Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2014 по делу N А21-5928/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу N А21-5928/2013
В удовлетворении требований о взыскании материального ущерба, причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой, отказано правомерно ввиду отсутствия доказательств осуществления организацией, в ведении которой находились электрические сети, противоправных действий при использовании лесного фонда и спорных рубок вне пределов охранной зоны линейного объекта.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу N А21-5928/2013
В удовлетворении требований о взыскании материального ущерба, причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой, отказано правомерно ввиду отсутствия доказательств осуществления организацией, в ведении которой находились электрические сети, противоправных действий при использовании лесного фонда и спорных рубок вне пределов охранной зоны линейного объекта.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А21-5928/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: Смирнов С.В. по доверенности от 22.10.2013;
от ответчика: Хасиев Д.Н. по доверенности от 01.01.2014 N 320/9;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6102/2014) Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2013 по делу N А21-5928/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) Администрации городского округа "Город Калининград"
к открытому акционерному обществу "Янтарьэнерго"
3-е лицо: Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области
о взыскании материального ущерба
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900770222, адрес: 236006, Калининградская обл., г. Калининград, Площадь Победы, 1, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Открытому акционерному обществу "Янтарьэнерго" (ОГРН: 1023900764832, адрес: 236040, Калининградская обл., г. Калининград, Театральная ул., 34, далее - Общество) о взыскании 5617437,20 руб. в счет компенсации ущерба, причиненного лесным насаждениям, а именно незаконной рубкой леса. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство по охране и воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.
Решением суда от 30.12.2013 в удовлетворении иска отказано.
На решение суда Администрацией городского округа "Город Калининград" подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что вывод суда первой инстанции об осуществлении рубки для обеспечения безопасности эксплуатации линейного объекта не соответствует действительности. Лесной участок был предоставлен под строительство, выделы кварталов NN 96 и 99, в которых осуществлена рубка, представлены насаждениями возраста 60-70 лет и полноты 0,7-0,8. Судом не учтены доказательства, подтверждающие, что к началу строительства ответчиком участка ЛЭП, на 70-80% от площади лесополосы была сплошная лесопосадка взрослых деревьев. Вырубка лесных насаждений без предоставления лесных участков возможна лишь при эксплуатации линейных объектов, но не их строительства. ЛЭП не была введена в эксплуатацию и не функционировала. Ссылка на
постановление Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 20.12.2011 N 9908/11 неправомерна. При предоставлении лесных участков для строительства линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. Акт выбора и акт натурного технического обследования не являются решением о переводе лесных земель в нелесные.
Поскольку перевод не был осуществлен, перечисление истцом платы в размере 484000,00 руб. не имеет правового значения. Выписка со счетов органов федерального казначейства, получаемая территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ в подтверждение осуществления платы за перевод лесных участков, не представлена. Осуществление ответчиком до начала осуществления вырубки всех необходимых действий и получение разрешений (заключений), которые были предусмотрены ранее действовавшим земельным законодательством, не подтверждено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом, не явился. С учетом мнения представителя истца и в соответствии с положениями
статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ОАО "Янтарьэнерго" направило в адрес и.о. Главы городского округа "Город Калининград" Уведомление от 01.10.2012 N 7651 о завершении рубки, проводимой в сентябре 2012 года в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов в охранной зоне ВЛ 110 кВ ПС 330/110 кВ "Северная" - ПС 110/15 кВ "Пионерская" напряжением 110 кВ, расположенной на территории городского округа "Город Калининград" (кадастровые участки с кадастровыми номерами: 39:15:130201:4, 39:15:00000062849, 39:15:130202:5) с просьбой освидетельствовать места рубки. Комиссией
Администрации проведена выездная проверка места вырубки, по результатам которой составлен акт от 25.05.2013. В акте отражено, что при строительстве трассы ЛЭП вырублены деревья в городских лесах городского округа "Город Калининград", квартал N 99 (диаметр пней от 8 см до 80 см) и квартал N 96 (диаметр ней от 8 см до 80 см). В квартале N 99 вырублены земельные насаждения на площади 2,95 га и в квартале N 96-0,21 га. На всей площади вырубки находится хлысты вырубленных деревьев и не убраны порубочные остатки деревьев. При рубке деревьев вдоль всей трассы ЛЭП на земле образовалась колея от автотехники (глубиной от 5 см до 70 см). На основании постановления Губернатора Калининградской области от 19.03.2007 N 118 "Об определении нормативов и порядке исчисления компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории Калининградской области" рассчитана сумма ущерба, причиненная земельным насаждениям, в сумме 5617437,20 руб., которая предъявлена к взысканию в настоящем деле.
Согласно
статья 45 Лесного кодекса РФ, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со
статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со
статьей 9 настоящего Лесного кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных
статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из буквального смысла приведенного положения, а также из сопоставления содержания его отдельных пунктов следует, что использование лесов для проведения выборочных рубок в пределах охранной зоны линейных объектов, в том числе и в отношении строящихся линейных объектов, осуществляется без представления лесных участков.
Доказательств того, что спорные рубки осуществлены вне пределов охранной зоны линейного объекта, истцом в нарушение
части 1 статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Этот вывод подтверждается
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила).
Согласно
пунктам 1,
2 Правил, они разработаны в соответствии со
статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Для целей
Правил под линейными объектами понимаются, в том числе линии электропередачи.
В
пункте 7 Правил указано, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В то же время, в силу
пунктов 8,
9 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В соответствии с
частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в
пункте 8 и
абзаце первом настоящего пункта 9 Правил, проект освоения лесов не составляется. То есть, с учетом изложенного выше вывода об осуществлении рубки в пределах охранной зоны линии электропередач, представления проекта освоения лесов, совершения иных мероприятий, предусмотренных в случае предоставления лесного участка для строительства, не требовалось, на что правомерно указано судом первой инстанции.
В
пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.
В соответствии со
статьей 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 2.1 статьи 45 Лесного кодекса установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных
статьей 9 Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении эти линейные объекты. Согласно
статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным
Кодексом.
Иное предусмотрено положениями
части 2.2 статьи 45 Лесного кодекса, устанавливающими, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.
Названная
норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости рас
Согласно
части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в целях, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 этой статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Действовавшими в спорный период нормативными правовыми актами: в том числе
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 N 417, предусматривались аналогичные обязанности предприятий (организаций), в ведении которых находились электрические сети.
Администрацией не доказано, что Общество на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с устройством охранной зоны ЛЭП. С учетом осуществления также действий по строительству линейного объекта, обращение в администрацию с просьбой о заключении договора аренды лесных участков не может являться достаточным доказательством того, что вырубка леса имела место в пределах той территории, которая предназначена непосредственно для размещения объекта, а не устройства его охранной зоны.
Соответствующая позиция относительно вырубки зеленых насаждений изложена в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2011 N 9908/11 по делу N А53-24417/2008, на которое обосновано сослался суд первой инстанции. Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, в части порядка использования лесов в пределах охранной зоны ЛЭП, обстоятельства дела N А53-24417/2008 аналогичны обстоятельствам рассматриваемого спора.
Также на уведомительный порядок осуществления мероприятий по вырубке лесных насаждений, расположенных на просеках и в охранных зонах, указано в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 11.03.2012 N 10-01-27/2320 со ссылкой на
пункт 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ.
При отсутствии доказательств осуществления ответчиком противоправных действий при использовании лесного фонда, в силу положений
статьи 100 Лесного кодекса РФ, общих положений
статей 15,
1064 ГК РФ, не может быть сделан вывод о возникновении у ответчика обязательства по возмещению убытков.
Следует отметить, что на момент сообщения о спорных вырубках, работы по строительству линейного объекта практически были закончены, что подтверждается представленным в материалы дела Разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 08.10.2012 N 8.2-393/РД, что также опровергает довод апелляционной жалобы о том, что порубочные работы имели место в целях строительства линейного объекта, а не устройства его охранной зоны.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2013 по делу N А21-5928/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.ФОКИНА