Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 N 13АП-4198/2015 по делу N А56-67915/2014
Производство по делу об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ прекращено правомерно в связи с неподведомственностью арбитражному суду, поскольку спор не связан с осуществлением юридическим лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 N 13АП-4198/2015 по делу N А56-67915/2014
Производство по делу об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ прекращено правомерно в связи с неподведомственностью арбитражному суду, поскольку спор не связан с осуществлением юридическим лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А56-67915/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Плеханов А.В. по доверенности от 23.10.2014 N АА 7629373
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4198/2015) Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2014 по делу N А56-67915/2014 (судья Галкина Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" (ОГРН: 1084703000766, место нахождения: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (место нахождения: 197342, г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4, далее - Комитет, заинтересованное лицо) N 41070-14/Д от 23.09.2014.
Определением суда от 17.12.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Не согласившись с определением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило определение суда отменить, направить дело на рассмотрение по существу в суд первой инстанции, по тем основаниям, что суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права о подведомственности спора и основывался на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на Общество обязанности, связанные с устранением нарушений правил пожарной безопасности и в силу
статьи 27,
28 АПК РФ указанный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению в силу положений
статьи 272.1 АПК РФ.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" производило сплошную (выборочную) рубку древесной и кустарниковой растительности в границах охранных зон ВЛ-100 кВ "Северная-4/Рощинская-3" в лесном квартале 71, лесотаксационные выделы 20, 21 Меднозаводского участкового лесничества Приозерского лесничества. По результатам рейдовой проверки Комитетом было установлено, что в нарушение
пунктов 16,
34,
35 Правил противопожарной безопасности в лесах РФ на вышеуказанном участке не произведена очистка места рубки от порубочных остатков.
По факту правонарушения Комитетом вынесено постановление о назначении административного наказания N 41070-14/Д от 23.09.2014 предприятие привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, посчитав, что данный спор неподведомствен арбитражному суду.
В силу
части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно
части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным
Кодексом, с особенностями, установленными в
главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (
часть 2 статьи 207 АПК РФ).
В свою очередь, в силу
части 3 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из содержания
2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникшим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями.
Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках настоящего дела Обществом оспаривается постановление начальника Выборгского межрайонного отдела Департамента государственного лесного контроля и надзора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение
Правил пожарной безопасности в лесах (
пункты 16,
34,
35).
В рассматриваемом случае заявитель привлечен к административной ответственности как лицо, которое не соблюдает вышеуказанные требования. При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства по правилам
главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела не содержат.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред.
Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 N 40), разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и
статьями 10,
26,
36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, прекращая производство по настоящему делу, пришел к правомерному выводу о его неподведомственности арбитражному суду, указав, что оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение
правил пожарной безопасности в лесах, следовательно, вменяемое Обществу правонарушение не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из требований
статей 27,
29,
207 АПК РФ к характеру спорных правоотношений, основания для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности и выставленного на его основании представления об устранении условий, способствовавших правонарушения в порядке
главы 25 АПК РФ у общества отсутствовали.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007
N 623-О-П и от 15.01.2009
N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки
части 1 статьи 47 и
части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, неуполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, неуполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу
части 1 статьи 46 и
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Исходя из положений
пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ,
части 2 статьи 23.1,
части 3 статьи 23.1,
части 3 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает, что положения этих правовых норм не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридических лиц за несоблюдение требований противопожарной безопасности, которые не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью.
Прекращая производство по делу, неподведомственному арбитражному суду, суд первой инстанции учел изложенные выше нормы и принципы доступности судопроизводства. Заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в суд общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции о прекращении производства по настоящему делу. Апелляционная жалоба признается апелляционным судом не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь
статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2014 года по делу N А56-67915/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС