Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А26-2800/2013
В действиях местной администрации установлен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку орган местного самоуправления обязан осуществлять надлежащее содержание находящихся на подведомственной территории пожарных гидрантов, в том числе обеспечивать очистку в зимнее время и возможность подъезда пожарной техники в любое время года.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А26-2800/2013
В действиях местной администрации установлен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку орган местного самоуправления обязан осуществлять надлежащее содержание находящихся на подведомственной территории пожарных гидрантов, в том числе обеспечивать очистку в зимнее время и возможность подъезда пожарной техники в любое время года.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. по делу N А26-2800/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей А.Б.Семеновой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от заинтересованных лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14538/2013) Администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2013 по делу N А26-2800/2013 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску (заявлению) Администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение"
к 1. Отделу надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия г. Сортавала, г. Лахденпохья,
2. Главному управлению МЧС РФ по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления N 57 от 10.04.2013 о назначении административного наказания
установил:
Администрация муниципального образования "Сортавальское городское поселение" (ОГРН 1051002036887; далее - заявитель, Администрация Сортавальского поселения) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного главным государственным инспектором Сортавальского и Лахденпохского районов по пожарному надзору, начальником Отдела надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия Канаевым В.Ю. постановления от 10.04.2013 N 57 о назначении административного наказания по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле судом привлечено также Главное управление МЧС России по Республике Карелия (определение от 24.04.2013).
Решением суда от 27.05.2013 в удовлетворении заявленного Администрацией Сортавальского поселения требования отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Сортавальского поселения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда от 27.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы полагает, что Администрация Сортавальского поселения не является организацией, которая обязана обеспечивать очистку в зимнее время от снега и льда пожарных гидрантов на территории Сортавальского городского поселения. По мнению подателя жалобы в силу пункта 3.2.13 договора аренды от 18.02.2011 N 2 и
пункта 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, обязанность по содержанию гидрантов, в том числе и обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ к гидрантам, очищать крышки гидрантов от снега и наледи, возложена на ЗАО "Карелводоканал" (арендатору, которому переданы по договору аренды пожарные гидранты).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили; отзыв на апелляционную жалобу заинтересованными лицами не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05.03.2013 комиссией (дежурным караулом) пожарной части - 38 города Сортавала в составе заместителя начальника пожарной части Гудкова О.В., начальника караула Мащенкова Д.Н., пожарного Горина А.Б. проведена проверка состояния пожарных гидрантов, расположенных в городе Сортавала. В ходе проверки было установлено, что пожарные гидранты, расположенные по адресам: г. Сортавала ул. Бондарева д. 48А; ул. Бондарева д. 50; ул. Швейников д. 6; ул. Западная д. 8; ул. Западная д. 2; ул. Карельская д. 77; ул. Карельская д. 73; ул. Лесная д. 31; ул. Дружбы Народов д. 21; ул. Дружбы Народов д. 19; ул. Дружбы Народов д. 17; ул. Дружбы Народов д. 15; ул. Дружбы Народов д. 11; ул. Дружбы Народов д. 3; ул. Победы д. 18; ул. Победы д. 16; ул. Бондарева д. 7; ул. Мира д. 10; ПГ N 1 ул. Фабричная; ПГ N 12 ул. Фабричная; ПГ N 91 ул. Чапаева д. 3; ПГ N 55 ул. Щорса д. 14, ПГ N 57 ул. Приозерная д. 9; ПГ N 58 ул. Фанерный тупик д. 20; ПГ N 59 ул. Шишкина д. 11; ПГ N 89 ул. Новая; ПГ N 60 ул. Промышленная; ПГ N 61 ул. Промышленная; ПГ N 87 ул. Промышленная д. 5; ПГ N 86 ул. Новый переулок д. 17; ПГ N 88 ул. Первомайская д. 16; ПГ N 94 ул. Карельская д. 47; ПГ N 96 ул. Швейников д. 96; ПГ N 26 ул. Садовая д. 20; ПГ N 27 ул. Садовая д. 28; ПГ N 29 ул. Антикайнена д. 14; ПГ N 98 ул. 40 лет ВЛКСМ; ПГ N 32 ул. Кирова д. 18; ПГ N 33 ул. Гагарина д. 15; ПГ N 31 ул. Горького д. 8; ПГ N 99 ул. Горького д. 10; ПГ N 34 ул. Ленина д. 12; ПГ N 85 ул. 40 лет ВЛКСМ д. 4; ПГ N 84 ул. 40 лет ВЛКСМ д. 2; ПГ N 104 ул. 40 лет ВЛКСМ д. 9; ПГ N 105 ул. Октябрьская д. 12; ПГ N 107 ул. Хюмпиля д. 20; ПГ N 52 ул. Южный переулок д. 27; ПГ N 54 ул. Южный переулок д. 97; ПГ N 53 ул. Южный переулок д. 15; ПГ N 109 ул. Старовыборгское шоссе д. 36А; ПГ N 53 ул. Лунинская д. 12; ПГ N 51 ул. Кривоносова д. 15; ПГ N 47 ул. Транспортный переулок, д. 12; ПГ N 110 ул. Холмистая д. 36; ПГ N 46 ул. Кайманова д. 49; ПГ N 45 ул. Кайманова д. 37; ПГ N 44 ул. Кайманова д. 25; ПГ N 43 ул. Кайманова д. 36; ПГ N 38 ул. Кайманова д. 11А; ПГ N 37 ул. Кайманова д. 12; ПГ N 39 ул. Советская д. 3А; ПГ N 111 ул. Выборгское шоссе (Школа N 3); ПГ N 112 ул. Выборгское шоссе; ПГ N 16 ул. Выборгское шоссе; ПГ N 41 ул. Советская д. 15; ПГ N 40 ул. Советская д. 12-14; ПГ N 42 ул. Советских космонавтов д. 9; ПГ N 3 ул. Советских космонавтов д. 29; ПГ N 67 ул. Спортивная; ПГ N 68 ул. Парковая д. 1; ПГ N 69 ул. Парковая д. 2; ПГ N 70 ул. Парковая д. 3; ПГ N 71 ул. Железнодорожная д. 12; ПГ N 72 ул. Железнодорожная, д. 22; ПГ N 113 ул. Маяковского, угол хлебокомбината; ПГ N 78 ул. Маяковского угол Осипенко; ПГ N 77 ул. Калевальская д. 3; ПГ N 76 ул. Куйбышева д. 3; ПГ N 74 ул. Пушкина д. 22А; ПГ N 73 ул. Пушкина д. 26; ПГ N 75 ул. Пушкина д. 16; ПГ N 80 ул. Петрова д. 2; ПГ N 114 ул. Ж/Д Вокзал; ПГ N 81 ул. Старовыборгское шоссе д. 12; ПГ N 79 ул. Петрова д. 1; ПГ N 121 ул. Большая линия, д. 5; ПГ N 122 ул. Промышленная; ПГ N 120 ул. Первомайский переулок д. 18, покрыты льдом и завалены снегом, отсутствует доступность подъезда пожарной техники, что является нарушением требований
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки гидрантов от 05.03.2013 с фотоматериалами, результаты проверки направлены в Отдел надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее - Отдел надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов).
07.03.2013 начальником Отдела надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов Канаевым В.Ю. вынесено определение N 57 о возбуждении в отношении Администрации Сортавальского поселения дела об административном правонарушении по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования начальником Отдела надзорной деятельности Сортавальского и Лахденпохского районов Канаевым В.Ю. 02.04.2013 в отношении Администрации Сортавальского поселения составлен протокол об административном правонарушении и 10.04.2013 вынесено постановление N 57 о привлечении Администрации Сортавальского поселения к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб. Указанным постановлением заявителю вменено нарушение
пункта 55 Правил противопожарного режима и
статьи 63 Закона N 123-ФЗ.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация Сортавальского поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 27.05.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
статье 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
При этом в силу
статьи 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно
пункту 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с
пунктом 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Из изложенного следует, что поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления, то Администрация Сортавальского поселения, как орган местного самоуправления, обязана обеспечить надлежащее содержание находящихся на ее территории пожарных гидрантов, в том числе обеспечить очистку от снега и льда в зимнее время и возможность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела (актом проверки гидрантов от 05.03.2013, фототаблицей, протоколами опроса свидетелей от 01.04.2013), на момент проведения проверки пожарные гидранты, расположенные в городе Сортавала, по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, были покрыты льдом, завалены снегом, к ним отсутствовала возможность подъезда пожарной техники. Факт нарушения заявителем не опровергнут
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что Администрация Сортавальского поселения не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не является организацией, которая обязана обеспечивать очистку в зимнее время от снега и льда пожарных гидрантов на территории Сортавальского городского поселения в силу пункта 3.2.13 договора аренды от 18.02.2011 N 2 с ЗАО "Карелводоканал" и
пункта 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Как уже было указано выше, в силу положений
пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьей
статье 10 и
19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение является обязанностью Администрации Сортавальского поселения как органа местного самоуправления.
Пожарные гидранты г. Сортавала включены в "Перечень муниципального имущества Сортавальского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность Сортавальского городского поселения", утвержденный Законом Республики Карелия от 05.10.2007 N 1118-ЗРК "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сортавальского муниципального района".
Таким образом, Администрация, являясь собственником пожарных гидрантов в г. Сортавала, обязана обеспечить содержание указанных пожарных гидрантов в надлежащем состоянии и соблюдать требования пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения N 2 от 18.02.2011 (л.д. 14-23), заключенного между Администрации Сортавальского поселения (арендодатель) и ЗАО "Карелводоканал" (арендатор), а также Приложения N 1 к нему (л.д. 24-48) арендатору были переданы в аренду объекты коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения), в том числе противопожарные гидранты, колодцы к гидрантам в количестве 103 штуки. Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, положения указанного договора не предусматривают обязанности арендатора (ЗАО "Карелводоканал") производить очистку наземных объектов - пожарных гидрантов и подъездов к ним от снега и льда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушений административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
статьей 4.5 КоАП РФ; наказание назначено в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Администрации Сортавальского поселения о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2013 N 57 о назначении административного наказания.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 мая 2013 года по делу N А26-2800/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА