Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 по делу N А56-8697/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А56-8697/2013
Проведение плановой проверки с нарушением срока периодичности ее проведения, установленного Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", свидетельствует о наличии оснований для отмены постановления о привлечении организации к административной ответственности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А56-8697/2013
Проведение плановой проверки с нарушением срока периодичности ее проведения, установленного Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", свидетельствует о наличии оснований для отмены постановления о привлечении организации к административной ответственности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А56-8697/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Корсун О.Н. по доверенности от 30.05.2013
от заинтересованного лица: Бовкун Ю.В. по доверенности от 14.01.2013 N 28-11-18
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9207/2013) Открытого акционерного общества "Термопласт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2013 по делу N А56-8697/2013 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "Термопласт"
к Отделу надзорной деятельности Красносельского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "ТЕРМОПЛАСТ" (ОГРН 1027804595213; 198320, Санкт-Петербург, г. Красное Село, проспект Красных Командиров, д. 66; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Красносельского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (198329, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 29; далее - Отдел, административный орган) от 29.01.2013 N 2-15-35 о назначении административного наказания.
Решением суда от 25.03.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Отдела их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда от 25.03.2013 г. проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Отделом на основании распоряжения от 28.12.2012 N 2-15-1 в период с 21 по 22 января 2013 года проведена плановая выездная проверка производственных и административных зданий Общества по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, пр. Красных Командиров, д. 66. По факту выявленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в акте от 22.01.2013 N 2-15-1, должностным лицом Отдела 25.01.2013 составлены протоколы NN 2-15-33, 2-15-34, 2-15-35 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а постановлением от 29.01.2013 N 2-15-35 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке, ссылаясь при этом на нарушение административным органом требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд отказал в удовлетворении заявления, посчитав доказанными событие и состав правонарушения, а также отклонив доводы Общества о нарушении Отделом положений указанного выше Федерального
закона.
Апелляционный суд, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, находит его подлежащим отмене, а требования Общества удовлетворению ввиду следующего.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа (
часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений предусмотрена административная ответственность
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу
части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Положениями
части 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Как следует из постановления Отдела, доказательствами совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, явились факты нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе плановой проверки, проведенной 21-22 января 2013 года на основании распоряжения от 28.12.2012 N 2-15-1. По мнению апелляционного суда, данная проверка проведена с нарушением требований действующего законодательства.
В силу
пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) настоящим Федеральным
законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Согласно положениям
статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяется Федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей
статьей.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, согласно
абзацу 4 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ, является истечение: 1) трех лет со дня: ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности; окончания проведения последней плановой проверки; 2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ.
Частью 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ регламентировано, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 утвержден
Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.
Вместе с тем, доказательств осуществления Обществом деятельности в указанных сферах в материалах дела не имеется.
Поскольку периодичность проведения проверок объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими деятельность в иных сферах деятельности, Правительством РФ не установлена, плановая проверка может быть проведена только по основаниям, указанным в
пункте 1 абзаца 4 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ, а именно - истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки или ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что предыдущая плановая проверка ОАО "ТЕРМОПЛАСТ" по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в процессе осуществления деятельности по адресу: Красное Село, ул. Красных Командиров, д. 66 проведена в декабре 2010 г. Сведений об истечении трех лет с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности в материалах проверки также не содержится.
Из указанного следует, что очередная плановая проверка в отношении данного юридического лица может быть проведена не ранее декабря 2013 г., что свидетельствует об отсутствии законных оснований для назначения плановой проверки до истечения указанного срока.
Проведение плановой проверки 21-22 января 2013 г. является нарушением установленного Федеральным
законом "О пожарной безопасности" и Федеральным
законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срока периодичности проведения проверок, что в соответствии с
частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ лишает полученные в ходе контроля (надзора) результаты доказательственного значения по делу об административном правонарушении.
Апелляционным судом отклоняются доводы административного органа о том, что изменения, внесенные в
Закон N 69-ФЗ, позволяют проводить проверки объекта защиты независимо от времени проведения последней проверки организации.
Имеющийся в деле акт плановой выездной проверки от 20.12.2010 N 2/15-427, проводившейся с 13.12.2010 по 20.12.2010 по адресу: Красное Село, ул. Красных Командиров, д. 66, свидетельствует о том, что предмет ранее проведенной проверки идентичен предмету проверки, проведенной в январе 2013 года, а указание в пункте 1 распоряжения о проведении плановой проверки от 28.12.2012. "производственных и административных зданий по адресу: Красное Село, ул. Красных Командиров, д. 66" в совокупности с пунктом 2 этого же распоряжения "наименование правообладателя - ОАО "Термопласт", лишь подтверждает этот вывод.
По мнению апелляционного суда, изменения, внесенные в
Закон N 69-ФЗ, не расширили перечень оснований проверки, а также не изменили установленную
Законом N 294-ФЗ периодичность плановой проверки.
Суд первой инстанции указал, что с учетом
абзаца второго статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является несоблюдение юридическим лицом обязательных требований, а соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности. Вместе с тем, обстоятельства данного дела (возможно, с учетом понимания внесенных в
Закон N 69-ФЗ изменений административным органом) свидетельствуют о том, что изменения коснулись лишь формулировок, но не фактического предмета проверки.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу
статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ в сравнении с соответствующими нормами Федерального
закона N 294-ФЗ орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, к которым согласно
статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся, в том числе, здания и сооружения. Именно соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях (объекты защиты), эксплуатируемых Обществом, являлось предметом проверки, как в 2010, так и в 2013 году, ибо объект защиты сам по себе требования пожарной безопасности не соблюдает и не нарушает. В данном случае лицо, ответственное за соблюдение этих требований, с момента проведения предыдущей проверки не изменилось.
Наличие сведений о плановой проверке в сводном плане проверок, согласованном с прокуратурой, не является подтверждением законности проверки, проведенной до истечения установленного
Законом N 69-ФЗ и
Законом N 294-ФЗ трехлетнего срока.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2013 по делу N А56-8697/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Красносельского района Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу, вынесенное в городе Санкт-Петербурге 29.01.2013 N 2-15-35 о назначении открытому акционерному обществу "Термопласт" (ОГРН 1027804595213; 198320, Санкт-Петербург, проспект Красных Командиров, д. 66) административного наказания.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА