Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А56-22026/2013
Частичное устранение нарушений правил и норм пожарной безопасности, закрепленных в СНиПах и обязательных к применению как установленных в целях защиты жизни или здоровья граждан, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, предусмотренную частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А56-22026/2013
Частичное устранение нарушений правил и норм пожарной безопасности, закрепленных в СНиПах и обязательных к применению как установленных в целях защиты жизни или здоровья граждан, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, предусмотренную частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А56-22026/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Добрусиной Л.Г. по доверенности от 01.04.2013;
от заинтересованного лица: Григорьева В.В. по доверенности от 22.01.2013 N 47-1118;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20681/2013) Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 по делу N А56-22026/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4"
к Отделу надзорной деятельности Пушкинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 11, ОГРН 1027809001868, далее - СПб ГБСУСО "ДДИ N 4", учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Пушкинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (195009, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 26, далее - ОНД Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 02.04.2013 N 2-23-170 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частями 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением учреждения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что здание введено в эксплуатацию в 1956 году и применение
СНиП 21-01-97 носит добровольный характер; учреждение не имеет соответствующего бюджетного финансирования для устранения всех выявленных нарушений; в настоящий момент принимаются все необходимые меры для ремонта помещений и устранения нарушений, не требующих капитального переоборудования помещений интерната.
Орган пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что в рассматриваемом случае имеет место соблюдение обязательных требований пожарной безопасности в специальном учреждении - интернате для детей с отклонениями в умственном развитии и нарушение Правил пожарной безопасности напрямую подвергает опасности их жизнь и здоровье.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным
статьями 258,
266 -
271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 19.02.2013 по 01.03.2013 ОНД Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по СПб на основании распоряжения от 21.01.2013 N 2-23-31 проведена плановая выездная проверка объекта защиты Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. А, Б, В, Д, З, Е, Ж.
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2013 N 2023-31 в котором зафиксированы нарушения учреждением
статьи 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пунктов 20,
21,
22,
23,
34,
42,
61,
137 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390);
пунктов 6.9,
6.13,
6.16,
6.17,
6.18,
6.24,
6.32,
7.22,
7.23,
8.4,
табл. 1,
табл. 2 СНиП 21.01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
пункта 14,
табл. 3 (п. 36.2),
приложения 1 пункта 1 таблицы 1,
пункта 1.102 СНиП 2.07.01.89,
п. 3.4,
табл. 1,
табл. 2 СП.3.13130.2009,
пунктов 14.4,
15.1 приложение А пункт 10 табл. А.3 СП 5.13130.2009.
22.03.2013 органом пожарного надзора составлен протокол об административном правонарушении N 2-23-169 о нарушении учреждением
части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на следующих объектах:
Корпус 1 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. А):
- отверстия в перекрытии между подвальным и первым этажом здания, в месте прохода кабельной линий из коридора подвального этажа на первый этаж, не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (
пункт 22 ППР);
- допускается хранение горючих материалов (мебель и др.) и других предметов в технических помещениях подвального этажа (необорудованный подвал) (
пункт 23 ППР);
- не обеспечено устранение нарушений огнезащитного покрытия (отслоение огнезащитной краски) металлических косоуров лестничного марша (лестница возле помещений пищеблока) (
пункт 21 ППР).
Корпус 2 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. Б):
- допускается хранение горючих материалов (мебель и др.) и других предметов в технических помещениях подвального этажа (необорудованный подвал) (
пункт 23 ППР);
- в коридоре подвального этажа допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (
пункт 42 ППР);
- допущена установка шкафов для одежды под лестничным маршем на 1-ом этаже здания (
пункт 23 ППР).
Корпус 3 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. В):
- допущена установка шкафов для одежды под лестничным маршем на 1-ом этаже здания (левое крыло) (
пункт 23 ППР);
- на дверях складских помещений, расположенных в подвальном этаже, не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии
пунктами 5,
7 и
8 Закона N 123-ФЗ (
пункт 20 ППР).
Корпус 4 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. Д):
- допускается хранение горючих материалов (мебель и др.) и других предметов в технических помещениях подвального этажа (необорудованный подвал) (
пункт 23 ППР);
- допущено устройство подсобного помещения под лестничным маршем на 1-ом этаже здания (правое крыло, лестница возле помещений пищеблока) (
пункт 23 ППР);
- пожарный кран ПК-7 на 1-ом этаже в коридоре пищеблока не оборудован сертифицированным пожарным шкафом (
статья 146 Закона N 123-ФЗ).
Баня-прачечная (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. З):
- тип заполнения проема в противопожарной преграде (отверстие в межэтажном перекрытии между 2-ым и чердачным этажами в гладильном цехе) не соответствует нормативному (СНиП 21-01-97*
табл. 1,
табл. 2*);
- противопожарное расстояние между зданием БПК и деревянной бытовкой составляет 1 м, то есть менее нормативного - менее 10 м (СНиП 2.07.01-89* приложение 1*,
пункт 1*,
табл. 1*);
- проемы в ограждающих конструкциях шахты лифта не имеют требуемого заполнения (документация не представлена) (СНиП 21-01-97*
пункты 7.22*,
6.24*);
- выход из лестничной клетки (люк) в чердачное помещение не оборудован закрепленной стальной стремянкой (СНиП 21-01-97*
пункт 8.4*);
- предел огнестойкости транзитных воздуховодов, проложенных через чердак здания, менее нормативного (менее чем EI 30) (СНиП 41-01-2003
пункт 7.11.8,
табл. 2);
- в помещении бельевой на 2-ом этаже здания допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (
пункт 42 ППР);
- в цехе стирки на 1-ом этаже здания допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (
пункт 42 ППР);
- на двери складского помещения, расположенного в цехе стирки, не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Закона N 123-ФЗ (
пункт 20 ППР);
- в помещении сантехников на 1-ом этаже здания допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (
пункт 42 ППР);
- в чердачном помещении здания допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (
пункт 42 ППР).
Кроме того, органом пожарного надзора 22.03.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 2-23-170 о нарушении учреждением
части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на следующих объектах:
Общие нарушения по всем корпусам:
- в зданиях не предусмотрено оповещение только работников учреждения при помощи специального текста оповещения, который не должен содержать слов, способных вызвать панику (при поступлении сигнала "Пожар" на прибор контрольный охранно-пожарный "Стрелец", СОУЭ (речевое оповещение) запускается одновременно во всем здании) (
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009);
- не предусмотрено передача извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке каналу в автоматическом режиме (
пункт 14.4 СП 5.13130.2009);
- не обеспечено электроснабжение систем противопожарной защиты от трех независимых взаимно резервирующих источников питания (электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы) (
пункт 15.1 СП 5.13130.2009);
- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (на приборах и выносных пультах, расположенных на посту охраны, высвечивается индикация "неисправность") (
пункт 61 ППР);
- соединительные линии в СОУЭ (в том числе радиоканальные соединительные линии) не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности (информация о неисправности соединительных линий СОУЭ на приборы и выносной пульт не поступает) (
пункт 3.4 СП 3.13130.2009);
- в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (проходная) не выводятся извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения (информация о неисправности дымовых пожарных извещателей на приборы и выносной пульт не поступает) (
пункт 14.4 СП 5.13130.2009).
Корпус 1 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. А):
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из коридора 2-го этажа (левое и правое крыло) в общую лестничную клетку менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,89 м (в стационарах лечебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются) (СНиП 2.08.02-89*
пункт 1.102; СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из лестничной клетки наружу (правое крыло) менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,76 м (СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- подвальный этаж здания не оборудован требуемым количеством эвакуационных выходов (отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом при эвакуации не учитываются) (СНиП 21-01-97*
пункты 6.13,
7.23);
- выход из подвального этажа здания (помещения пищеблока) не обособлен от общей лестничной клетки здания, то есть не ведет непосредственно наружу (СНиП 21-01-97*
пункт 6.9);
- допускается применение материала (пластиковые ПВХ панели) для покрытия (отделки) потолка в общем коридоре пищеблока на 1-ом этаже на путях эвакуации с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (СНиП 21-01-97*
пункт 6.25);
- дверь лестничной клетки (2-ой этаж, левое и правое крыло; 1-ый этаж, пищеблок) не оборудована уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18);
- дверь тамбура эвакуационного выхода из лестничной клетки наружу (лестница возле помещений пищеблока) открывается не по направлению выхода из здания (
пункт 34 ППР, СНиП 21-01-97*
пункт 6.17).
Корпус 2 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. Б):
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из коридора 2-го этажа (правое и левое крыло) в общую лестничную клетку менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,89 м (в стационарах лечебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются) (СНиП 2.08.02-89*
пункт 1.102; СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- подвальный этаж здания не оборудован требуемым количеством эвакуационных выходов (отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом при эвакуации не учитываются) (СНиП 21-01-97*
пункты 6.13,
7.23);
- выход из подвального этажа здания (помещения пищеблока) не обособлен от общей лестничной клетки здания, то есть не ведет непосредственно наружу (СНиП 21-01-97*
пункт 6.9);
- помещения: игровая 12 группы, столовая 12 группы, спальная комната 12 группы и соседний кабинет на 1-ом этаже здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарные извещатели в помещениях не установлены) (приложение А
пункта А10 табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- помещение столовой на 2-ом этаже здания (левое крыло) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарные извещатели в помещениях не установлены) (приложение А
пункта А10 табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (не исправен световой оповещатель "Выход", расположенный на 2-ом этаже в холле и в центральной части коридора на 1-ом этаже) (
пункт 61 ППР);
- дверь эвакуационного выхода из коридора 2-го этажа (левое крыло) в общую лестничную клетку открывается не по направлению выхода из здания (
пункт 34 ППР, СНиП 21-01-97*
пункт 6.17);
- дверь лестничной клетки (1 и 2 этажи, правое и левое крыло) не оборудована приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18);
- допускается применение материала (плиты ДВП) для покрытия (отделки) потолка в общем коридоре подвального этажа на путях эвакуации с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (СНиП 21-01-97*
пункт 6.25).
Корпус 3 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. В):
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из коридора 2-го этажа (правое и левое крыло) в общую лестничную клетку менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,92 м (в стационарах учебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются) (СНиП 2.08.02-89*
пункт 1.102; СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- подвальный этаж здания не оборудован требуемым количеством эвакуационных выходов (отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом при эвакуации не учитываются) (СНиП 21-01-97*
пункты 6.13,
7.23);
- выход из подвального этажа здания (помещения пищеблока) не обособлен от общей лестничной клетки здания, то есть не ведет непосредственно наружу (СНиП 21-01-97*
пункт 6.9);
- помещение "кабинет релаксации" на 2-ом этаже здания (левой крыло) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарные извещатели в помещении не установлены) (
Приложение А,
пункт А10,
табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- помещение "мягкая комната" на 2-ом этаже здания (правое крыло) не оборудовано ароматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарные извещатели в помещении не установлены) (
Приложение А,
пункт А10,
табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- коридор первого и второго этажа здания не в полном объеме оборудован автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с нормами (частично отсутствуют дымовые пожарные извещатели в поэтажных коридорах, либо расстояние между извещателями превышает нормативное) (
пункт 13.4.1,
Приложение А,
пункт А10,
табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- помещения игровой, "артстудия" на 1-ом этаже здания (левое крыло), раздевалки перед ванной комнатой (возле коридора медчасти) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарный извещатели в помещениях не установлены) (
Приложение А,
пункт А10,
табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- двери тамбура эвакуационного выхода из лестничной клетки наружу (правое крыло), из общего коридора 1-го этажа здания наружу (левое и правое крыло), тамбура из общего коридора медчасти 1-го этажа здания наружу открываются не по направлению выхода из здания (
пункт 34 ППР, СНиП 21-01-97*
пункт 6.17);
- дверь лестничной клетки (2-ой этаж, левое крыло) не оборудована приспособлениями для самозакрывания (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18);
- высота эвакуационного выхода (в свету) из коридора подвального этажа в общую лестничную клетку менее нормативной (менее 1,90 м), а именно: 1,62 м (СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- допущено снятие дверей лестничной клетки на 1-ом этаже здания (правое крыло) (
пункт 23 ППР);
- в лестничной клетке (правое крыло) допущено размещение оборудования (подъемник), выступающего из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестницы (СНиП 21-01-97*
пункт 6.32).
Корпус 4 (г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. Д):
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из коридора 2-го этажа (правое и левое крыло) в общую лестничную клетку менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,89 м (в стационарах лечебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются) (СНиП 2.08.02-89*
пункт 1.102; СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из лестничной клетки наружу (1-ый этаж, левое крыло) менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,81 м (СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- ширина эвакуационного выхода (в свету) из лестничной клетки наружу (1-ый этаж, правое крыло) менее нормативной (менее 1,20 м), а именно: 0,77 м (СНиП 21-01-97*
пункт 6.16);
- подвальный этаж здания не оборудован требуемым количеством эвакуационных выходов (отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом при эвакуации не учитываются) (СНиП 21-01-97*
пункты 6.13,
7.23);
- выход из подвального этажа здания (помещение пищеблока) не обособлен от общей лестничной клетки здания, то есть не ведет непосредственно наружу (СНиП 21-01-97*
пункт 6.9);
- помещение учительской, холла 2-го этажа не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (дымовые пожарный извещатели в помещении не установлены) (
Приложение А,
пункт А10,
табл. А.3 СП 5.13130.2009);
- дверь тамбура эвакуационного выхода из лестничной клетки наружу (правое крыло) открывается не по направлению выхода из здания (
пункт 34 ППР, СНиП 21-01-97*
пункт 6.17);
- дверь лестничной клетки (2-ой этаж, правое крыло; 1-ой этаж, левое крыло) не оборудована приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18);
- дверь лестничной клетки (2-ой этаж, левое крыло) не оборудована уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18);
- допущено применение материала (резиновое покрытие) для покрытия пола в общей лестничной клетке (правое крыло) на путях эвакуации с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (СНиП 21-01-97*
пункт 6.25);
- в коридоре 2-го этажа на путях эвакуации допущена установка водонагревателей (
пункт 137 ППР);
- дверь тамбура эвакуационного выхода из лестничной клетки наружу (лестница возле помещений пищеблока) открывается не по направлению выхода из здания (
пункт 34 ППР; СНиП 21-01-97*
пункт 6.17);
- в лестничной клетке (лестница возле помещений пищеблока) допущено размещение батарей отопления, выступающих из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестницы (СНиП 21-01-97*
пункт 6.32*; СНиП 41-01-2003
пункт 6.5.6);
- дверь лестничной клетки (1-ой этаж, лестница пищеблока) не оборудована приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97*
пункт 6.18*);
- допущено снятие дверей лестничной клетки на 1-ом этаже здания (правое крыло) (
пункт 23 ППР);
- в лестничной клетке (правое крыло) допущено размещение оборудования (подъемник), выступающего из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестницы (СНиП 21-01-97*
пункт 6.32*).
02.04.2013 заместителем главного государственного инспектора ОНД Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по СПб рассмотрено административное дело и вынесено постановление N 2-23-170 о привлечении СПб ГБСУСО "ДДИ N 4" к административной ответственности на основании
частей 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений
статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учреждение не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что здание введено в эксплуатацию в 1956 году и применение
СНиП 21-01-97 носит добровольный характер; учреждение не имеет соответствующего бюджетного финансирования для устранения всех выявленных нарушений; в настоящий момент принимаются все необходимые меры для устранения нарушений, не требующих капитального переоборудования помещений интерната.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 22.10.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу подтверждается, что проверяемые здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15, лит. А, Б, В, Д, З, Е, Ж, принадлежат Санкт-Петербургскому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" на праве оперативного управления. Следовательно учреждение является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в проверяемых зданиях.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены в
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*).
Согласно
пункту 1.4 СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих
норм.
Требования
СНиП 21-01-97* подлежат применению как положения нормативного документа по пожарной безопасности, к которым
статья 4 Закона N 123-ФЗ относит национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные
нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
То обстоятельство, что проверяемые здания были построены до введения в действие
СНиП 21-01-97*, не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение зданий в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
В силу
пункта 6.9 СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б; выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
Допускается:
эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5, при соблюдении требований
7.23*;
эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, предусматривать в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;
эвакуационные выходы из помещений предусматривать непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах;
оборудовать тамбуром, в том числе двойным, выход непосредственно наружу из здания, из подвального и цокольного этажей.
Пунктом 6.13 СНиП 21-01-97* установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:
Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4;
Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 м2; при меньшей площади (при одном эвакуационном выходе с этажа) каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного, должна иметь аварийный выход по
6.20;
Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - 25 чел.
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.
В зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными преградами) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3, Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа (по
таблице 2).
В силу
пункта 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в
6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно
пункту 6.17 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Пунктом 6.18 СНиП 21-01-97* определено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.
Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Согласно
пункту 6.24 СНиП 21-01-97* эвакуационные пути следует предусматривать с учетом
6.9; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие:
через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
через "проходные" лестничные клетки, когда площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
по кровле зданий, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли;
по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и цокольных этажей, за исключением случая, указанного в
6.9.
В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов (
пункт 6.25 СНиП 21-01-97*).
Пунктом 7.22 СНиП 21-01-97* установлено, что ограждающие конструкции лифтовых шахт (кроме указанных в
6.33*) и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.
При невозможности устройства в ограждениях вышеуказанных лифтовых шахт противопожарных дверей следует предусматривать тамбуры или холлы с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа или экраны, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости должен быть не ниже EI 45.
В зданиях с незадымляемыми лестничными клетками должна предусматриваться автоматическая противодымная защита лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре.
Ствол мусоропроводов следует выполнять из негорючих материалов.
В зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в
6.9*.
Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий (
пункт 7.23 СНиП 21-01-97*).
Согласно
пункту 8.4 СНиП 21-01-97* в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Согласно
пункту 1* приложения 1* "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного
Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по
табл. 1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по
СНиП II-89-80 и
СНиП II-97-76.
"
СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование" (приняты и введены в действие
Постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 N 115) распространяются на системы теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений, содержат требования санитарной, экологической, пожарной безопасности при пользовании, а также требования надежности и энергосбережения к системам теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий и сооружений.
Пунктом 7.11.8 СНиП 41-01-2003 предусмотрено, что в пределах одного пожарного отсека условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов и коллекторов систем любого назначения на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживаемого помещения до помещения для вентиляционного оборудования следует предусматривать в соответствии с
таблицей 2.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год (
пункт 21 ППР).
Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (
пункт 22 ППР).
В силу
пункта 23 ППР на объектах запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;
г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
В силу
пункта 34 ППР двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
Согласно
пункту 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Частью 1 статьи 146 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности (далее - схемы), каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
"
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утвержден приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173) разработан в соответствии со
статьей 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).
В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в
таблице 1 (
раздел 6 СП 3.13130.2009).
Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с
таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей (
раздел 7 СП 3.13130.2009).
В силу
пункта 3.4 СП 3.13130.2009 кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
"
СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утвержден приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175) разработан в соответствии со
статьями 42,
45,
46,
54,
83,
84,
91,
103,
104,
111 -
116 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации, распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с
Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке (
пункты 1.1,
1.2).
Согласно
пункту А.1 СП 5.13130.2009 настоящий свод
правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Наряду с
СП 5.13130.2009 необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными
статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденными в установленном порядке.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в
Приложении А СП 5.13130.2009
(пункт А.10).
В соответствии с
пунктом 14.4 СП 5.13130.2009 в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.
Проектной документацией должен быть определен получатель извещения о пожаре для обеспечения выполнения задач в соответствии с
разделом 17.
На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по
ГОСТ Р 53325-2009.
При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений "Внимание", "Пожар" и др.
Согласно
пункту 15.1 СП 5.13130.2009 по степени обеспечения надежности электроснабжения системы противопожарной защиты следует относить к I категории согласно
Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения, а также случаев, указанных в
пунктах 15.3,
15.4.
Электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы.
Как было указано выше, органом пожарного надзора оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение
статьи 146 Закона N 123-ФЗ);
пунктов 20,
21,
22,
23,
34,
42,
61,
137 Правила N 390);
пунктов 6.9,
6.13,
6.16,
6.17,
6.18,
6.24,
6.32,
7.22,
7.23,
8.4,
табл. 1,
табл. 2 СНиП 21.01-97*;
пункта 14,
табл. 3 (п. 36.2), приложения 1
пункта 1 таблицы 1,
пункта 1.102 СНиП 2.07.01.89,
п. 3.4,
табл. 1,
табл. 2 СП.3.13130.2009;
пунктов 14.4,
15.1 приложение А пункт 10 табл. А.3 СП 5.13130.2009.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Нарушение вышеуказанных правил и норм пожарной безопасности и, как следствие, наличие события административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки от 01.03.2013 N 2-23-31 с фотоматериалами, протоколами NN 2-23-170, 2-23-169 от 22.03.2013 об административном правонарушении и по существу учреждением не отрицаются. Устранение части нарушений не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с
частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки по всем эпизодам, нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
Доводы подателя апелляционной жалобы касаются в том числе, неправомерного применения Отделом норм
СНиП 21-01-97*, и, по мнению апелляционного суда, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ данный Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В
части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (
части 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В
статье 5 Закона N 123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом.
В соответствии с
частью 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу названного
Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названного
закона.
Федеральный
закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) введен в действие 01.07.2010.
В соответствии с
частью 2 статьи 42 Закона N 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Технического
регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил.
Таким образом, строительные нормы и правила (СНиП), содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности и подлежат обязательному выполнению на объектах, запроектированных и построенных до вступления в силу
Закона N 123-ФЗ.
Согласно положениям
СНиП 21-01-97*, в настоящих
нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления.
Согласно
пункту 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие
нормы устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В соответствии с
пунктом 1.4* СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих
норм. Наряду с настоящими
нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих
норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
Принятые до вступления в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормативные документы, являющиеся в соответствии с положениями
Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности, не подлежат включению в перечни, утвержденные в развитие требований
Закона 123-ФЗ. Следовательно, применение указанных требований пожарной безопасности соответствует положениям
статей 1,
2,
20 Закона N 69-ФЗ,
статье 46 Закона N 184-ФЗ и
статье 4 Закона 123-ФЗ. Ни Госстрой России, ни другие органы исполнительной власти Российской Федерации не отменяли постановлений о принятии и введении в действие строительных норм и правил и сводов правил, и не инициировали их отмену, следовательно, указанные документы продолжают действовать и обязательны для исполнения независимо от года постройки.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на положение
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ несостоятельна, поскольку оно касается применения норм указанного
закона, а не строительных норм и правил.
Кроме того, в соответствии со
статьей 46 Закона N 184-ФЗ требования, закрепленные в СНиПах обязательны к применению, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае проверялся дом интернат, для детей с отклонениями в умственном развитии, то есть особый объект, соблюдение в котором правил пожарной безопасности должно быть на строгом контроле с учетом специфики заведения.
Следовательно, требования Отдела об устранении изложенных в оспариваемом постановлении нарушений со ссылками на положения
СНиП 21-01-97* являются законными и обоснованными.
Процессуальных нарушений при проведении плановой проверке и привлечении учреждения к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен в учетом
статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
п. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 июля 2013 года по делу N А56-22026/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ