Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 по делу N А56-77505/2012 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А56-77505/2012
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано, поскольку бюджетное учреждение обязано поддерживать здание, полученное по договору безвозмездного пользования, осуществлять ремонт и нести все расходы на содержание здания и прилегающей к нему территории в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А56-77505/2012
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано, поскольку бюджетное учреждение обязано поддерживать здание, полученное по договору безвозмездного пользования, осуществлять ремонт и нести все расходы на содержание здания и прилегающей к нему территории в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А56-77505/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Горячевой А.А. по доверенности от 01.11.2012;
от заинтересованного лица: Смирновой Т.Г. по доверенности от 01.04.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9336/2013) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2013 по делу N А56-77505/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к Отделу надзорной деятельности Московского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
о признании незаконными и отмене постановления и представления
установил:
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (191036, Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д. 3/7, ОГРН 1037869000025, далее - Управление ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Московского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 116, далее - орган пожарного надзора) от 16.11.2012 и N 2-8-2653 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16.11.2012 N 2-18-2653.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности и обоснованным направлением в его адрес представления об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением суда, Управление ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что Управление ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области является бюджетным учреждением и не располагает достаточным финансированием для проведения работ по устранению всех нарушений, по мнению заявителя, обязанность должна быть возложена на Комитет по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга.
Представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 31.10.2012 Отделом надзорной деятельности Московского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения от 02.10.2012 N 2-18-1057 проведена плановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Цветочная, дом. 6, литера "Г", находящегося в пользовании (договор безвозмездного пользования от 05.05.2005 N 12-Б003707).
По результатам проверки составлен акт N 2-18-1057 от 31.10.2012, в котором зафиксированы нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390); СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СНиП 2.08.01-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 32-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", т. 1 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", т. 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", и протокол об административном правонарушении от 25.04.2012 N 2-19-2652 о наличии в действиях Управления признаков правонарушения по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением ОНД Московского района УНД ГУ МЧС России по СПб от 16.11.2012 N 2-18-2653 Управление ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафных санкций в размере 151 000 рублей.
Согласно указанному постановлению на объекте защиты - Санкт-Петербург, улица Цветочная, дом 6, литера "Г" (административное здание) выявлены следующие нарушения:
На первом этаже здания:
1. Перегородка, отделяющие гардероб и помещения охраны от вестибюля 1-го этажа, выполнены из сгораемых материалов, в том числе способствующих скрытому распространению горения (нарушение СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7.8, 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.14*, СНиП 2.01.02-85* п. 1.1*).
2. Перегородки, отделяющие отделение гинекологии (1 этаж), выполнены из сгораемых материалов, в том числе способствующих скрытому распространению горения (нарушение СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7.8, 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.14*, СНиП 2.01.02-85* п. 1.1*);
3. Дверной проем, ведущий в помещение кладовой (10), не защищен дверью с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);
4. Площадь помещения, в котором установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре менее 15 кв. м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, НПБ 88-2001 п. 12.55).
На втором этаже здания:
5. Ширина эвакуационных выходов из поэтажных коридоров второго этажа в лестничные клетки менее 1 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.105);
6. Для покрытия пола на путях эвакуации в коридоре второго этажа допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.25*);
7. Каркас подвесного потолка в помещении монтажной выполнен из горючих материалов (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.25*);
8. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета N 27 менее 0,8 м (0,7 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
9. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета главного врача менее 0,8 м (0,68 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
10. Ширина эвакуационного выхода из помещения приемной кабинета главного врача менее 0,8 м (0,72 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
11. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета психиатра (N 15) менее 0,8 м (0,69 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
12. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета старшей сестры (N 19) менее 0,8 м (0,69 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
13. Перегородка, установленная в помещении кабинета стоматолога, выполнена из сгораемых материалов (нарушение СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7.8, 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.14*, СНиП 2.01.02-85* п. 1.1*).
На третьем этаже здания:
14. Ширина эвакуационных выходов из поэтажных коридоров третьего этажа в лестничные клетки менее 1 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.105);
15. Для покрытия пола на путях эвакуации в коридоре третьего этажа допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2. (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.25*);
16. Ограждающие конструкции лестничных клеток не доведены до нормативного предела огнестойкости не менее R 60 (3 этаж) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 5.14*, 5.18*);
17. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета N 6 менее 0,8 м (0,69 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
18. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета N 32 менее 0,8 м (0,68 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
19. Ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета N 33 менее 0,8 м (0,7 м) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
В подвале здания:
20. Лестница, предназначенная для сообщения между подвалом и первым этажом, не ограждена противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (нарушение СНиП 21-01-97* п. 7.23*);
21. Подвальный этаж не обеспечен обособленными от общих лестничных клеток эвакуационными выходами, ведущими непосредственно наружу, (центральная лестничная клетка, лестничная клетка, расположенная в левой части здания), отделенными от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.9*, 5.14*, табл. 1, 2);
22. В коридоре подвального (цокольного) этажа без естественного освещения его световыми проемами в наружных ограждающих конструкциях при выходе в него из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях) не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, 6.7*, СНиП 41-01-2003 п. 8.2);
23. Каждый отсек подвального этажа не обеспечены не менее чем двумя люками или окнами шириной 0,9 м и высотой 1,2 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.12);
24. Высота горизонтального участка пути эвакуации в подвале менее 2 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.27);
25. Высота эвакуационного выхода из помещения гладильной менее 1,9 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.16);
26. В коридоре подвального этажа допускается размещение оборудования (вентиляционный короб), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.26);
27. В подвале, не изолированном от общих лестничных клеток, допущено устройство кладовых горючих материалов (нарушение Правил N 390 п. 23, п. п. г);
28. Дверные проемы, ведущие в помещение электрощитовой (36/1), помещений кладовой (37) и бельевой (38), не защищены дверями с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (нарушение СНиП 21-01-97* п. 1.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);
29. Допускается хранение горючих товаров в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления (нарушение Правил N 390 п. 117).
Общие нарушения (лестничные клетки и коридоры):
30. В лестничных клетках допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности площадок лестниц (батареи отопления, компрессор) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.32);
31. Выход из лестничной клетки (левое крыло) на чердак не предусмотрен через противопожарный люк 2-го типа размерами не менее 0,6 x 0,8 м (нарушение СНиП 21-01-97* п. 8.4*);
32. В коридорах второго и третьего этажей допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м от поверхности площадок лестниц (батареи отопления) (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.26);
33. Для отделки стен лестничных клеток допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.25*);
34. Двери, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки, выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.17);
35. Не организовано проведение проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (нарушение ППР N 390 п. 55);
36. Под маршем центральной лестничной клетки допускается размещение помещения кладовой (нарушение СНиП 21-01-97* п. 6.32);
37. Допускается фиксирование самозакрывающихся дверей лестничных в открытом положении (нарушение ППР N 390 п. 36 п.п. г);
38. Допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов (нарушение ППР N 390 п. 36 п.п. г).
Кроме того, 16.11.2012 в отношении Управления вынесено представление N 2-18-2653 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Управление не согласилось с указанными постановлением и представлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными по тем основаниям, что не является надлежащим субъектов вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая Управлению в удовлетворении требований о признании незаконными постановления и представления, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права,
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (Правила N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Наряду с Правилами N 390, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений; СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"; НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
Постановлением от 16.11.2012 N 2-18-2653 Управление привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение пунктов 23, 36 (к, г), 55, 117 ППР N 390, пунктов 1.4, 5.14 (табл. 1, 2), 7.8, 6.15, 6.16, 5.18, 7.23, 6.9, 6.2, 6.26, 6.32, 8.4, 6.17 СНиП 21-01-97*, пункт 1.1 СНиП 2.01.02-85*, пунктов 1.14, 1.82, 1.105, 1.12 СНиП 2.08.01-89*, пункта 12.55 НПБ 88-2001 на объекте защиты по адресу: Санкт-Петербург, улица Цветочная, дом 6, литера "Г".
В пункте 33 Правил N 390 определено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей Закону о техническом регламенте.
Согласно статье 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
Из таблиц 28 и 29 следует, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной опасности материала (КМ0-КМ4), классом (подклассом) пожарной опасности здания этажностью или высотой здания.
Как следует из пункта 6.25* СНиП 21-01-97*, в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.
Согласно пункту 96 Правил сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Согласно п. 5.18* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости.
К несущим элементам здания, как правило, относятся несущие стены и колонны, связи, диафрагмы жесткости, элементы перекрытий (балки, ригели или плиты), если они участвуют в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре. Сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости здания, приводятся проектной организацией в технической документации на здание.
Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков, а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и заполнения проемов в противопожарных преградах.
В случаях, когда минимальный требуемый предел огнестойкости конструкции указан R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8.
В незадымляемых лестничных клетках типа Н1 допускается предусматривать лестничные площадки и марши с пределом огнестойкости R 15 класса пожарной опасности КО.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97* установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
При этом, в соответствии с пунктом 5.14* СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными.
Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2 - 4-го типов класса К1.
Согласно п. 6.9 СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
Допускается: эвакуационные выходы из помещений предусматривать непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах.
Согласно п. 6.12* СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.; помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 м 2; открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м 2 - для помещений категорий А и Б и более 400 м 2 - для помещений других категорий.
В силу п. 6.18* СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.
Факт правонарушений выявленных в ходе проведения плановой проверки, Управлением не отрицается.
При этом апелляционный суд отмечает, что Управлению неправомерно вменяется нарушения пунктов 1.14, 1.82, 1.105 и 1.12 СНиП 2.08.01-89*, поскольку указанный в оспариваемом постановлении и представлении СНиП 2.08.01-89* признан утратившим силу с 01.10.2003.
Довод Управления о том, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения опровергается материалами дела.
В силу положений статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение обязано поддерживать здание, полученное в безвозмездное пользование по договору от 05.05.2005 N 12-Б003707, включая осуществление текущего и капитального ремонта и нести все расходы на его содержание.
Так, согласно пунктам 2.2.2, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.12 указанного договора Управление обязано проводить текущий и капитальный ремонт за свой счет, соблюдать требования органом Госпожнадзора, а также отраслевых правил и норм. Содержать здание и прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, выполнять в установленный срок предписания органов Госпожнадзора.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Управления к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Управлением не представило доказательства, что им предпринимались попытки получения дополнительного финансирования на соблюдение требований пожарной безопасности.
Процессуальных нарушений при привлечении Управления к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Суд первой инстанции, снижая размер штрафа до минимального размера (150 000 рублей) учел то обстоятельство, что организация является бюджетным учреждением с ограниченными финансовыми возможностями.
Выдача органом пожарного надзора представления заявителю соответствует требованиям статьи 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2013 года по делу N А56-77505/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ