Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А56-68186/2012
Несмотря на доказанность в действиях арендатора участка лесного фонда состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, поскольку протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя арендатора.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А56-68186/2012
Несмотря на доказанность в действиях арендатора участка лесного фонда состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, поскольку протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя арендатора.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А56-68186/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савицкая И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3117/2013) Департамента Лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2013 по делу N А56-68186/2012 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "ВЦБК-ЛЕС"
к Департаменту Лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЦБК-ЛЕС" (ОГРН 1107847222581, 191123, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 39, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21 "б", далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 26.10.2012 N 08-35/2012 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 11.01.2013 заявленные требования общества удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на соблюдение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения 24.08.2012 контрольного мероприятия в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, проводившегося в соответствии с распоряжением руководителя Департамента лесного хозяйства по СЗФО от 23.08.2012 N 67 был осмотрен лесной участок в квартале 199 - Северного участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ "Территориальное Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Северное участковое лесничество), в ходе которого было установлено, что на лесном участке в квартале 199 Северного участкового лесничества на котором производилась заготовка древесины, на площади 28,4 га не осуществлена очистка мест рубок от порубочных остатков. Рубка и трелевка древесины на данном участке закончена. На всей площади рубки имеется не стрелеванная древесина в виде сортиментов, длиной от 1 до 6 метров, не уложенная в штабеля или поленницы, порубочные остатки в виде ветвей, сучьев, кусков сортиментов разбросаны по всей территории рубки, не сложены в кучи и не уложены на волока.
На делянке размещены несанкционированные технологической картой разработки лесосеки верхние погрузочные пункты древесины в количестве 3 штук размером 0,08 га каждый. Древесина с данных складов не вывезена. Общий объем древесины на данных складах составляет ориентировочно 120 куб. м. На верхнем погрузочном пункте, предусмотренным технологической картой разработки лесосеки, обнаружена невывезенная лесопродукция в виде сортиментов длиной от 3 до 6 метров преимущественно хвойных пород в количестве около 100 куб. м. Окорка древесины, оставленной на летний период, не произведена. Минерализованная полоса вокруг штабеля складированной древесины отсутствует. Технологическая карта разработки делянки не соблюдена в части способа очистки территории от порубочных остатков и размещения верхних погрузочных пунктов. Лесохозяйственные знаки (квартальные и деляночные столбы) при осуществлении заготовки древесины повреждены и уничтожены.
При выезде из квартала 199 Северного лесничества на лесную дорогу к месту организации верхнего склада, установленного технологической картой разработки лесосеки, на протяжении 23 метров произведен завал осушительной (мелиоративной) канавы порубочной остатками, грунтом и сортиментами лесопродукции в целях организации переезда лесовозной техники через мелиоративную канаву. После окончания заготовки древесины мелиоративная канава не освобождена от указанных материалов, вследствие чего поврежден водоток в канаве и как следствие происходит затопление (заболачивание) участка на котором осуществлена рубка.
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра территории от 24.08.2012 N 08-35/2012.
Полагая, что в действия общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 17.09.2012 уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении общества составлен протокол N 08-35/2012 об административном правонарушении.
Постановлением от 26.10.2012 N 08-35/2012 по делу об административном правонарушении обществу назначено наказание в соответствии с вышеуказанной квалификацией в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, установив событие вменяемого обществу правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, выявив существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 указанного Кодекса охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным Кодексом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В силу статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства от 29.06.2007 N 414, при использовании лесов не допускается, в том числе, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации, а также уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах.
В соответствии со статьей 44 указанных Правил в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.
В соответствии с пунктами "в", "з", "к" статьи 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 при заготовке древесины необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки; не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В ходе административного производства и в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций возражений по существу фактических обстоятельств, указанных в оспариваемом постановлении, обществом не заявлено.
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований Правил пожарной, санитарной безопасности в лесах, а также Правил заготовки древесины, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении от 17.09.2012 составлен и оспариваемое постановление вынесено 26.10.2012 в отсутствие законного представителя общества. Доказательства надлежащего уведомления законного представителя общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления административным органом в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Представленные Департаментом к апелляционной жалобе дополнительные документы не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, представленные стороной по делу дополнительные доказательства могут быть приняты судом апелляционной инстанции, только если суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции (пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62). Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2013 по делу N А56-68186/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Судья
И.Г.САВИЦКАЯ