Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А56-40036/2013
Заявление об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городских, сельских поселений, включая обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, является обязанностью органов местного самоуправления, а не садоводческого некоммерческого товарищества.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А56-40036/2013
Заявление об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городских, сельских поселений, включая обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, является обязанностью органов местного самоуправления, а не садоводческого некоммерческого товарищества.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N А56-40036/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Невмывака О.К. - доверенность от 24.02.2014
от заинтересованных лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24755/2013) Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2013 по делу N А56-40036/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) Садоводческого некоммерческого товарищества "Песочный"
к 1) Отделу надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу,
2) Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Песочный" (ОГРН 1047847006437; место нахождения: Санкт-Петербург, пос. Песочный, ул. Садоводческая 2-я, д. 51; далее - СНТ "Песочный", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 07.06.2013 N 2-17-266/1/1 (далее - Отдел, административный орган).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда от 18.10.2013 заявление СНТ "Песочный" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу просит решение суда отменить, полагая выданное Отделом предписание от 07.06.2013 N 2-17-266/1/1 законным.
В судебном заседании представитель СНТ "Песочный" доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Отдел и Управление извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалобы рассмотрена в соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом на основании распоряжения от 27.03.2013 N 2-17-266 была проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - садоводства СНТ "Песочный" по адресу: Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. 2-я Садоводческая, д. 51.
В результате проверки было установлено, что СНТ "Песочное" нарушены требования пожарной безопасности, а именно, территория садоводства не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, что является нарушением
п. 16 Правил противопожарного режима в РФ,
п. п. 2.11,
9.27 -
9.33 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 07.06.2013 N 2-17-266/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Полагая вынесенное Отделом предписание незаконным, СНТ "Песочный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, согласился с доводами заявителя.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав доводы представителя СНТ "Песочный", апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с
пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со
статьями 6,
63 и
68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу
пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) объект защиты - это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено в
части 4 этой же статьи пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно
пунктам 1 и
2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности относятся, в том числе, реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы, пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городских, сельских поселений, включая обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, является обязанностью органов местного самоуправления.
Часть 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относит:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Согласно
части 3 этой же статьи поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (
часть 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
В любом случае, вопрос организации наружного противопожарного водоснабжения отнесен вышеперечисленными положениями
Закона N 123-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления конкретного поселения либо городского округа.
В обоснование правомерности выданного предписания Управление ссылается также на
пункты 2.11,
9.7 -
9.33 СНиП 2.04.02-84* и
пункт 8.5 СП 53.13330.2011.
В соответствии с
пунктом 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Пункты 9.7 -
9.33 данных правил устанавливают требованиям к емкостям для хранения воды, пожарным водоемам и резервуарам.
Вместе с тем, данные пункты правил не устанавливают обязанность садоводческого товарищества обеспечить наличие противопожарного водопровода на территории СНТ.
Согласно
пункту 1.1 СП 53.13330.2011 "Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (Актуализированная редакция
СНиП 30-02-97*) настоящий свод
правил распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческое, дачное объединение), находящихся на них зданий и сооружений, а также служит основой разработки территориальных строительных норм субъектов Российской Федерации.
Как указано в
пункте 8.5 СП 53.13330.2011, территории садоводческих, дачных объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров.
На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами.
По согласованию с органами государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих, дачных объединений.
В обоснование своей позиции СНТ при обращении в суд указало, что в границах земельного участка СНТ "Песочный" имеется естественный водоем "Речка черная", расстояние до источника менее 200 м. У водоема возможна организация площадки для забора воды и подъезда не менее 2 пожарных автомобилей. Кроме того, каждый из садовых участков имеет свой обособленный источник водоснабжения в виде колодца.
Однако, административный орган в нарушение
части 5 статьи 200 АПК РФ документально не опроверг доводы заявителя, доказательств несоответствия указанного водоема требованиям
пункта 8.5 СП 53.13330.2011 не представил. Утверждение Управления, содержащееся в апелляционной жалобе, о том, что речка находится на расстоянии более 250 метров от СНТ и не соответствует требованиям
пунктов 8.5 и 9.4 СП 53.13330.2011, не подкреплено соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами.
Кроме того, нарушение и необходимость соблюдения
пункта 8.5 СП 53.13330.2011 в оспариваемом предписании не установлена. Также названный
пункт правил не возлагает обязанность по оборудованию наружного противопожарного водопровода на СНТ.
Выводы суда первой инстанции о том, что в соответствии с
пунктом 24 Распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, утвердившим
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдения требований Федерального
закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",
СНиП 2.04.02-84* в части
пунктов 2.11,
9.7 -
9.33 не является обязательным, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании норм материального права, так как Федеральный
закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не распространяет свое действие на нормы
Закона N 123-ФЗ, устанавливающие требование к первичным мерам пожарной безопасности, к которым относятся, в том числе источники наружного противопожарного водоснабжения.
Также ошибочны выводы суда в отношении
пункта 8.5 СП 53.13330.2011 со ссылкой на
Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда не привели в целом к принятию неправильного решения, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2013 года по делу N А56-40036/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
А.Б.СЕМЕНОВА