2013 N 2-16-44, N 2-16-45 административным органом в период с 04.03.2013 по 29.03.2013, 01.04.2013 (включительно) проведена плановая выездная проверка объектов защиты Предприятия - производственных зданий по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 5, лит. А, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 15, в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. В производственном здании ГУП "ТЭК СПб", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Цитадельское шоссе, д. 5, литер А:
В здании котельной:
- выход из лестничной клетки на кровлю предусмотрен не через противопожарную дверь 2-го типа (
пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390),
пункт 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СниП 21-01-97*));
2 этаж:
- дверь эвакуационного выхода из женской раздевалки открывается не по направлению выхода (
пункт 34 Правила N 390,
пункт 6.17 СНиП 21-01-97*);
3 этаж, помещение газовой службы:
- светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (
пункт 42 (в) Правила N 390).
2. В производственном здании расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Кронштадтское шоссе, д. 15:
Здание котельной (литера А):
- выход из лестничной клетки на кровлю выполнен не через противопожарную дверь типа (
пункт 8.4 СНиП 21-01-97*);
- дверь на пути эвакуации из помещения 2-го этажа на лестничную клетку открывается не по направлению выхода из здания (
пункт 34 Правила N 390,
пункт 6.17 СНиП 21-01-97*);
Здание строительного цеха (литера Л):
- на дверях помещений производственного и складского назначения нет обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7, и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
пункт 20 Правила N 390);
Здание гаража (литера И):
- заполнение проемов в противопожарных преградах, отделяющих административно бытовые помещения (помещения N 2, 3, 4, 5 по плану ПИБ) от производственного помещения (помещение N 1 по плану ПИБ) не противопожарное (4 дверных проема, 6 оконных проемов) (
пункты 7.4,
5.14* табл. 1,
табл. 2 СНиП 21-01-97*);
Здание ремонтного цеха (ангар, литера К):
- заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение кладовой от производственного помещения (помещение N 1 по плану ПИБ) не противопожарное (
пункты 7,
4,
5.14* табл. 1,
табл. 2 СНиП 21-01-97*);
- заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей производственное помещение (помещение N 1 по плану ПИБ) от складского помещения (помещение N 7 по плану ПИБ) не противопожарное (
пункты 7,
4,
5.14* табл. 1,
табл. 2 СНиП 21-01-97*);
Здание склада из металлических конструкций синего цвета, расположенное у здания кладовщика:
- на дверях помещений складского назначения нет обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7, и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
пункт 20 Правила N 390).
По факту выявленных нарушений должностным лицом ОНД Кронштадтского района 18.03.2013 в отношении Предприятия составлены акты проверки NN 2-16-44, 2-16-45 и протоколы NN 2-16-19-76, 2-16-19-78 об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
29.03.2013 ОНД Кронштадтского района вынесено постановление N 2-16-19-78 о назначении административного наказания, которым ГУП "ТЭК СПб" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, предприятие оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности ОНД Кронштадтского района наличия состава административного правонарушения в действиях Предприятия, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого решения на основании следующего.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу
статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (
части 2,
3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся также и в
СНиП 21-01-97*.
Факт нарушения заявителем перечисленных в актах проверки от 18.03.2013 NN 2-16-44, 2-16-45, протоколах об административных правонарушениях от 18.03.2013 NN 2-16-19-76, 2-16-19-78 и оспариваемом постановлении требований
пунктов 20,
33,
34 и
42 (в) Правил N 390, а также
пунктов 5.14,
7.4 табл. 1,
табл. 2,
6.17,
8.4 СНиП 21-01-97*, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.
При этом указанные нарушения правильно квалифицированы административным органом по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно положениям
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что в свою очередь применительно к
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Предприятия во вменяемых правонарушениях.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконными.
Так, в силу
части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с
частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным
Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (
часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого
решения административного органа.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов.
Указанные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
В то же время в
пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
В соответствии с
пунктом 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что
КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях Предприятие было извещено надлежащим образом, направило для участия в названных процессуальных действиях представителя Броладзе И.Г., представившего доверенность от 29.01.2013 N 05/ЗГДПКВ/17, следовательно, Предприятие не было лишено возможности реализовать предоставленные ему
КоАП РФ гарантии защиты своих прав и законных интересов.
Кроме того, как пояснил представитель административного органа, вопреки позиции подателя жалобы представитель ГУП "ТЭК СПб" Броладзе И.Г. был допущен к участию в составлении протоколов об административных правонарушениях, о чем свидетельствует соответствующая запись в протоколах. Вместе с тем, представитель ГУП "ТЭК СПб" Броладзе И.Г. давать пояснения, получать копии протоколов об административных правонарушениях от 18.03.2013 NN 2-16-19-76, 2-16-19-78, равно как и подписывать их отказался.
Постановление ОНД Кронштадтского района от 29.03.2013 N 2-16-19-78 также вынесено без участия законного представителя Предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя Броладзе И.Г., который давать пояснения и получать копию постановления отказался.
При этом тот факт, что ОНД Кронштадтского района не сделал в протоколах об административных правонарушениях от 18.03.2013 NN 2-16-19-76, 2-16-19-78 и постановлении от 29.03.2013 N 2-16-19-78 соответствующих отметок об отказе представителя Броладзе И.Г. от совершения вышеназванных действий, не свидетельствует о существенном нарушении административным органом порядка привлечения ГУП "ТЭК СПб" к административной ответственности, поскольку не препятствовал реализации лицу, привлекаемому к административной ответственности, предоставленных ему законом гарантий защиты прав, ввиду надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий.
Более того, относительно отсутствия в материалах дела доказательств разъяснения ОНД Кронштадтского района представителю ГУП "ТЭК СПб" его прав и обязанностей при вынесении постановления от 29.03.2013 N 2-16-19-78 суд первой инстанции верно отметил, что
КоАП РФ не предусмотрено обязательное требование о письменной фиксации таких процессуальных действий, как разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим при рассмотрении дела.
Обязательные требования, предъявляемые к содержанию постановления об административном правонарушении, содержатся в
статье 29.10 КоАП РФ, которой не предусмотрено обязательное отражение в постановлении на разъяснение лицам, участвующим при рассмотрении дела, прав и обязанностей.
Как следует из материалов дела, требования к содержанию постановления об административном правонарушении, закрепленные в
статье 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
В силу
статьи 29.8 КоАП РФ в данном случае не является обязательным ведение протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором могло найти отражение указание на разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (
пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Заявитель (законный представитель ГУП "ТЭК СПб) был извещен о времени и месте как составления протоколов об административных правонарушениях, так и рассмотрения материалов административных дел; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять возражения и ходатайства и пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными
КоАП РФ.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со
статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении 27.08.2013, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с
частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по делу решения.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 августа 2013 года по делу N А56-19707/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу, в порядке, предусмотренном
частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА