Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А56-9263/2014
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку помещения, занимаемые арендатором, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на объекте защиты, не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты и системами вытяжной противодымной вентиляции.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А56-9263/2014
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку помещения, занимаемые арендатором, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на объекте защиты, не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты и системами вытяжной противодымной вентиляции.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N А56-9263/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Л.П.Загараевой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Борошнева Т.В. - доверенность от 02.06.2014
от ответчика (должника): 1) предст. Гусев М.А. - доверенность N 29/14 от 29.09.2014
2) не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17702/2014) общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2014 по делу N А56-9263/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"
к 1) Отделу надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу;
2) Главному управлению России по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Технотранс"
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" (ОГРН 1027715016218; адрес: г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, стр. 2, пом. V, ком. 18; далее - ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - ОНД Выборгского района, административный орган) от 06.12.2013 N 2-10-1637/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Технотранс".
Решением суда от 25.06.2014 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" просит решение суда от 25.06.2014 отменить и признать недействительным оспариваемое предписание. Податель жалобы ссылается на то, что ни договором аренды N 07/09 от 26.03.2009, ни положениями действующего законодательства (в т.ч.
статьями 611,
612 ГК РФ) не предусмотрена обязанность арендатора по принятию мер, направленных на приведение арендуемых помещений в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Как указывает податель жалобы, автоматическая установка противопожарной защиты представляет собой неотделимое улучшение арендуемого заявителем помещения и требует значительных материальных затрат; с учетом положений пункта 2.2.5 договора аренды N 07/09 от 26.03.2009 в отсутствие согласия собственника помещения у Общества отсутствует объективная возможность для исполнения требований, указанных в оспариваемом предписании. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что в оспариваемом предписании административный орган ссылается на положения
СП 7.13130.2009, который утратил силу с 25.02.2013 (
приказ МЧС России от 21.02.2013 N 116), соответственно, на момент проверки указанный свод
правил не действовал и не создавал для Общества каких-либо обязанностей, а
пункт 7.2 СП 7.13130.2013 изложен в иной редакции. Податель жалобы также указывает на то, что ни из акта проверки от 06.12.2013 N 2/10-1637, ни из оспариваемого предписания не следует, что занимаемые Обществом помещения относятся к поименованным в пунктах 7.2 СП 7.13130.2009 и СП 7.13130.2013, а также в
пункте 8.2 СНиП 41-01-2003 категориям, в связи с чем должны иметь аварийную противодымную вентиляцию.
В судебном заседании представитель ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОНД Выборгского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу и ООО "Технотранс" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу
статей 156 и
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.10.2013 N 2-10-1637 ОНД Выборгского района в период с 13.11.2013 по 06.12.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, 2-й Верхний пер., д. 10, правообладателем которого на основании договора аренды от 26.03.2009 N 07/09, является ООО "СПРС-ЭКСПРЕСС". В ходе проверки были выявлены и отражены в акте проверки от 06.12.2013 N 2-10-1637 следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1)-4) помещение обработки грузов категории В1-В3 площадью 1000 кв. м; встроенные в помещение обработки грузов вспомогательные и бытовые помещения; склад ответственного хранения; офисные помещения не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты (нарушение
пункта А4 СП 5.13130.2009);
5) из помещений обработки грузов с постоянными рабочими местами категории В1-В3 не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции (нарушение
пункта 7.2 "е" СП 7.13130.2009).
По результатам проверки ОНД Выборгского района выдано предписание от 06.12.2013 N 2-10-1637/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" было предписано в срок до 01.07.2014 устранить вышеуказанные нарушения.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого заявителю отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 25.06.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Исходя из положений
части 1 статьи 198,
части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как установлено административным органом и судом, ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" на основании договора аренды от 26.03.2009 N 07/09, заключенного с ООО "Технотранс", арендует по адресу: Санкт-Петербург, 2-й Верхний пер., д. 10, часть производственно-складского здания и офисные помещения общей площадью 2303,7 кв. м.
В соответствии с условиям договора аренды от 26.03.2009 N 07/09 арендатор обязан соблюдать в арендуемых помещениях требования Госсанэпиднадзора, Госпожарнадзора, правил техники безопасности при работе с оборудованием, энерго- и теплоустановками, а также иных отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендаторов в арендуемых ими помещениях, а также непосредственно и самостоятельно осуществлять взаимодействие с органами государственного и муниципального управления и контроля по всем иным вопросам, связанным с использованием помещений (пункт 2.2.7); выполнять в установленный срок и за свой счет требования арендодателя, предписания органов Госпожарнадзора, иных контролирующих и надзорных органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникающих в результате деятельности арендаторов, ставящих под угрозу сохранность помещения, зданий в целом, экологическую и санитарную обстановку (пункт 2.2.8).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, условия договора аренды от 26.03.2009 N 07/09 не освобождают арендатора (ООО "СПРС-ЭКСПРЕСС") от обязанности по принятию мер, направленных на приведение арендуемых помещений в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности. Следовательно, именно Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в арендуемых им помещениях.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Своды правил
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175) и
СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (утверждены приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116) относятся к нормативным документам по пожарной безопасности (содержат требования пожарной безопасности), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований
Закона N 123-ФЗ (
часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
пункту А4 СП 5.13130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности.
Административным органом установлено и Обществом не оспаривалось, что арендуемые заявителем помещения обработки грузов категории В1-В3 площадью 1000 кв. м, встроенные в помещение обработки грузов вспомогательные и бытовые помещения, склад ответственного хранения и офисные помещения не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты.
Как следует из материалов дела, площадь помещений, занимаемых Обществом по договору аренды от 26.03.2009 N 07/09, составляет 17603 кв. м и 543,4 кв. м. Указанные помещения согласно Расчету категории по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений (л.д. 72-86) относятся к категории В2, а следовательно, в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009
(приложение А) подлежат оборудованию автоматическими установками противопожарной защиты.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя автоматические установки противопожарной защиты могут проектироваться и монтироваться как на отдельные помещения, так и общие для всего объекта защиты (иное из положений
СП 5.13130.2009 не следует).
Таким образом, оспариваемое предписание в части пунктов 1 - 4, обязывающее оборудовать занимаемые Обществом помещения автоматическими установками противопожарной защиты в соответствии с требованиями
пункта А4 СП 5.13130.2009, является законным и обоснованным.
В соответствии с
частью 1 статьи 56 Закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Пунктом 7.2 подпункт "е" СП 7.13130.2013 установлено, что удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Из пункта 5 оспариваемого предписания следует, что Обществу вменяется нарушение
пункта 7.2 е) СП 7.13130.2009, выразившееся в том, что из помещений обработки грузов с постоянными рабочими местами категории В1-В3 не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции.
Как установлено административным органом и судом первой инстанции и следует из материалов дела, помещения обработки грузов категории В1-В3 имеют постоянно оборудованные рабочие места, работы в которых ведутся в несколько смен. При этом согласно расчету категории по взрывопожарной и пожарной опасности (л.д. 72-86) данные помещения относятся к категории пожарной опасности В2, т.е. в полном объеме подпадают под требования
пункта 7.2 СП 7.13130.2013.
Факт отсутствия системы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях обработки грузов заявителем не оспаривается.
Ошибочная ссылка административного органа на утративший силу с 26.02.2013
СП 7.13130.2009 не освобождает Общество от обязанности осуществления противопожарных мероприятий в эксплуатируемом помещении в соответствии с нормами действующего законодательства, при том, что
пунктом 7.2 СП 7.13130.2009 также были предусмотрены требования к установке системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных (автоматически и дистанционно управляемых) приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Таким образом, оспариваемое постановление в данной части также является правомерным.
Доводы подателя жалобы о том, что автоматическая установка противопожарной защиты, а также система вытяжной противодымной вентиляции представляет собой неотделимое улучшение арендуемого помещения, в связи с чем с учетом положений пункта 2.2.5 договора аренды N 07/09 от 26.03.2009 в отсутствие согласия собственника помещения у Общества отсутствует объективная возможность для исполнения требований, указанных в оспариваемом предписании, отклоняются судом апелляционной инстанции. Обществом не представлены доказательства того, что автоматическая установка противопожарной защиты, а также система вытяжной противодымной вентиляции являются неотделимым улучшением помещения и требуют реконструкции или капитального ремонта арендуемых помещений и, соответственно, согласия собственника помещений. Ссылки Общества не то, что выполнение указанных в предписании требований требует значительных материальных затрат не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и его неисполнимости.
Оспариваемое предписание от 06.12.2013 N 2-10-1637/1/1 вынесено уполномоченным должностным лицом ОНД Выборгского района в соответствии с положениями
статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 06.12.2013 N 2-10-1637/1/1 является законным, не возлагает на заявителя дополнительных (помимо установленных законом) обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 25.06.2014 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. в соответствии со
статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июня 2014 года по делу N А56-9263/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Н.И.ПРОТАС