Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу N А26-2206/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, отказано, поскольку подтвержден факт оставления заявителем в пожароопасный сезон на погрузочной площадке невывезенной заготовленной древесины, не окаймленной минерализованной полосой и находящейся на небольшом расстоянии от стены леса, доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах не представлены.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу N А26-2206/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, отказано, поскольку подтвержден факт оставления заявителем в пожароопасный сезон на погрузочной площадке невывезенной заготовленной древесины, не окаймленной минерализованной полосой и находящейся на небольшом расстоянии от стены леса, доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах не представлены.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А26-2206/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Трифанов О.Е. - доверенность N 06-20/3 от 24.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14825/2013) ОАО "Лендерский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2013 по делу N А26-2206/2013 (судья Свидская А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз" (ОГРН 1021001770371; место нахождения: Республика Карелия, Муезерский район, пст. Лендеры, ул. Первомайская, 17) (далее - общество, ОАО "Лендерский ЛПХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о назначении административного наказания N 68/13л от 05.03.2013, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда от 31.05.2013 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Лендерский ЛПХ" просит решение суда от 31.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что приказы Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о начале и окончании пожароопасного сезона, являющиеся подзаконными нормативными актами, не размещены ни в средствах массовой информации, ни на сайте в сети Интернет. Таким образом, податель жалобы считает возможным применение в рассматриваемом случае пункта 8 раздела 2 Правил пожарной безопасности лесов, а также ссылается на то, что древесина на длительный срок не складировалась, а ее вывоз был временно приостановлен в связи с погодными условиями.
В судебном заседании представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
ОАО "Лендерский ЛПХ", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества в соответствии со статьями 156 и 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Лендерский леспромхоз" осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка N 93-з от 26.12.2008, заключенного с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, на лесном участке общей площадью 301987 га, являющемся частью земельного участка с кадастровым номером 10:19:00 00 00:063, расположенного в южной части Муезерского кадастрового района на территории ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" (л.д. 84-88). Распоряжением Правительства Республики Карелия от 21.04.2009 N 134р-П ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" реорганизовано в форме выделения из его состава ГУ РК "Муезерское центральное лесничество".
24.09.2012 в ходе промежуточной проверки качества разработки лесосек государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия лесничим Кимоваарского участкового лесничества Мартыновой Н.Н. с участием представителя лесопользователя Следникова Л.А. (доверенности N 25-18 от 01.01.2012, л.д. 79) проведен осмотр лесосеки в квартале 7 делянки 1 Кимоваарского участкового лесничества, в ходе которого выявлены и отражены в акте осмотра N 6-к от 24.09.2012 нарушения пунктов 19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417), выразившиеся в оставлении на пожароопасный период в штабелях на погрузочной площадке заготовленной древесины в объеме примерно 500 куб. м, не окаймленной минерализованной полосой и находящейся на расстоянии менее 40 м от стены леса (л.д. 75).
По факту выявленного правонарушения 20.12.2012 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия - лесничим Кимоваарского участкового лесничества ГКУ РУ "Муезерское центральное лесничество" Мартыновой Н.Н. в отношении общества составлен протокол N 20-К об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д. 67-68).
Постановлением от 05.03.2013 N 68/13Л ОАО "Лендерский ЛПХ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. Указанным постановлением обществу вменено нарушение пунктов 19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с пунктом 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку делянка 1 в квартале 7 Кимоваарского участкового лесничества относится к хвойному хозяйству и ее площадь составляет 24,1 га (л.д. 82), а древесина оставлена на погрузочной площадке (площадь которой не может составлять более 8 га), то расстояние от нее до стены леса должно быть не менее 40 м.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 10.05.2012 N 666 "О начале пожароопасного сезона" и от 01.10.2012 N 1444 "Об окончании пожароопасного сезона" установлено, что началом пожароопасного сезона следует считать 10 мая 2012 года, а окончанием - 01 октября 2012 года (л.д. 96-97).
Материалами дела, в том числе актом осмотра N 6-к от 24.09.2012 с соответствующими обмером древесины на погрузочной площадке, расчетом объемов древесины и схематическим чертежом (л.д. 75-78), подтверждается факт оставления обществом по состоянию на 24.09.2012 (то есть в пожароопасный сезон) в штабелях на погрузочной площадке на делянке 1 в квартале 7 Кимоваарского участкового лесничества невывезенной заготовленной древесины в объеме примерно 500 куб. м, не окаймленной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра и находящейся на расстоянии менее 40 м от стены леса. Из схематического чертежа к акту осмотра следует, что расстояние от стены леса до погрузочной площадки составляет 15 м (л.д. 78). При проведении 24.09.2012 осмотра делянки присутствовал представитель общества, который подписал акт осмотра без замечаний и возражений.
Таким образом, административным органом установлен и материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований пунктов 19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на то, что древесина на делянке не складировалась на длительный срок, не принимается судом апелляционной инстанции, так как срок складирования древесины не влияет на обязанность по соблюдению требований пунктов 19 и 21 Правил пожарной безопасности в период пожароопасного сезона, который установлен соответствующими приказами Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены ссылки общества на погодные условия, по причине которых была приостановлена вывозка древесины, поскольку начало и окончание пожароопасного сезона устанавливаются приказами Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на основании необходимых и достаточных критериев, таких как конкретные погодные условия региона, в том числе гидрометеорологические. Следовательно, несмотря на наличие отклонения фактических среднемесячных уровней воды от нормы, пожароопасный сезон не может быть завершен ранее установленного срока.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о возможном применении в данном случае пункта 8 раздела 2 Правил пожарной безопасности лесов, которым, по мнению общества, установлен период пожароопасного сезона (со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покров). Как уже указывалось выше, начало и окончание пожароопасного сезона в Республике Карелия устанавливаются приказами Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (так, приказом от 01.10.2012 N 1444 "Об окончании пожароопасного сезона" установлено, что пожароопасный сезон считается оконченным с 01 октября 2012 года). При этом, информация о времени начала и окончания пожароопасного сезона размещена в сети Интернет на официальном портале органов государственной власти Республики Карелия.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах. Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины во вмененном административном правонарушении, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "Лендерский ЛПХ" о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о назначении административного наказания N 63/13л от 06.03.2013.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства и дал им надлежащую оценку. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31 мая 2013 года по делу N А26-2206/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лендерский леспромхоз" - без удовлетворения.
Судья
Л.В.ЗОТЕЕВА