Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А42-2490/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворены в связи с малозначительностью вменяемого правонарушения ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А42-2490/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворены в связи с малозначительностью вменяемого правонарушения ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А42-2490/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика (должника): не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А42-2490/2013
по иску (заявлению) Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека г. Мурманска"
к Отделу надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС по Мурманской области
об отмене постановления по делу об административно правонарушении
установил:
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная городская библиотека города Мурманска" (адрес места нахождения: 183014, г. Мурманск, Кольский пр., д. 93, ИНН 51938000627; далее - учреждение, МБУ культуры "Центральная городская библиотека г. Мурманска") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (адрес места нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 7; далее - административный орган, ОНД МЧС) от 14.03.2013 года N 239 о назначении административного наказания, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 23.08.2013 арбитражный суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление ОНД МЧС от 14.03.2013 N 239, придя к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2013 по делу N А42-2490/2013 отменить, оставить в силе постановление от 14.03.2013 N 239.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) суд приступил к судебному разбирательству в отсутствие представителей Учреждения и Отдела надзорной деятельности.
При исследовании материалов дела, судом апелляционной инстанции установлено наличие безусловных оснований, предусмотренных
пунктом 5 части 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены
решения арбитражного суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а именно вынесенное по настоящему делу
решение от 23.08.2013 не подписано судьей (л.д. 116 - 128).
В соответствии с
частями 3,
5 статьи 169 АПК РФ
решение арбитражного суда выполняется в одном экземпляре, подписывается судьей и приобщается к делу.
В силу
пункта 5 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены
решения арбитражного суда первой инстанции является неподписание решения судьей.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд вынес определение от 21.11.2013 о переходе к рассмотрению дела N А42-2490/2013 по правилам, установленным
АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и назначил дело к рассмотрению в судебном заседании Тринадцатого арбитражного апелляционного суда на 19 декабря 2013 года в 11 час. 00 мин.
19.12.2013 стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в соответствии со
статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные МБУ культуры "Центральная городская библиотека г. Мурманска" требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.01.2013 N 86 в период с 22.02.2013 по 22.03.2013 проведена плановая выездная проверка объектов защиты: зданий, сооружений, строений, оборудования МБУ культуры "Центральная городская библиотека", с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, доведенного до заинтересованных лиц посредством размещения в сети "Интернет" на сайте Главного управления МЧС России по Мурманской области.
В ходе проверки установлены нарушения учреждением требований пожарной безопасности. Установленные нарушения зафиксированы в акте от 28.02.2013 N 86, составлена фототаблица.
ОНД МЧС установлено, что МБУ культуры "Центральная городская библиотека" допущены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
1) допущено применение деревянных стеллажей для хранения книг - в нарушение
частей 2 и
3 части 4,
части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123),
пункта 1.19 ВППБ 13-01-94;
3) помещения разных функциональных классов функциональной пожарной опасности разделены противопожарной перегородкой, не имеющей соответствующего типа заполнения проема (отсутствует противопожарная дверь из помещения библиотеки) - в нарушение
частей 1,
3,
8,
13 статьи 88 Федерального закона N 123;
4) помещения библиотеки не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации - в нарушение
пункта 54 Федерального закона N 123,
пункта 4 НПБ 110-03.
В целях устранения выявленных при проверке нарушений учреждению выдано предписание N 86/1/47 от 26.02.2013, а также в отношении учреждения составлены протоколы об административном правонарушении N 239 от 28.02.2013 по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и N 240 от 28.02.03.2013 по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании указанных протоколов 14.03.12013 административным органом вынесено постановление N 239, согласно которому учреждение привлечено к административной ответственности по
частям 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Указанное постановление послужило основанием для обращения МБУ культуры "Центральная городская библиотека" с заявлением в арбитражный суд с требованиями о его отмене и признании незаконным.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона N 69 законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Федерального закона N 69 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена
статьей 37 Федерального закона N 69.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона N 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
МБУ культуры "Центральная городская библиотека" в своей деятельности использовало по месту нахождения своего филиала нежилые помещения многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича дом 15.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, учреждение в силу закона обязано соблюдать предъявляемые к используемым им помещениям требования пожарной безопасности как пользователь таких помещений и является лицом, ответственным за соответствие занимаемых им помещений требованиям пожарной безопасности, а потому является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены в Федеральном
законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон N 123), в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР). Наряду с указанными нормативными правовыми актами, организации, их должностные лица и граждане обязаны также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу
пунктов 1.19,
4.4 ВППБ 13-01-94 стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические. Для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.
Согласно
статье 88 Федерального закона N 123 помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В соответствии со
статьей 54 Федерального закона N 123 системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Перечень зданий, сооружений, помещения и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками системы пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией установлен приложением А СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения учреждением требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененных ему правонарушениях.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения состава административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В
пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что
статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным
КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в
КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье
Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Как следует из материалов дела, согласно приказу учреждения N 134 от 29.12.2012 помещение по адресу: ул. Книповича дом 15 передано Комитету имущественных отношений администрации г. Мурманска. Согласно дополнительному соглашению к договору N 379/02 от 08.06.1999 "О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (об изъятии)" от 11.04.2013 N 4259/02 (л.д. 62-63) Комитет имущественных отношений администрации г. Мурманска изымает закрепленное за учреждением на праве оперативного управления имущество: часть здания - библиотека. Этаж 1, по адресу: ул. Книповича дом 15. Согласно выписке из штатного расписания (л.д. 58) с 2011 года штатных должностей в библиотеке по адресу: ул. Книповича дом 15 не числится. О факте закрытия библиотеки учреждение уведомляло административный орган письмом от 05.02.2013 N 41 (л.д. 54).
Суд, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив указанные обстоятельства во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, приходит к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и с учетом конкретных обстоятельств дела считает возможным в рассматриваемом случае признать совершенные учреждением правонарушения малозначительными.
В
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из
Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что нормы статей
КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Цель административного наказания в силу положений
части 2 статьи 211 АПК РФ,
статьи 2.9 КоАП РФ состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, поскольку устранить нарушение в настоящее время не представляется возможным в силу объективных обстоятельств.
Таким образом, суд, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, усматривает малозначительность в действиях учреждения и, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, считает возможным применить к учреждению положения
статьи 2.9 КоАП РФ.
Пленум ВАС РФ N 10 в
пункте 17 разъяснил, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 АПК РФ и
статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене
(пункт 17).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции постановление ОНД МЧС от 14.03.2013 года N 239 о назначении административного наказания, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, отменяет как незаконное.
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23 августа 2013 года по делу N А42-2490/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области от 14.03.2013 N 239, вынесенное в г. Мурманске, о назначении административного наказания муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центральная городская библиотека города Мурманска" за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА