Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А56-67977/2012
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности отказано, поскольку управляющая организация, которой переданы функции по управлению многоквартирным домом, является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества дома.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А56-67977/2012
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности отказано, поскольку управляющая организация, которой переданы функции по управлению многоквартирным домом, является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества дома.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А56-67977/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Фокиной Е.А., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Цветкова Н.В. - по доверенности от 07.11.2012 N 001
от заинтересованного лица 1: Подгорный Н.К. - по доверенности от 22.02.2013 N 454-2-22-25
от заинтересованного лица 2: Подгорный Н.К. - по доверенности от 19.03.2013 N 74-11-19
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6602/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие Недвижимости" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2013 по делу N А56-67977/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Развитие Недвижимости", место нахождения: 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, ОГРН 1027809235640
к Отделу надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
к ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие Недвижимости", 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, ОГРН 1027809235640, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - ОНД Приморского района, административный орган) от 03.08.2012 N 2-22-613/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда от 25.01.2013 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 25.01.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, на Общество не может быть возложена обязанность по устранению, выявленных в ходе проверки нарушений, поскольку оно не является собственником недвижимого имущества, эксплуатируемого с нарушением обязательных требований пожарной безопасности. Кроме того, относительно нарушения обязательных требований пожарной безопасности в части размещения радиаторов отопления выступающих из плоскости стен на высоте до 2,2 метра от площадок лестниц (пункты 2 и 3 предписания) Общество указывает на то, что они установлены в соответствии с проектом при строительстве многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель заинтересованных лиц позицию заявителя не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД Приморского района от 05.07.2012 N 2-22-613 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка выполнения последним обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- в нарушение
пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), не проведена проверка качества огнезащитной обработки в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки;
- в нарушение
пункта 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*) в первой парадной в объеме лестничной клетки установлено инженерное оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 метра от площадки лестницы;
- в нарушение
пункта 6.32* СНиП 21-01-97* в четвертой парадной в объеме лестничной клетки установлено инженерное оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 метра от площадки лестницы;
- в нарушение
пункта 23 Правила N 390 на 10-ом этаже во второй парадной в поэтажном коридоре устроено кладовое помещение;
- в нарушение
пункта 23 Правила N 390 на 13, 15, 16-ом этажах в третьей парадной в поэтажном коридоре устроены кладовые помещения;
- в нарушение
пункта 23 Правила N 390 и
пункта 6.32* СНиП 21-01-97* в объеме незадымляемых лестничных клеток установлены внешние блоки кондиционеров;
- в нарушение
пункта 23 Правила N 390 в поэтажных коридорах первой парадной на этажах 4, 5, 11.21 второй парадной на этажах 7, 8, 10, 12, 14, в третьей парадной на этажах 3, 5, 11, 13, 14, 15, в четвертой парадной на 5-ом этаже, в пятой парадной на 8-ом этаже установлены перегородки, в результате чего уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты.
По результатам проверки ОНД Приморского района составлен акт проверки от 03.08.2012 N 2-22-613, Обществу выдано предписание N 2-22-613/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.08.2013.
Полагая выданное административным органом предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о соответствии предписания ОНД Приморского района от 03.08.2012 N 2-22-613/1/1 действующему законодательству, суд первой инстанции оставил заявление Общества без удовлетворения.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя названный
Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
частью 3 статьи 4 которого также установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены национальные стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Пунктом 21 Правил N 390 определено, что руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
В соответствии с
пунктом 23 Правил N 390 на объектах, в том числе, запрещается:
- производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией)
- устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
В силу
статьи 1 Закона N 69-ФЗ и
части 3 статьи 4 Закон N 123-ФЗ наряду с
Правилами N 390, следует руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, к которым также относится
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.
Пунктом 6.32* СНиП 21-01-97* предусмотрено, что в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Обязанность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена
статьей 37 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном
частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу
пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно
пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Факт нахождения многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, в управлении Общества, равно как и наличие при его эксплуатации нарушений положений
пунктов 21,
23 Правил N 390 и
пункта 6.32* СНиП 21-01-97* последним не оспаривается.
При таких обстоятельствах, а также учитывая изложенное, Общество, являясь управляющей организацией, которой переданы функции по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества указанного дома, следовательно, вопреки позиции, изложенной в апелляционной жалобе, в силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ оно обязано принять меры для устранения вышеназванных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя жалобы о том, что
пункт 6.32* СНиП 21-01-97* не распространяется на вышеназванный многоквартирный дом, поскольку согласно представленному в материалы дела акту приемки законченного строительством объекта государственной приемочной экспертизы (л.д. 49 - 52 тома 1) спорный дом принят в эксплуатацию в 2005 году, то есть после введения в действие соответствующей редакции
СНиП 21-01-97*, следовательно, означенный
пункт также обязателен для исполнения Обществом.
Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам
статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество нарушило требования
пунктов 21,
23 Правил N 390 и
пункта 6.32* СНиП 21-01-97*, в связи с чем у административного органа имелись основания для выдачи ему оспариваемого предписания, что в силу
части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области также не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно
подпунктам 3,
12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 1000 рублей и в соответствии со
статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Однако, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена заявителем по платежному поручению от 10.04.2013 N 191 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании
статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2013 года по делу N А56-67977/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие Недвижимости" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА