Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А56-64930/2013
В удовлетворении заявления об оспаривании постановления пожарного надзора отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства невозможности соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, нарушений организации и проведения проверки не установлено, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А56-64930/2013
В удовлетворении заявления об оспаривании постановления пожарного надзора отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства невозможности соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, нарушений организации и проведения проверки не установлено, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N А56-64930/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Подгорного Н.К. по доверенности от 25.02.2014
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17390/2014) ООО "ЛЕКА-ФАРМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2014 по делу N А56-64930/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ЛЕКА-ФАРМ"
к Отделу государственного пожарного надзора Приморского района Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "ЛЕКА-ФАРМ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления N 2-22-1111 от 15.10.2013, вынесенного Отделом государственного пожарного надзора Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заинтересованное лицо, Отдел).
Решением от 03.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Представитель Заявителя и прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Отдела доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.08.2013 года с 15 часов 20 минут до 16 часов 00 минут Прокуратурой Приморского района совместно с сотрудником ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее Отдел), привлеченного в качестве специалиста в области пожарной безопасности, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЛЕКА-ФАРМ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 128, корп. I, литер А, пом. 15Н. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
- в помещении предприятия отсутствуют знаки пожарной безопасности. (Правила противопожарного режима в РФ,
п. 33,
43);
- помещения разных классов функциональной опасности (складские) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределами огнестойкости, (
ст. 88, ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": СНиП 21-01-97*
п. 7.4);
- в помещении аптеки отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители). (Правила противопожарного режима в РФ,
п. 70);
- не производится перекатка противопожарных рукавов на новую скатку. (правила противопожарного режима в РФ,
п. 57);
- в помещении склада установлена розетка, электрощит, водомерный узел. Правила противопожарного режима в РФ,
п. 348.
349);
- на пути эвакуации (выход) допускается использование лестницы при высоте более 4 м без ограждения с перилами, (
п. 1, ч. 2. ст. 1;
п. 2 ч. 1. ст. 6; ФЗ от 22.07.2008 г. N 123 ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Свод
правил СП 1.13130.2009. 21-01-97*
п. 6.28*).
- допускается загромождение пути эвакуации (из помещения аптеки) различными товара; (Правила противопожарного режима в РФ,
п. 23);
- высота эвакуационного выхода у помещения N 5 менее 1,9 м (фактическая высота 1.8 м). (
п. 1. ч. 2. ст. 1;
п. 2. ч. 1, ст. 6; ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент требованиях пожарной безопасности"; Свод правил СП 1.13130.2009.
п. 4.2.5; СНиП 21-01-07
п. 6.16);
- допускается загромождение 2-го эвакуационного выхода автомобильной резиной мусором. (Правила противопожарного режима в РФ,
п. 23);
- 2 двери на 2-м эвакуационном выходе открываются не по направлению выхода и здания. (Правила противопожарного режима в РФ,
п. 34).
Впоследствии материалы проверки поступили в адрес Отдела для рассмотрения по существу.
02.10.2013 года было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела. Определение было направлено почтой.
Отделом было вынесено постановление в отношении Общества о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 152.000 руб. При рассмотрении материалов административного дела присутствовал законный представитель юридического лица, а именно генеральный директор Мироненко А.А.., также директор был ознакомлен с постановлением и ему вручена копия, что подтверждает материалам дела.
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со
статьей 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
(часть 1).
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (
часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (
часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
статья 20 Закона N 69-ФЗ).
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с
частью 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе, юридическими лицами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС от 18 июня 2003 г. N 313.
В соответствии с
пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, нормы СНиПов, как отраслевых стандартов, являющихся нормативными документами, содержащие требования пожарной безопасности, обязательным для исполнения.
Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты государственные строительные
нормы и правила 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений (далее - СНиП 21-01-97*), которые устанавливают общие требования противопожарной безопасности помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В силу
п. 23 Правил противопожарного режима на объектах запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;
г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
В силу
п. 33 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В силу
п. 34 Правил противопожарного режима двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.
В силу
п. 57 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу. Пожарные шкафы крепятся к стене, при этом обеспечивается полное открывание дверец шкафов не менее чем на 90 градусов.
В силу
п. 70 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу
п. 348 Правил противопожарного режима запрещается в помещениях складов применять дежурное освещение, использовать газовые плиты и электронагревательные приборы, устанавливать штепсельные розетки.
В силу
п. 349 Правил противопожарного режима Оборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре.
Согласно с
частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Согласно
части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального
закона.
Наличие перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности, установленных при проверке аптеки ООО "ЛЕКА-ФАРС" подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения обществом требований нормативных документов по пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, сделал правильный вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему правонарушения и о наличии оснований для его привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдена, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы Общества о том, что доказательства по делу об административном правонарушении были получены с нарушением закона, апелляционным судом отклонены.
Согласно
пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, его нормы не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора.
Согласно
пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1-ФЗ) предметом надзора являются соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти.
В силу
пункта 1 статьи 22 Закон N 2202-1-ФЗ прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Таким образом, органы прокуратуры наделены полномочиями на проведение проверки соблюдения норм пожарного законодательства. Возможность взаимодействия прокуратуры с органами государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной функции не ограничена.
Так как нарушений требований к организации и проведению проверки в ходе судебного разбирательства не установлено, решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2014 по делу N А56-64930/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС