Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А56-15613/2013
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А56-15613/2013
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А56-15613/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Жарковой Н.В. по доверенности от 14.01.2013 N 05-23/14.
от ответчика: Смирновой Т.Г. по доверенности от 07.12.2012 N 165-11-19.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13576/2013) Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2013 по делу N А56-15613/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга
к Отделу надзорной деятельности Московского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга (196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Московского района Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, Московский пр., д. 116, далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) N 2-18-592 о назначении административного наказания N 178013059213118 от 15.03.2013.
Решением от 24.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) срока. Податель жалобы указывает, что в данном случае административное расследование не проводилось, однако материалы проверки рассмотрены не по месту совершения правонарушения, а по месту нахождения органа пожарного надзора. Также, Управление Пенсионного фонда считает, что при вынесении оспариваемого решения судом не учтено, что заявитель является бюджетной организацией, финансируемой из бюджета Пенсионного фонда РФ, в связи с чем наложение штрафа на Управление причинит значительный ущерб бюджету Пенсионного фонда и повлечет изъятие из него денежных средств в другой федеральный бюджет, что не отвечает интересам бюджетной системы РФ в целом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель Отдела надзорной деятельности возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.01.2013 N 2-18-82 Отделом надзорной деятельности проведена плановая выездная проверка деятельности Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. Помещение архива, расположенное в подвальном этаже, не оборудовано системой автоматического пожаротушения, что является нарушением статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта А. 10, табл. А3 СП 5.13130-2009;
2. Лестницы для технологической связи между подвальным и первым этажами (расположенные в коридоре первого этажа) не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.26 СП 4.13130-2009; п. 7.23* СНиП 21-01-97*;
3. В помещении архива, расположенного в подвальном этаже, допущено совместное хранение автомобильной резины, что является нарушением пункта 340 Постановления Правительства РФ от 25.04.212 г. N 390 "О противопожарном режиме";
4. В помещении архива, расположенного в подвальном этаже, допущена эксплуатация светильников без защитных колпаков (рассеивателей), что является нарушением пункта 42 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390;
5. Лестница высотой более 45 см, расположенная перед эвакуационным выходом из помещения архивам подвального этажа, не оборудована ограждением с перилами, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130-2009; пункта 6.28* СНиП 21-01-97*;.
6. Допущено загромождение различными материалами и предметами эвакуационного коридора в архиве, расположенного в подвальном этаже, что является нарушением пункта 36 Постановления Правительства РФ от 25.04.212 N 390 "О противопожарном режиме";
7. Несущие конструкции эвакуационной лестницы из комплекса помещений (кабинета N 120,* актового зала) не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 45, что является нарушением табл. 21 Закона N 123-ФЗ, пункта 6.8.1 СП 2.13130-2009, пункта 5.19 СНиП 21-01-97*;
8. Ширина горизонтального участка эвакуационного коридора блока помещений кабинета N 120 и актового зала менее 1.2 метра (при условии эвакуации из актового зала более 50 человек), что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.1.13 СП 1.13130-2009; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*;
9. Допущено ограничение доступа к огнетушителям и пожарным кранам расположенных в блоке помещений кабинет N 120 и актового зала, что является нарушением пункта 23 Постановления Правительства РФ от 25.04.212 N 390;
10. Ширина эвакуационного выхода из актового зала с числом посадочных мест более 50 менее 1.2 м, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.1.13 СП 1.13130-2009; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*;
11. Для покрытия пола помещения актового зала с числом посадочных мест более 50 допущено применение материалов класса пожарной опасности более чем КМ 3 (Г2, В2, ДЗ, Т2, РП2) (нарушение табл. 29 Закона N 123-ФЗ);
12. Помещение актового зала не обеспечено двумя нормативными эвакуационными выходами шириной не менее 1.2 м (нарушение статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.2.1 СП 1.13130-2009; п. 6.12* СНиП 21-01-97*;
13. Лестницы высотой более 45 см, расположенные на путях эвакуации первого этажа, а также лестничной клетке на первом этаже не оборудованы ограждением с перилами, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130-2009; пункта 6.28* СНиП 21-01-97*;
14. Коридоры 1 и 2-го этажей без естественного освещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.2 СП 7.13130-2009;
15. В эвакуационном коридоре первого этажа допущено размещение помещения службы информации (нарушение пунктов 23, 36 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
16. Под лестничными маршами, ведущими в подвал, а также в лестничной клетке допущено хранение горючих материалов, что является нарушением пункта 23 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
17. В лестничных клетках на 2-м этаже допущено размещение отопительного оборудования выступающего из плоскости стены на высоте менее 2.2 м от плоскости площадок лестниц (нарушение статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.4 СП 1.13130-2009; пункта 6.32* СНиП 21-01-97*;
18. На путях эвакуации из коридора 3 и 4-го этажей допущены перепады высот менее 45 см не оборудованные пандусами с уклоном не более 1:6, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130-2009; пункта 6.28* СНиП 21-01-97*;
19. Двери лестничных клеток с 1-го по 4-й этажи не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах, что является нарушением статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.2.7 СП 1.13130-2009, пункта 6.18* СНиП 21-01-97*;
20. Допущено уменьшение ширина горизонтальных участков на пути эвакуации (менее 0,7 м) между столами в рабочих кабинетах (нарушение пункта 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.1.13 СП 1.13130-2009, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*.
По результатам проверки 01.03.2013 составлен акт N 2-18-82.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административных правонарушениях от 12.03.2013 N 2-18-591, 2-18-5921 и вынесения 15.03.2013 постановления N 2-18-592, которым Управление Пенсионного фонда в Московском районе Санкт-Петербурга признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде 150 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Управление оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Общие требования противопожарной защиты зданий и других строительных сооружений на всех этапах создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Пунктом 6.12* СНиП 21-01-97* установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г;
помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
Высота эвакуационных выходов к свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (пункта 6.16 СНиП 21-01-97*).
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц пункты 6.28, 6.32 СНиП 21-01-97*).
Как следует из оспариваемого постановления, в вину Управлению Пенсионного фонда вменено, что лестница высотой более 45 см, расположенная перед эвакуационным выходом из помещения архивам подвального этажа, не оборудована ограждением с перилами (пункт 5 акта проверки), ширина горизонтального участка эвакуационного коридора блока помещений кабинета N 120 и актового зала менее 1.2 метра (при условии эвакуации из актового зала более 50 человек) (пункт 8 акта), ширина эвакуационного выхода из актового зала с числом посадочных мест более 50 менее 1.2 м (пункт 10 акта), помещение актового зала не обеспечено двумя нормативными эвакуационными выходами шириной не менее 1.2 м, лестницы высотой более 45 см, расположенные на путях эвакуации первого этажа, а также лестничной клетке на первом этаже не оборудованы ограждением с перилами (пункты 12, 13 акта); в лестничных клетках на 2-м этаже допущено размещение отопительного оборудования выступающего из плоскости стены на высоте менее 2.2 м от плоскости площадок лестниц, на путях эвакуации из коридора 3 и 4-го этажей допущены перепады высот менее 45 см не оборудованные пандусами с уклоном не более 1:6 (пункты 17, 18 акта), допущено уменьшение ширина горизонтальных участков на пути эвакуации (менее 0,7 м) между столами в рабочих кабинетах (пункт 20 акта).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из содержания статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Согласно части 2 вышеназванной статьи, показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в протоколах об административных правонарушениях не содержится сведений о производстве соответствующих измерений с применением измерительного прибора.
Административный орган не подтвердил проведение замеров измерительными приборами, утвержденными в установленном порядке в качестве средств измерения.
Отсутствие в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств фиксации события административного правонарушения свидетельствует о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя нарушений указанных выше положений СНиП 21-01-97*.
Кроме того, заявителю вменено, что несущие конструкции эвакуационной лестницы из комплекса помещений (кабинета N 120, актового зала) не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 45, для покрытия пола помещения актового зала с числом посадочных мест более 50 допущено применение материалов класса пожарной опасности более чем КМ3 (Г2, В2, Д.3, Т2, РП2).
Соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков установлено в таблице 21 Закона N 123-ФЗ, область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях, за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов - в таблице 29 данного Закона.
Как пояснил представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда и подтверждается материалами дела, в распоряжении о проведении плановой выездной проверки от 25.01.2013 N 2-18-82 Отдел надзорной деятельности предложил заявителю представить акты приемки выполненных огнезащитных и иных работ в области пожарной безопасности, расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности производственных и складских помещений, зданий, техническую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами
Указанное распоряжение получено Управлением Пенсионного фонда 31.01.2013.
Однако документы, запрошенные в распоряжении, заявителем не представлены.
Таким образом, Отдел надзорной деятельности пришел к правильному выводу, что несущие конструкции эвакуационной лестницы из комплекса помещений (кабинета N 120, актового зала) не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 45, для покрытия пола помещения актового зала с числом посадочных мест более 50 допущено применение материалов класса пожарной опасности более чем КМ3 (Г2, В2, Д.3, Т2, РП2). Доказательств обратного заявитель не представил ни суду первой, ни апелляционной инстанции.
Постановлением от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которыми установлено, что
- на объектах запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения; устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
- при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов (пункт 36);
- запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42);
- запрещается совместное хранение в одной секции с каучуком или автомобильной резиной каких-либо других материалов и товаров (пункт 340).
Нарушение указанных выше требований пожарной безопасности заявитель не отрицает.
Также материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается, что помещение архива, расположенное в подвальном этаже, на момент проверки не оборудовано системой автоматического пожаротушения; коридоры 1 и 2-го этажей без естественного освещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; двери лестничных клеток с 1-го по 4-й этажи не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах,
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении заявителем административных правонарушений, ответственностью за которые установлена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем основания для отмены оспариваемого постановления административного органа отсутствуют.
Довод о нарушении Отделом надзорной деятельности предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протоколов об административных правонарушениях апелляционным судом не принимается.
В силу статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в установленные сроки (немедленно после выявления правонарушения; если требуется дополнительное выяснение обстоятельств - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения). Само по себе нарушение отделом срока составления протоколов не является существенным нарушением процессуальных требований и основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если данными протоколами об административных правонарушениях подтверждаются факты правонарушений и составлены они в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих признание недействительным постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, не усматривается.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией частей 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 24.05.2013 подлежит оставлению без изменения, жалоба Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 мая 2013 года по делу N А56-15613/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО