Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу N А26-11139/2012
Факт нарушения организацией обязательных требований пожарной безопасности свидетельствует об обоснованности выдачи предписания административного органа об устранении нарушений законодательства и привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с невыполнением в установленный срок соответствующих требований предписания.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу N А26-11139/2012
Факт нарушения организацией обязательных требований пожарной безопасности свидетельствует об обоснованности выдачи предписания административного органа об устранении нарушений законодательства и привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с невыполнением в установленный срок соответствующих требований предписания.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2013 г. по делу N А26-11139/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей А.Б.Семеновой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12885/2013) ООО "ЛаЛ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.04.2013 по делу N А26-11139/2012 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЛаЛ"
к Отделу надзорной деятельности г. Петрозаводска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛаЛ" (ОГРН 1061001070096; место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 6а) (далее - общество, заявитель, ООО "ЛаЛ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности г. Петрозаводска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее - Отдел надзорной деятельности г. Петрозаводска) от 18.09.2012 N 858-1/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 09.04.2013 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЛаЛ", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 09.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования. Податель жалобы полагает, что оспариваемое предписание от 18.09.2012 N 858-1/1/1 нарушает права и законные интересы общества и незаконно возлагает на него дополнительные обязанности. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что
СНиП 21-01-97* не включен в
Перечень сводов правил, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", официально не опубликован, не проходил государственную регистрацию, соответственно не является обязательными к применению в области пожарной безопасности. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение в цокольном этаже помещений, используемых для временного пребывания (проживания) граждан.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. Отделом надзорной деятельности г. Петрозаводска представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просит оставить решение суда от 09.04.2013 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.08.2012 N 858/1 Отделом надзорной деятельности г. Петрозаводска в период с 05.09.2012 по 18.09.2012 проведена внеплановая выездная проверка выполнения обществом предписания N 136-1/1/1 от 02.03.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности по месту осуществления деятельности заявителем по адресу: г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 6а (договор аренды от 15.11.2006 N 339).
В ходе проверки было выявлено, что обществом не исполнен пункт 2 предписания N 136-1/1/1 от 02.03.2012, а именно в нарушение
пункта 6.6 СНиП 21-01-97* в цокольном этаже здания размещены помещения класса Ф 1.2 по функциональной пожарной опасности (гостиница). Результаты проверки отражены в акте N 858/1 от 18.09.2012.
По факту выявленного правонарушения (неисполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности) в отношении ООО "ЛаЛ" и генерального директора общества Обжигина В.И. составлены протоколы N 376/1 и 375/1 от 18.09.2012 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка N 11 г. Петрозаводска от 09.11.2012 ООО "ЛаЛ" и Обжигин В.И. привлечены к административной ответственности по
части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок пункта 2 предписания N 136-1/1/1 от 02.03.2012.
Кроме того, по результатам проверки Отделом надзорной деятельности г. Петрозаводска обществу выдано предписание N 858-1/1/1 от 18.09.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым ООО "ЛаЛ" предписано в срок до 01.03.2013 устранить нарушение
пункта 6.6 СНиП 21-01-97*, выразившееся в размещении в цокольном этаже здания помещений класса Ф 1.2 по функциональной пожарной опасности (гостиница).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда в связи со следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу
статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СНиП 21-01-97* (приняты и введены в действие с 01.01.1998
постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7; далее - СНиП 21-01-97*) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов
(пункт 1.1).
То обстоятельство, что
СНиП 21-01-97* не включены в
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р), не свидетельствует об утрате их обязательной силы, поскольку указанные строительные
нормы и правила относятся к нормативным документам по пожарной безопасности, предусмотренным иными федеральными законами - Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции,
СНиП 21-01-97* не относится к перечисленным в
пункте 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009) и в
пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативным актам, подлежащим государственной регистрации и официальному опубликованию. В соответствии с
пунктом 15 Разъяснений о применении
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88) не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
С учетом изложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, требования
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", связанные с эксплуатацией здания, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности и подлежат обязательному соблюдению и применению в рассматриваемом случае.
Согласно
пункту 6.6 СНиП 21-01-97* в подвальных и цокольных этажах не допускается размещать помещения классов Ф1.1, Ф1.2 и Ф1.3.
При этом, согласно
пункту 5.21* СНиП 21-01-97* к классу Ф1 функциональной пожарной опасности отнесены здания или части зданий для постоянного проживания и временного (в том числе круглосуточного) пребывания людей (помещения в этих зданиях, как правило, используются круглосуточно, контингент людей в них может иметь различный возраст и физическое состояние, для этих зданий характерно наличие спальных помещений), к подклассу Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов.
Факт нарушения обществом требований
пункта 6.6 СНиП 21-01-97*, а именно размещение в цокольном этаже здания по адресу: г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 6а (в помещениях арендованных обществом по договору от 15.11.2006 N 339) помещений гостиницы, в том числе номеров для проживания постояльцев, установлен административным органом и судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 858/1 от 18.09.2012, объяснениями представителя общества Сейфулиной Г.П. (доверенность от 16.07.2012), присутствовавшей при проведении проверки (л.д. 96-97, 99). Акт проверки N 858/1 от 18.09.2012 подписан представителем общества без замечаний и возражений. В объяснениях от 11.09.201 представитель общества Сейфулина Г.П. указала, что "в ходе проверки в моем присутствии было установлено, что не выполнен п. 2 предписания N 136-1/1/1 от 2 марта 2012 г., а именно: в момент проверки и по настоящее время в цокольном этаже здания размещены помещения гостиницы (класса Ф1.2), чем нарушен
п. 6.6 СНИП 21.01-97".
Кроме того, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что постановлениями мирового судьи судебного участка N 11 г. Петрозаводска от 09.11.2012 по делам 5-1322/2012-11 и N 5-1214/2012-11 ООО "ЛаЛ" и генеральный директор общества Обжигин В.И. привлечены к административной ответственности по
части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок пункта 2 предписания N 136-1/1/1 от 02.03.2012 (л.д. 77, 85). Решениями Петрозаводского городского суда от 10.12.2012 по делу N 12А-898/12-12 и от 10.01.2013 по делу N 12А-4/13-24 постановления от 09.11.2012 по делам 5-1322/2012-11 и N 5-1214/2012-11 оставлены без изменения. При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности судами двух инстанций установлено, что в занимаемом обществом здании по ул. Чапаева, д. 6а, цокольный этаж используется обществом под помещение гостиницы.
Таким образом, установив в ходе проведения проверки факт нарушения обществом обязательных требований пожарной безопасности (
пункт 6.6 СниП 21-01-97*), заместитель начальника Отдела надзорной деятельности г. Петрозаводска правомерно в соответствии с положениями
статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
пункта 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утвержден Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375) выдал обществу предписание N 858-1/1/1 от 18.09.2012 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования, не установив несоответствия оспариваемого предписания закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 апреля 2013 года по делу N А26-11139/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛаЛ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА