Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 N 13АП-787/2015 по делу N А26-7262/2014
Определение о прекращении производства по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности вынесено правомерно, поскольку заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 N 13АП-787/2015 по делу N А26-7262/2014
Определение о прекращении производства по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности вынесено правомерно, поскольку заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А26-7262/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 15941);
от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 15942, 15943);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-787/2015) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Детская республиканская больница" на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 ноября 2014 года по делу N А26-7262/2014 (судья Свидская А.С.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Детская республиканская больница"
к Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия,
об оспаривании постановления
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Детская республиканская больница" (185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парковая, д. 58, ОГРН 1021000536127, далее - ГБУЗ "Детская республиканская больница", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 25а, ОГРН 1041000046339, далее - административный орган, Управление) о признании частично недействительным постановления N 22 от 27.08.2014, которым учреждение привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда первой инстанции от 27.11.2014 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Не согласившись с определением суда, ГБУЗ "Детская республиканская больница" направило апелляционную жалобу, в которой просило определение суда отменить и рассмотреть дело по существу по тем основаниям, что прекращение производства по делу нарушает права и законные интересы учреждения, незаконно возлагает на него обязанности, связанные с устранением нарушений требований пожарной безопасности и в силу
пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ указанный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого определения проверяются в порядке и по основаниям, установленными
статьями 258,
266 -
272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, специалистами Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Карелия на основании распоряжения от 01.08.2014 N 18 проведена плановая проверка по соблюдению ГБУЗ "Детская республиканская больница" требований пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул. Парковая, д. 58, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По факту правонарушения органом пожарного надзора вынесено постановление N 22 от 27.08.2014, в соответствии с которым ГБУЗ "Детская республиканская больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
Учреждение не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, определением от 27.11.2014 производство по делу прекратил по тем основаниям, что Арбитражным процессуальным
кодексом РФ не предусмотрена возможность обращения юридического лица в арбитражный суд с заявленным предметом спора.
В силу
части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред.
Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 N 40), разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и
статьями 10,
26,
36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Арбитражный суд Республики Карелия, прекращая производство по настоящему делу, пришел к правомерному выводу о его неподведомственности арбитражному суду, поскольку спор вытекает из отношений, не относящихся к экономической и предпринимательской деятельности, а объективная сторона вмененного ГБУЗ "Детская республиканская больница" административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение и невыполнение норм действующего законодательства в сфере пожарной безопасности. При этом, учреждение предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности не осуществляет.
Таким образом, исходя из требований
статей 27,
29,
207 АПК РФ к характеру спорных правоотношений, апелляционный суд приходит к выводу о том, что основания для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за нарушение в области пожарной безопасности в порядке
главы 25 АПК РФ у учреждения отсутствовали.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Прекращая производство по делу, неподведомственному арбитражному суду, суд первой инстанции учел изложенные выше нормы и принципы доступности судопроизводства, указав, что заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в районный суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007
N 623-О-П и от 15.01.2009
N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки
части 1 статьи 47 и
части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, неуполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, неуполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу
части 1 статьи 46 и
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда от 27.11.2014 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
п. 1 ст. 150,
статьями 268 -
272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 ноября 2014 года по делу N А26-7262/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Детская республиканская больница"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА