Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А56-9374/2013
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку выявленные нарушения относятся к тем, при которых дальнейшая эксплуатация здания заявителя приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем СНиП 21-01-97, принятые после введения указанного здания в эксплуатацию, правильно применены уполномоченным органом.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А56-9374/2013
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку выявленные нарушения относятся к тем, при которых дальнейшая эксплуатация здания заявителя приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем СНиП 21-01-97, принятые после введения указанного здания в эксплуатацию, правильно применены уполномоченным органом.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А56-9374/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Изосимов С.В. по доверенности от 11.03.2013; Карпусь О.В. по доверенности от 14.05.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13780/2013) (заявление) Отдела надзорной деятельности Тихвинского района Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 по делу N А56-9374/2013 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Тихвин"
к Отделу надзорной деятельности Тихвинского района Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гостиница Тихвин" (ИНН 4715012097; 187556, Ленинградская область, г. Тихвин, 4 микрорайон, д. 7; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Тихвинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (187555, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Машиностроителей, д. 1; далее - Отдел, административный орган) от 01.02.2013 N 8/9/10 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 04.06.2013 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Отдел, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда в части пунктов 6, 8, 3, 15 (протокол N 10) и пункта 14 (протокол N 8) просит пересмотреть решение от 04.06.2013 г.
В судебное заседание представитель Отдела, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, что, в силу
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней эпизодам. Также представитель Общества пояснил, что не оспаривает решение суда, которым подтверждены факты вмененных ему нарушений требований пожарной безопасности.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит шестиэтажное здание гостиницы, расположенное по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, 4-й микрорайон, д. 7. По результатам проведенной Отделом плановой проверки, оформленной актом от 28.11.2012 N 441, выявлены нарушения Обществом требований
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012, Строительных
норм и правил Российской Федерации СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", Федерального
закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федерального
закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и иных нормативных актов.
Отраженные в акте нарушения, допущенные Обществом в процессе эксплуатации указанного выше здания, квалифицированы проверяющими в качестве нарушений, влекущих административную ответственность, предусмотренную
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением NN 8/9/10 от 01.02.2013 Общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество посчитало постановление неправомерным и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, однако указал в мотивировочной части решения на неправомерность вменения Обществу нарушений, отраженных в пунктах 6, 8, 3, 15 и пункте 14 постановления.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет административную ответственность по
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 (далее - ППР N 390),
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*),
НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
Пунктами 6, 8, 13, 15 постановления от 01.02.2013 г. (по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ) Обществу вменяется применение при остеклении дверей на втором, четвертом, пятом и шестом этажах обычного стекла, что является нарушением
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ,
пункта 6.3.7 СНиП 31-05.2003 "Общественные здания административного назначения",
пункта 36 ППР N 390.
Проведенным во исполнение определения суда осмотром, по результатам которого составлен акт от 24.05.2013, стороны установили, что поэтажные двери остеклены закаленными стеклами, о чем свидетельствует маркировка на стеклах и фотографии, сделанные при осмотре.
Посчитав, что по данным пунктам постановления Отделом не доказано событие вмененного Обществу правонарушения, суд указал на необоснованность постановления в указанной части.
В пункте 14 постановления (по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ) указано, что ширина эвакуационного выхода (через черную лестницу) на 1 этаже не соответствует требованиям - 0,8 м (СНиП 21.01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
п. 6.16).
Суд первой инстанции указал на необоснованность данного пункта постановления, поскольку здание гостиницы сдано в эксплуатацию в 1974 году, и на момент постройки соответствовало установленным требованиям пожарной безопасности.
Апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отдела исходя из следующего.
Подпунктом "е" пункта 36 Правил N 390 запрещено заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов.
В соответствии с
пунктом 6.3.7 СНиП 31-05.2003 "Общественные здания административного назначения" в зданиях выше 4 этажей в качестве светопрозрачного заполнения дверей, фрамуг (в дверях, перегородках и стенах, включая внутренние стены лестничных клеток) и перегородок следует применять закаленное или армированное стекло и стеклоблоки. В зданиях высотой более 4 этажей двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и тамбуров-шлюзов должны быть глухими или с армированными стеклами.
Вместе с тем, материалы проведенной Отделом проверки не содержат сведений о том, что не соответствующее требованиям пожарной безопасности стекло использовано именно в дверях, ведущих в общие коридоры, либо в лифтовых холлах и тамбурах-шлюзах.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В
пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
СНиП 21-01-97 содержит положения, направленные на обеспечение безопасности и здоровья людей.
Поскольку выявленные нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а кроме того, вмененные в оспариваемом постановлении нарушения связаны с эксплуатацией здания, то в данном случае нормы
СНиП 21-01-97 подлежат применению.
Кроме того, в
письме Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.10.1998 N 130552 и N 20/2.2/2433 "О применении требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" отмечается, что требования
разделов 6,
7 и
8 СНиП 21-01-97 содержат общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению.
В данном случае выявленные административным органом нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем вывод суда первой инстанции о неприменении положений
СНиП 21-01-97 следует признать ошибочным.
Вместе с тем, изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на объекте допущены изменения объемно-планировочного решения, не подтверждены материалами проверки (не нашли отражения ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении).
Кроме того, представляется, что вывод о несоответствии ширины эвакуационного выхода, должен быть основан на результатах измерений, ибо определение величины этого показателя визуальным путем влечет сомнения в недостоверности результатов.
Сведений о проведенных в ходе проверки измерениях, приборах, посредством которых проводились измерения, поверке этих приборов, в материалах дела отсутствуют.
Дефекты проверки, равно как и порядка оформления ее результатов, не восполнены материалами дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, выводы проверки касательно вмененных Обществу нарушений по двум рассмотренным эпизодам, следует признать не доказанными в порядке, предусмотренном
статьями 26.1,
26.2 КоАП РФ.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 по делу N А56-9374/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Тихвинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА