Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу N А56-63020/2013
Оспариваемое постановление о привлечении хозяйственного общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах вынесено правомерно, поскольку протоколом осмотра с фотоматериалами зафиксировано оставление на лесном участке порубочных и древесных остатков в пожароопасный период после проведения работ по расширению просеки.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу N А56-63020/2013
Оспариваемое постановление о привлечении хозяйственного общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах вынесено правомерно, поскольку протоколом осмотра с фотоматериалами зафиксировано оставление на лесном участке порубочных и древесных остатков в пожароопасный период после проведения работ по расширению просеки.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А56-63020/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Литвинчук А.В. по доверенности от 04.06.2014 "1-24-19/2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9244/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 по делу N А56-63020/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад" (ОГРН 1057812088388, 197022, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, лит. К, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (ОГРН 1109847015541, адрес: 197342, г. Санкт-Петербург, Торжковская ул., 4, литер "А", далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 11.10.2013 N 4868-13/ДЛ о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 17.03.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, фотографии, приложенные к протоколу осмотра, не могут являться надлежащими доказательствами по делу. Кроме того общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении административного расследования. Так, податель жалобы считает, что административным органом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства общества об отложении сроков составления протокола об административном правонарушении; копия протокола не была направлена в адрес общества в течение трех дней со дня его составления.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с
частью 3 статьи 156 и
частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.08.2013 комиссией в составе представителя общества по доверенности от 15.08.2013 N 122/2013 Столярова С.И., главного лесничего Сланцевского лесничества Рябинина П.П., лесничего Сланцевского участкового лесничества Никифорова Н.М. произведен осмотр лесных участка площадью 17,88 га, расположенного в Сланцевском участковом лесничестве, квартал 95, выделы 21, 22, 23, квартал 99, выделы 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, квартал 100 выделы 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 49. Осмотр проведен в связи с поступлением уведомления общества от 28.11.202 N 1616/2012 об окончании работ по расширению просеки ВЛ-110кВ "Сланцевская 1-6" до нормативных значений без предоставления лесных участков. По результатам осмотра составлен акт осмотра мест рубок от 21.08.2013.
Определением от 20.08.2013 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и начато административное расследование.
04.09.2013 произведен осмотр состояния лесного участка 0,6 га, расположенного в Сланцевском лесничестве Сланцевского участкового лесничества квартал 95, а также лесного участка площадью 1,701 га, квартал 100, выделы 3,4,5, 11, 12.
В результате осмотра установлено, что осматриваемая территория находится в лесном массиве, находящейся в близости к деревне Боровня Сланцевского района. Через лесной массив проходит линия электропередачи ВЛ 35. Общество производило работы по расчистке существующих просек ВЛ, расширению просек ВЛ до нормативных значений и вырубке древесины в границах охранных зон ВЛ без предоставления земельных участков обществу. После проведения работ на трассе ВЛ 35 общество оставило порубочные и древесные остатки на пожароопасный период на трассе ВЛ на расстоянии менее 10 метров от стен леса, что противоречит требованиям "Пожарной безопасности в лесах" и создает повышенную пожароопасность. На момент осмотра работы по очистке трассы от захламленности не проводились.
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, лесничим Сланцевского участкового лесничества Сланцевского лесничества филиала ЛОКГУ "Ленобллес" Винокуровым А.Ю. 17.09.2013 составлен протокол N 16/1-001 об административном правонарушении.
Материалы проверки переданы в Комитет для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением Комитета от 11.10.2013 N 4868-13/ДЛ общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, установив событие административного правонарушения, вину общества в его совершении, а также не усмотрев процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Согласно
пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (
статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу
статьи 52 Лесного кодекса охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным
Кодексом.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с
подпунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно
подпунктам "а",
"б" пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно
пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу
статей 26.1,
26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в качестве доказательств совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, Комитетом в материалы дела представлены акт осмотра рубок от 21.08.2013, протокол осмотра от 04.09.2013 с приложением фотографий.
Акт осмотра рубок составлен 21.08.2013 с участием представителя общества Столярова С.И., действующего по доверенности от 15.08.2013 N 122/2013 и уполномоченного, в том числе проводить освидетельствование лесосек, сдачу и приемку работ. Указанный акт подписан им без замечаний.
В силу
статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых
(часть 2). В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств
(часть 3). В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу
(часть 5). Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Как видно из протокола осмотра от 04.09.2013 осмотр произведен лесничим Сланцевского участкового лесничества Сланцевского лесничества филиала ЛОКГУ "Ленобллес" Винокуровым А.Ю. в присутствии двух понятых. В протоколе осмотра от 04.09.2013 отражен факт выявленных нарушений лесного законодательства. В ходе осмотра производилась фотосъемка (на что указано в протоколе осмотра), фотоматериалы приложены к протоколу осмотра.
Таким образом, протоколом осмотра от 04.09.2013 зафиксирован факт оставления порубочных и древесных остатков на пожароопасный период на трассе ВЛ на расстоянии менее 10 метров от стен леса и подтверждается приложенными к протоколу фотоматериалами.
Податель жалобы считает, что фотографии, приложенные к протоколу осмотра, не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку на них не указаны кварталы и выделы, в которых совершено правонарушение, фотографии не содержат данных о времени производства фотосъемки, подписи понятых и должностного лица, составившего протокол осмотра.
Между тем данные обстоятельства не позволяют считать недопустимым доказательством по делу протокол осмотра от 04.09.2013, который соответствует требованиям
статьи 27.8 КоАП РФ и является надлежащим доказательством по делу.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами (актом осмотра места рубок, протоколом осмотра от 04.09.2013) подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно
статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных правил и норм лесного законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не нашли своего подтверждения, в связи с чем подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом (л.д. 44,45).
16.09.2013 заявитель направил в адрес административного органа ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении в связи с производственной занятостью ответственных лиц, которое поступило в Сланцевское лесничество 17.09.2013 (л.д. 16).
Поскольку ходатайство поступило несвоевременно (в день, назначенный для составления протокола об административном правонарушении) и указанные в нем причины не являются уважительными, административным органом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушение административным органом сроков направления протокола об административном правонарушении не является процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену оспариваемого постановления. Кроме того, у общества имелось достаточное количество времени ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, представить свои возражения, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось по ходатайству общества.
Таким образом, административным органом не допущено процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со
статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 по делу N А56-63020/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.ФОКИНА