Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А26-44/2013
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, отказано, поскольку арендатором лесного участка не выполнены противопожарные мероприятия в установленных объемах, что подтверждено материалами дела, а осуществление указанных мероприятий по истечении установленного договором срока не может являться обстоятельством, исключающим административную ответственность.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А26-44/2013
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, отказано, поскольку арендатором лесного участка не выполнены противопожарные мероприятия в установленных объемах, что подтверждено материалами дела, а осуществление указанных мероприятий по истечении установленного договором срока не может являться обстоятельством, исключающим административную ответственность.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А26-44/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Неверчик Е.С. по доверенности от 08.09.2012
от заинтересованного лица: Манцырев С.С. по доверенности от 24.06.2013 N 06-20/4
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13394/2013) общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2013 по делу N А26-44/2013 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2012 N 1021/12Л
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (ОГРН 1126324002683; 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 9 оф. 24; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее - ответчик, административный орган, Министерство) от 14.12.2012 N 1021/12Л о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 13.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на привлечение Общества к административной ответственности за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка б/н площадью 7125 га, расположенного на территории ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество" (Куолисмского по лесоустройству), для использования в целях заготовки древесины. Срок действия договора определен до 31.12.2030 (л.д. 55-61). Дополнительным соглашением от 20.06.2012 (л.д. 68-69) в договор внесены следующие изменения: арендодателем по договору является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а арендатором в результате реорганизации становится ООО "Поросозеро-лес".
Пунктом 3.4.4 названного договора предусмотрена обязанность арендатора обеспечить пожарную безопасность в лесах (противопожарное обустройство лесов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; формирование запасов горюче-смазочных материалов; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах) в порядке, установленном статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктом 3.4.12 договора предусмотрена обязанность выполнять за свой счет на арендуемом лесном участке лесохозяйственные и лесовосстановительные работы в объемах, установленных Проектом освоения лесов (л.д. 62-66), приложением N 6 к настоящему договору". Приложение N 6 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, переданном в аренду, заключается между арендодателем и арендатором ежегодно (л.д. 67). Приложением N 6 работы по охране, защите, воспроизводству лесов на II квартал 2012 установлены в объеме: устройство минерализованных полос - 1 км; уход за минерализованными полосами - 1 км.
В рамках текущего контроля за деятельностью лесопользователя административным органом установлено, что указанные виды работ не выполнены. Кроме того, по состоянию на 01.07.2012 Обществом не выполнены противопожарные мероприятия в установленных объемах, чем нарушены условия договора (л.д. 71).
По факту выявленного правонарушения 08.10.2012 должностным лицом Министерства в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д. 49-51), а 14.12.2012 вынесено постановление N 1021/12Л, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 40-44).
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Факт использования Обществом лесов с нарушением пунктов 3.4.4, 3.4.12 договора и приложения N 6 к договору подтверждается материалами дела, в том числе, справкой о выполнении работ по противопожарным мероприятиям по состоянию на 01.07.2012 (л.д. 71), протоколом об административном правонарушении N 27 от 08.10.2012 (л.д. 49).
Осуществление противопожарных мероприятий 23.07.2012 по истечении установленного договором срока (01.07.2012) не может являться обстоятельством, исключающим административную ответственность в соответствии с указанной квалификацией. Невыполнение указанных мероприятий образует событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом условий договора аренды лесного участка в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательства принятия обществом достаточных мер для соблюдения условий договора, в материалах дела не представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что постановление от 14.12.2012 N 1021/12Л о привлечении Общества к административной ответственности вынесено за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отклоняется апелляционной коллегией как несостоятельный и основанный на ошибочном толковании норм права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции правомерно отнес нарушения пункта 7 Правил заготовки древесины к нарушениям законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, апелляционная инстанция считает правильным применение в данном случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности, так как вменяемое Обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей природной среды, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в данном случае не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а не двух месяцев как полагает заявитель.
Таким образом, постановление Министерства от 14.12.2012 N 1021/12Л вынесено в предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции также не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2013 по делу N А26-44/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА