Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2014 по делу N А42-1518/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А42-1518/2013
Решение суда в части отказа в признании недействительным положения предписания о нарушении пункта 36 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации оставлено без изменения, поскольку актом проверки и приложением к нему подтверждается факт установки турникета на выходе из здания, который является основным эвакуационным выходом, доказательства обратного не представлены.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А42-1518/2013
Решение суда в части отказа в признании недействительным положения предписания о нарушении пункта 36 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации оставлено без изменения, поскольку актом проверки и приложением к нему подтверждается факт установки турникета на выходе из здания, который является основным эвакуационным выходом, доказательства обратного не представлены.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N А42-1518/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-436/2014) ООО "М-Синтез" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2013 по делу N А42-1518/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "М-Синтез"
к Отделу надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М-Синтез" (г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 24, ОГРН 1065190099699, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области (183053, Мурманск, ул. Самойловой, д. 7, далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 16/1/6 от 28.01.2013.
Решением от 13.11.2013 признаны недействительными как несоответствующие Федеральному
закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральному
закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пункты 2, 3 предписания ОНД от 28.01.2013 N 16/1/1. Суд обязал Главное управление МЧС России по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Городская управляющая компания". В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2013 в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 предписания, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, вмененное ему в вину нарушение
пункта 36 Правил противопожарного режима не является таковым при применении
пункта 7 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Общество считает, что суд первой инстанции не принял во внимание довод заявителя об отсутствии надлежащих доказательств наличия турникета и места его установки, а также довод о наличии на объекте только складских помещений и отсутствии офисных помещений. Общество указало также на то, что судом не рассмотрен его довод об отсутствии полномочий на подписание распоряжения о проведении проверки у руководителя отдела надзорной деятельности г. Мурманска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности на основании распоряжения от 10.01.2013 N 16 в отношении ООО "М-Синтез" проведена внеплановая выездная проверка нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 24, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 19.09.2012 N 301/1/102.
В ходе проверки установлен факт не выполнения обществом пунктов 1 - 3 ранее выданного предписания.
По результатам проверки составлен акт N 16 от 28.01.2013, в котором отражены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. на путях эвакуации основного эвакуационного выхода из офиса установлен турникет, что является нарушением требований
пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390);
2. в помещении склада установлены штемпельные розетки, что является нарушением
пункта 348 Правил N 390;
3. помещения офиса (класс функциональной пожарной безопасности Ф4.3) не отделены от складского помещения (класс функциональной пожарной безопасности Ф 52) противопожарной преградой с нормируемым пределом огнестойкости (в перегородке отделяющей помещения офиса от складского помещения установлены металлические окна), нарушения
пунктов 5.14,
7.4 СНиП 21-01-97*,
статьи 88,
таблицы 23,
24 Закона N 123-ФЗ.
28.01.2013 обществу выдано предписание N 16/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с данным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недействительными пункты 2, 3 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Решение суда в части признания недействительными пунктов 2, 3 предписания от 28.01.2013 N 16/1/6 сторонами не обжалуется и апелляционным судом не оценивается.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Из
части 1 статьи 38 названного Закона следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
пункты 2,
3).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Из
пункта 36 Правил N 390 следует, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей
(подпункт "а"); загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов
(подпункт "б").
Актом проверки N 16 от 28.01.2013 с приложением N 1 к нему подтверждается факт установки турникета на выходе из здания, который является основным эвакуационным выходом.
Таким образом, довод подателя жалобы о недоказанности наличия данного турникета и места его установки апелляционным судом отклоняется как противоречащий материалам дела.
Также заявитель считает, что в его действиях отсутствует данное нарушение, поскольку вменяемый ему в нарушение
пункт 36 Правил N 390, содержащий запрет на установку турникетов, препятствующих свободной эвакуации людей, на эвакуационных путях, противоречит
пункту 7 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, который содержит запрет на установку турникетов в проемах эвакуационных выходов.
Между тем, согласно материалам дела турникет установлен на пути эвакуации основного эвакуационного выхода из офиса.
Из материалов проверки следует, что о проведении проверки Общество было извещено заблаговременно 10.01.2013 (л.д. 72-73), при проверке присутствовали директор ООО "М-Синтез" Барабин А.А., представитель Голикова О.В., письменные возражения на акт проверки в ходе проведения проверки Обществом в Управление не направлялись, в том числе, не заявлялись и возражения в отношении выявленного турникета.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае турникет установлен с нарушением как
пункта 36 Правил N 390, так и
пункта 7 статьи 89 Закона N 123-ФЗ.
Судом не установлены грубые нарушения требований
Закона N 294-ФЗ, влекущие недействительность результатов проверки, не установлены такие нарушения и судом апелляционной инстанции.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В
статье 6 Закона N 69-ФЗ перечислены органы государственного пожарного надзора и соответствующие должностные лица, а также предусмотрено, что перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), федеральный государственный пожарный надзор, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Подпунктом "а" пункта 10 Положения N 290 установлено, что назначать проведение проверок деятельности организаций вправе главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
Согласно выписке из приказа N 77-НС от 26.11.2010 Разяпов Н.Х. назначен на должность начальника отдела надзорной деятельности г. Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) (л.д. 67-70).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Разяпов Н.Х., как начальник структурного подразделения Управления, являющийся главным государственным инспектором г. Мурманска по пожарному надзору, вправе издавать распоряжение о проведении проверки.
Доводы апелляционной жалобы Общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13 ноября 2013 года по делу N А42-1518/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "М-Синтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО