Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2013 по делу N А42-6699/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А42-6699/2012
Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворено, поскольку административный орган, не допустив к участию в деле представителя привлеченного к ответственности юридического лица, нарушил его права на получение юридической помощи, что является существенным нарушением и самостоятельным основанием для отмены принятого постановления о привлечении к административной ответственности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А42-6699/2012
Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворено, поскольку административный орган, не допустив к участию в деле представителя привлеченного к ответственности юридического лица, нарушил его права на получение юридической помощи, что является существенным нарушением и самостоятельным основанием для отмены принятого постановления о привлечении к административной ответственности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу N А42-6699/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Столяров В.Н. по доверенности от 01.01.2013 N 4
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4888/2013, 13АП-6005/2013) ООО "М-Синтез", Отдела надзорной деятельности г. Мурманска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-6699/2012 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ООО "М-Синтез"
к Главному управлению МЧС России по Мурманской области (Отделу надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области)
об отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "М-Синтез": г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 24, ОГРН ОГРН 1065190099699 (далее - Общество, ООО "М-Синтез") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления отдела надзорной деятельности г. Мурманска УНД Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области: 183025, г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4, 183038, г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 7, ОГРН 1045100194567 (далее - административный орган, Управление) N 279 от 03.10.2012, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 01 февраля 2013 года суд удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление заявило апелляционную жалобу, в которой, возражая против выводов суда о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-6699/2012.
ООО "М-Синтез" заявило апелляционную жалобу, в которой просит изменить (дополнить) мотивировочную часть решения Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-6699/2012 в части признания незаконным и отмене постановления от 03.10.2012 N 279 Главного управления МЧС России по Мурманской области следующими основаниями:
- в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения вмененного ООО "М-Синтез";
- в связи с проведением проверки ООО "М-Синтез" без распоряжения руководителя, заместителя руководителя Главного управления МЧС России по Мурманской области (органа государственного пожарного надзора);
- в связи с неправильной квалификацией административного правонарушения;
- в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества возражал против апелляционной жалобы Управления по основаниям, изложенным в отзыве и поддержал доводы апелляционной жалобы Общества.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, не направил своего представителя в судебное заседание. В отзыве на апелляционную жалобу Общества, Управление, считая обжалуемые выводы суда правильными, просит отказать в удовлетворении жалобы Общества.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.09.2012 N 301, вынесенного главным государственным инспектором г. Мурманска по пожарному надзору Разяповым Н.Х., в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 07.04.2011 N 105/1/40.
В ходе проверки установлено, что Общество, являясь правообладателем нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 24, допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. На путях эвакуации основного эвакуационного выхода из офиса установлен турникет (
пункт 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390);
2. В помещении склада эксплуатируются штепсельные розетки (
пункт 348 Правил N 348);
3. Помещения офиса не отделены от складского помещения глухой противопожарной перегородкой (окна в кабинетах офиса) (
пункты 5.14,
7.4 СНиП 21-01-97*).
По окончании проверки 19.09.2012 составлен акт, а также выдано предписание N 301/1/102 от 19.09.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
24.09.2012 государственным инспектором г. Мурманска по пожарному надзору Козловым Ю.В. в отношении Общества составлен протокол N 279 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в котором Обществу вменено в качестве нарушения установление турникета на путях эвакуации основного эвакуационного выхода из офиса.
03.10.2012 заместителем главного государственного инспектора г. Мурманска по пожарному надзору Любимовым В.А. вынесено постановление N 279, которым ООО "М-Синтез" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, однако, установив нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, суд апелляционной инстанции признал заявленные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Из
части 1 статьи 38 названного Закона следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
пункты 2,
3).
Из
пункта 36 Правил N 390 следует, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей
(подпункт "а"); загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов
(подпункт "б").
Нарушение перечисленных правил и норм образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, установка турникета на выходе из офиса, который является основным эвакуационным выходом, обоснованно признан судом первой инстанции нарушением
пункта 36 Правил N 390. Данное нарушение было отражено в предписании N 105/1/40 от 07.04.2011, это же нарушение установлено и по результатам проверки, проведенной в период с 07 по 19 сентября 2012 года.
Доводы Общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Общества установленного турникета и невозможно определить в каком из помещений арендованных Обществом установлен турникет, признан судом апелляционной инстанции противоречащим материалам дела, из которых следует, что наличие указанного турникета было установлено административным органом как при проверке, проведенной в 2011 году, так и при проверке, проведенной в 2012 году.
Из материалов проверки следует, что о проведении проверки Общество было извещено 05.09.2012 по месту его нахождения (вх. N 772), при проверке присутствовали представители Общества Барабин А.А., Голикова О.В., акт проверки получен ООО "М-Синтез" 19.09.2012 (вх. N 773), письменные возражения на акт проверки ни в ходе проведения проверки, ни в ходе административного производства Обществом в Управление не направлялись, в том числе, не заявлялись и возражения в отношении выявленного турникета.
Факт получения Обществом распоряжения N 301 от 05.09.2012, акта проверки, извещений на составление протокола и рассмотрение дела по юридическому адресу ООО "М-Синтез" заявителем не оспаривается (протокол судебного заседания от 05.12.2012).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В
статье 6 Закона N 69-ФЗ перечислены органы государственного пожарного надзора и соответствующие должностные лица, а также предусмотрено, что перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), федеральный государственный пожарный надзор, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Подпунктом "а" пункта 10 Положения N 290 установлено, что назначать проведение проверок деятельности организаций вправе главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
Согласно выписке из приказа N 77-НС от 26.11.2010 Разяпов Н.Х. был назначен на должность начальника отдела надзорной деятельности г. Мурманска управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Разяпов Н.Х., как начальник структурного подразделения Управления, являющийся главным государственным инспектором г. Мурманска по пожарному надзору, вправе издавать распоряжение о проведении проверки.
Нарушения, влекущие недействительность результатов проверки, судом первой инстанции не установлено, не установлены такие нарушения и судом апелляционной инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо в силу
части 2 данной нормы признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Довод Общества о неправильной квалификации вмененного правонарушения обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, административный орган осуществлял внеплановую проверку исполнения выданного 07.04.2011 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае Управлением выявлены два события административного правонарушения - в апреле 2011 года и сентябре 2012 года, поэтому привлечение общества к ответственности за правонарушение, совершенное в апреле 2011 года и в сентябре 2012 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, а при обнаружении новых нарушений во время проведения внеплановой проверки административный орган в силу
пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в отношении этих нарушений без соблюдения процедуры назначения проверки, предусмотренной
статьями 9 и
10 Закона N 294-ФЗ, поскольку
частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального
закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Независимо от оснований проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, следовательно, при выявлении нарушения, квалифицируемого по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, лицо, совершившее указанное нарушение привлекается к административной ответственности по указанной
статье.
Общество в апелляционной жалобе правильно указало, что за невыполнение предписания предусмотрена ответственность
частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, однако, из данного дела не следует, что Управление воспользовалось своим правом и привлекло Общество к ответственности за частичное неисполнение предписания.
В связи с изложенным, довод Общества об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности является ошибочным. Нарушение выявлено административным органом 19.09.2012, Общество привлечено к ответственности 03.10.2012, следовательно, срок привлечения к ответственности, установленный
статьей 4.5 КоАП РФ на момент вынесения постановления не истек.
Таким образом, все доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, надлежащим образом оценены судом первой инстанции, апелляционная инстанция не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии процедурных нарушений, также правомерно оценены судом первой инстанции.
Судом установлено и не оспаривается административным органом, что представитель Общества Столяров В.Н. в установленном порядке являлся в административный орган для участия в совершении процессуальных действий в отношении ООО "М-Синтез". Вместе с тем ни протокол N 279 от 24.09.2012, ни оспариваемое постановление не содержат сведений о явке представителя для составления протокола и рассмотрении дела или основаниях, по которым представитель не был допущен к совершению указанных процессуальных действий. Не содержит таких сведений и определение об отложении рассмотрения дела от 28.09.2012.
Составленные административным органом процессуальные документы также не подтверждают, что представителю Общества предоставлялось право на дачу устных или письменных пояснений.
В соответствии с
частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным
Кодексом.
В
пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции
Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71), разъяснено, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании
статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица
(абзац 3 пункт 17).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу
части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого
решения административного органа (
часть 2 статьи 211 АПК РФ)
(абзац 4 пункта 17).
В
пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное
частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
В материалах по делу об административном правонарушении содержится копия доверенности N 5 от 01.01.2012, выданная Столярову В.Н., в том числе на право представления интересов ООО "М-Синтез" во всех организациях, учреждениях и предприятиях, органах государственной власти и местного самоуправления, налоговых, административных органах, совершать от его имени действия по получению и предоставлению документов, расписываться, совершать от имени Общества процессуальные действия в соответствии с
КоАП РФ (л.д. 74).
В отзыве от 22.01.2013 N 2-5-50-86 и рапорте от 22.01.2013 административный орган подтвердил, что представитель Столяров В.Н. являлся на составление протокола и рассмотрение дела (28.09.2012).
Таким образом, поскольку Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, процессуальных оснований не допускать представителя юридического лица, уполномоченного участвовать в рассмотрении дела об административных правонарушениях, у Управления не имелось.
Управление, не допустив к участию в деле представителя Общества Столярова В.Н., нарушило права заявителя на получение юридической помощи, что является существенным нарушением и является самостоятельным основанием для отмены принятого Управлением постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 февраля 2013 года по делу N А42-6699/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "М-Синтез" и Отдела надзорной деятельности г. Мурманска управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА