Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2013 по делу N А56-50325/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А56-50325/2012
Органом пожарного надзора не доказана правомерность возложения обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, поскольку устранение выявленных нарушений влечет перепланировку помещений для оборудования эвакуационных выходов и замену несущего элемента лестничной клетки, то есть требует капитального ремонта и изменения несущих конструкций административного здания.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А56-50325/2012
Органом пожарного надзора не доказана правомерность возложения обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, поскольку устранение выявленных нарушений влечет перепланировку помещений для оборудования эвакуационных выходов и замену несущего элемента лестничной клетки, то есть требует капитального ремонта и изменения несущих конструкций административного здания.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А56-50325/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Соколовой Л.М. по доверенности от 10.01.2013 N 23/2013;
от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 66248, 66249);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3122/2013) ЗАО "Курортэнерго" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 по делу N А56-50325/2012 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Курортэнерго"
к Отделу надзорной деятельности Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Управлению надзорной деятельности МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
ЗАО "Курортэнерго" (197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Коммунаров, д. 16, ОГРН 1027812400747, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12 - 21, 23 - 41, 43, 45 - 47, 49, 51 - 55 предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197706, Санкт-Петербург, ул. Транспортная, д. 1, далее - ОНД Курортного района) от 14.05.2012 N 2-17-216/1/2.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ЗАО "Курортэнерго" частично удовлетворены, признаны недействительными пункты 1, 20, 21, 40, 41, 43, 47, 55 оспариваемого предписания. В остальной части в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества, сославшись на положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что устранение части нарушений невозможно без изменения конструктивных особенностей здания, право на проведение таких работ общество, как арендатор, в силу договора аренды не имеет. Представитель пояснил, что здание реконструировалось в 1997 году в соответствии с действовавшими на тот момент нормативными требованиями в области пожарной безопасности, устранение части выявленных нарушений возможно только с внесением изменений в конструктивные элементы здания посредством капитального ремонта. Кроме того, по мнению общества, суд первой инстанции не мотивировал (за исключением 8 пунктов по которым требования общества удовлетворены) по каким основаниям обществу отказано в признании недействительным остальных пунктов предписания.
Представители ОНД Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и УНД МЧС России по Санкт-Петербургу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее частично обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 20.04.2012 по 14.05.2012 ОНД Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения от 01.03.2012 N 2-17-216 проведена плановая выездная проверка объекта защиты (здания административного назначения), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Коммунаров, д. 16, правообладателем которого является ЗАО "Холдинговая компания "Курортэнерго", а арендатором - ЗАО "Курортэнерго" (по договору от 01.01.2011 N 01-11).
По результатам проверки органом пожарного надзора составлен акт N 2-17-216 от 14.05.2012, в котором зафиксированы нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03); НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СНиП 2.08.01-89* "Общественные здания и сооружения"; СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", ГОСТ Р 12.24.026.2001. Согласно выводам содержащимся в акте проверки лицами, допустившими нарушения являются, как собственник здания ЗАО "Холдинговая компания "Курортэнерго", так и арендатор - ЗАО "Курортэнерго".
По результатам проверки в отношении указанных юридических лиц 14.05.2012 вынесены предписания, в том числе N 2-17-216/1/2 - в отношении ЗАО "Курортэнерго".
ЗАО "Курортэнерго" оспорило предписание от 14.05.2012 N 2-17-216/1/2 в судебном порядке, не согласившись с частью вменяемых ему нарушений (пунктами):
1) Расстояние от административного здания до здания гаража менее 9 метров (нарушение п. 3 ППБ 01-03, приложение 1 п. 1 СНиП 2.08.01-89*).
2) Несущий элемент лестничной клетки (швеллер), расположенной в северной части здания не имеет требуемого предела огнестойкости (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.11.14 СНиП 41-01-2003).
4) Дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение электрощитовой (пом. N 16 на плане) от коридора 1-го этажа, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.18 СНиП 21-01-97*).
6) Для помещения электрощитовой (на 1-м этаже здания) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
7) На двери помещения электрощитовой (на 1-ом этаже здания) (пом. N 16 на плане) не размещены аншлаги с указанием категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
9) В помещении электрощитовой (на 1-м этаже здания) (пом. N 16 на плане) эксплуатируется электросветильник без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника (нарушение п. 60 ППБ 01-03).
10) Дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение серверной (пом. N 21 на плане) от коридора 1-го этажа, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 718 СНиП 21-01-97*).
12) Для помещения серверной (пом. N 21 на плане), расположенной на 1-ом этаже здания, не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
13) На двери помещения серверной (пом. N 21 на плане), расположенной на 1-м этаже здания, не размещены аншлаги с указанием категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
14) На воздуховодах системы общеобменной вентиляции в местах пересечения противопожарных преград в помещении серверной (на 1-м этаже здания) (пом. N 21 на плане) не установлены противопожарные клапаны (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003).
15) Дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение архива (пом. N 26 на плане) от коридора 1-го этажа, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.18 СНиП 21-01-97*).
16) Для помещения архива (пом. N 26 на плане), расположенного на первом этаже в южной части здания, не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33).
17) На двери помещения архива (пом. N 26 на плане), расположенного на первом этаже в южной части здания, не размещены аншлаги с указанием категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
18) Выключатель, предназначенный для отключения электроснабжения помещения архива (пом. N 26 на плане), расположенного на первом этаже в южной части здания, располагается внутри помещения (нарушение п. 507 ППБ 01-03).
19) Люк входа из лестничной клетки (в северной части здания) на чердак не выполнен противопожарным 2-го типа (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4 СНиП 21-01-97*).
20) Для помещений гаража не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по Правилам устройства электроустановок (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
21) На дверях помещений гаража не размещены аншлаги с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов зон по Правилам устройства электроустановок, (нарушение п. 33 ППБ 01-03).
23) В чердачном помещении эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (нарушение п. 60 ППБ 01-03).
24) Аккумуляторная батарея, установленная в блоке резервного питания, не обеспечивает функционирование систем пожарной автоматики в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме "Тревога" не менее 3 часов (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 14.3 НПБ 88-2001).
25) Помещение тамбура эвакуационного выхода (в северной части здания) (пом. N 1 на плане) не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03).
26) Отсутствует эвакуационный световой указатель "Выход" над дверным проемом эвакуационного выхода в северной части здания (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001).
27) При срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации не предусмотрено автоматическое отключение системы общеобменной вентиляции (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 13.1 НПБ 88-01).
28) Расстояния от дымовых пожарных извещателей до ограждающих конструкций помещений (стен) составляет более 4 метров (главный холл, в северной части здания) (пом. N 2 на плане) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12.28 табл. 5 НПБ 88-2001).
29) Расстояние между дымовыми пожарными извещателями составляет более половины нормативного (главный холл, в северной части здания) (пом. N 2 на плане) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 13.1 НПБ 88-2001).
30) Расстояние между дымовыми пожарными извещателями составляет более половины нормативного (каб. N 18. напротив главного входа в северной части здания) (пом. N 6 на плане) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 13.1* НПБ 88-2001).
31) Расстояния от дымовых пожарных извещателей до ограждающих конструкций помещений (стен) составляет более 4.5 метров (в каб. N 18. напротив главного входа в северной части здания) (пом. N 6 на плане) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12.28 табл. 5 НПБ 88-2001).
32) Формирование сигнала на управление в автоматическом режиме системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя (каб. N 18. напротив главного входа в северной части здания) (пом. N 6 на плане) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 13.1* НПБ 88-2001).
33) Дымовой пожарный извещатель, установленный в отсеке коридора первого этажа (примыкающий к выходу на лестничную клетку, расположенную в северной части здания) (пом. N 15 на плане), находятся в неисправном состоянии (нарушение п. 34 ППБ 01-03).
34) В кабинете начальника АХО (пом. N 14 на плане) установлен один точечный пожарный извещатель (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12.16 НПБ 88-01).
35) Южная часть 1-го этажа здания не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 3 ППБ 01-03, табл. 2, п. 15 НПБ 104-03).
36) Дымовой пожарный извещатель, установленный в помещении архива (пом. N 26 на плане), расположенном на первом этаже в южной части здания, находится в неисправном состоянии (нарушение п. 34 ППБ 01-03).
37) Отсутствует эвакуационный световой указатель "Выход" над дверным проемом эвакуационного выхода из холла, расположенного в южной части здания (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001).
38) 2-й этаж здания не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 3 ППБ 01-03, табл. 2. п. 15 НПБ 104-03).
39) Помещение чердака не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03).
40) Здание гаража не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 3 ППБ 01-03, табл. 2, п. 20 НПБ 104-03).
41) Ширина эвакуационного выхода из подсобного помещения, вход в которое осуществляется из кабинета N 18 (расположенного напротив главного входа в северной части здания) (пом. N 6 на плане), менее 0.8 м (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*).
43) Ширина горизонтальных участков в коридоре на пути эвакуации (на 1-м этаже здания) составляет менее 1 м (конструктивно заужена на 4-х участках) (пом. N 20 на плане), (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 11.6.27 СНиП 21-01-97*).
45) Отделка стен в коридоре 1-го этажа на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативных (бумажные обои) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*).
46) Отделка пола в коридоре 1-го этажа на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативных (линолеум) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
47) В коридоре первого этажа (перед выходом в лестничную клетку, расположенную в северной части здания) место перепада высот пола не оборудовано лестничным маршем с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6 (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*).
49) В коридоре 1-го этажа в южной части здания на пути эвакуации (у входа в каб. N 25) размещен встроенный шкаф с электрощитом (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26 СНиП 21-01-97*).
51) Второй этаж здания не обеспечен эвакуационными выходами, соответствующими нормативным требованиям (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97*).
52) Отделка пола в коридоре на пути эвакуации (на 2-м этаже здания) выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативных (линолеум) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
53) Отделка стен в коридоре на пути эвакуации (на 2-ом этаже здания) выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативных (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
54) В северной части коридора на 2-м этаже здания размещен встроенный шкаф (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26 СНиП 21-01-97*).
55) Ширина горизонтальных участков в северной части коридора на пути эвакуации (на 2-м этаже здания) составляет менее 1 м (конструктивно заужена на 2-х участках) (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-03-97*).
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела в части признания пунктов 1, 20, 21, 40, 41, 43, 47, 55 предписания недействительными, обоснованно удовлетворил заявленные требования, правильно применив нормы материального и процессуального права, в указанной части предписание сторонами в апелляционной инстанции не обжалуется.
Между тем, апелляционный суд, с учетом имеющихся в деле доказательств, считает доказанными требования общества о признании недействительными пунктов 2, 28, 29, 30, 31 и 51 предписания в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться такими нормативными документами по пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, как НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", ГОСТ Р 12.24.026.2001.
Апелляционный суд пришел к выводу, что органом пожарного надзора не доказана правомерность возложения на общество обязанности по устранению нарушений, изложенных в пункте 2 предписания - несущий элемент лестничной клетки (швеллер), расположенной в северной части здания, не имеет требуемого предела огнестойкости) и пункте 51 предписания - второй этаж здания не обеспечен эвакуационными выходами, соответствующими нормативным требованиям.
Согласно п. 6.9 СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
При этом допускается эвакуационные выходы из помещений предусматривать непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах.
Согласно п. 6.12* СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.; помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 м2; открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 - для помещений категорий А и Б и более 400 м2 - для помещений других категорий.
Согласно п. 6.13* СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф4 (учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (помещения в этих зданиях используются в течение суток некоторое время, в них находится, как правило, постоянный, привыкший к местным условиям контингент людей определенного возраста и физического состояния).
Согласно п. 6.24 СНиП 21-01-97* эвакуационные пути следует предусматривать с учетом п. 6.9 СНиП 21-01-97*; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие: через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам; через "проходные" лестничные клетки, когда площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной; по кровле зданий, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли; по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и цокольных этажей, за исключением случая, указанного в 6.9.
Между тем, заявитель утверждает, что устранение таких нарушений (перепланировка помещений для оборудования эвакуационных выходов и замена несущего элемента лестничной клетки) требует капитального ремонта и изменения несущих конструкций административного здания, и полагает, что требования СНиП 21-01-97* (пункты 5.8 и 6.9) не могут быть к нему применены. Апелляционный суд соглашается с данным доводом заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В пункте 39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствие с ранее действовавшими нормативными документами.
Как следует из материалов дела, административное здание, расположенное по адресу: г. Сестрорецк, ул. Коммунаров, д. 16, передано обществу в аренду после проведенной и принятой в декабре 1997 года реконструкции. Актом N 212 приемки в эксплуатацию Межведомственной комиссией, членом которой, в том числе, являлся и представитель Госпожнадзора, подтверждено, что здание соответствует нормам пожарной безопасности. С 1998 года указанное здание перепланировке и реконструкции не подвергалось.
Следовательно, СНиП 21-01-97* в период реконструкции названного здания не могли быть применены.
Пунктом 1.7* СНиП 21-01-97* установлено, что действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 80 Закон N 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Поскольку в рассматриваемом случае функциональное назначение административного здания не менялось, реконструкций с 1998 года не производилось, не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация здания без устранения пунктов 2 и 51 предписания может привести к возникновению пожара, то оснований для указания арендатору на несоблюдение требований пунктов 5.18, 6.9 СНиП 21-01-97* у органа пожарного надзора в силу приведенных норм не имелось.
Согласно п. 5.18* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости.
К несущим элементам здания, как правило, относятся несущие стены и колонны, связи, диафрагмы жесткости, элементы перекрытий (балки, ригели или плиты), если они участвуют в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре. Сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости здания, приводятся проектной организацией в технической документации на здание.
Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков, а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и заполнения проемов в противопожарных преградах.
В случаях когда минимальный требуемый предел огнестойкости конструкции указан R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8.
В незадымляемых лестничных клетках типа Н1 допускается предусматривать лестничные площадки и марши с пределом огнестойкости R 15 класса пожарной опасности КО.
В пункте 2 предписания орган пожарного надзора голословно (без соответствующего расчета) указал, что несущий элемент лестничной клетки (швеллер), не имеет требуемого предела огнестойкости.
Относительно пунктов 28, 29, 30, 31 предписания (расстояния от дымовых пожарных извещателей до ограждающих конструкций помещений (стен) составляет более 4 метров (главных холл в северной части здания); расстояние между дымовыми извещателями составляет более половины нормативного (главный холл в северной части здания); расстояние между дымовыми извещателями составляет более половины нормативного (каб. N 18, напротив главного входа в северной части здания); расстояния от дымовых пожарных извещателей до ограждающих конструкций помещений (стен) составляет более 4,5 метров (каб. N 18, напротив главного входа в северной части здания) апелляционный суд отмечает, что данные приведенные в акте проверки и предписании не могут считаться достоверными, поскольку указанные в них факты устанавливались визуально, без применения каких-либо технических средств.
Наличие остальных нарушений (пунктов 4, 6, 7, 9, 10, 12 - 19, 23 - 27, 32 - 39, 45, 46, 49, 52 - 54 предписания) общество не опровергло.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Перечень объектов, подлежащих оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования СП 5.13130.2009. Данный свод правил является нормативным документом добровольного применения, за исключением таблицы А "Перечень зданий сооружения, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", имеющей обязательный характер в силу пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Перечень зданий, подлежащих оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей, определен в НПБ 104-03, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173.
Кроме того, Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)".
Согласно п. 14 табл. 1 НПБ 110-03 здания, сооружения, помещений и оборудование, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации.
В соответствии с п. 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
В пункте 14 НПБ 110-03 указано, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении 1, согласно которому оборудуются автоматическими установками (независимо от площади) помещения административного и общественного назначения, в том числе, встроенные и пристроенные.
Согласно п. 4.1, п. 5.1 НПБ 104-03 здания должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях. Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.
Отсутствие в части помещений автоматических установок пожаротушения, а также ненадлежащая эксплуатация имеющихся систем (пункты 24, 25, 27, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39), подтверждается материалами дела и по существу обществом не отрицается.
Согласно статье 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
Из таблиц 28 и 29 следует, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной опасности материала (КМ0-КМ4), классом (подклассом) пожарной опасности здания этажностью или высотой здания.
Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно п. 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе.
Орган пожарного надзора установил наличие на эвакуационных путях горючих материалов с показателями выше нормативных, а именно, отделку пола линолеумом, а стен - бумажными обоями (пункты 45, 46, 52, 53). Иного обществом не доказано.
Согласно п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В ходе проверки установлен факт использования в чердачном помещении и электрощитовой) светильников без защитных колпаков (пункты 9 и 23). По существу данного нарушения общество пояснений не представило.
Согласно пункту 5.21* СНиП 21-01-97* производственные и складские здания и помещения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещаемых в них производств подразделяются на категории согласно НПБ 105.
Во исполнение вышеуказанных требований, в силу пункта 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности. Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.
В нарушение вышеуказанных требований для помещений электрощитовой, серверной, помещений архива не определена категория по взрывопожарной опасности и класс зоны, а также не размещены аншлаги с указанной информацией (пункты 6, 7, 12, 13, 16, 17).
В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97* в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Тот факт, что двери, установленные в проемах противопожарной преграды, отделяющей помещения серверной и архива от коридора не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости общество не отрицает, как не отрицает тот факт, что люк выхода из лестничной клетки на чердак не соответствует противопожарному 2-го типа (пункты 10, 14, 15, 19).
Согласно пункту 507 Правил 01-03 электрооборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключаться в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок.
В пункте 18 предписания указано, что в нарушение правил выключатель, предназначенный для отключения электроснабжения помещения архива, располагается внутри здания.
Согласно п. 6.32* СНиП 21-01-97* в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Согласно п. 6.26 СНиП 21-01-97* в коридорах, указанных в 6.9, за исключением специально оговоренных в нормах случаев, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
На наличие в коридорах на путях эвакуации встроенных шкафов указано в пунктах 49 и 54 предписания, невозможность устранения данных нарушений обществом не обоснована.
В апелляционной жалобе общество в обоснование неправомерности возложения на него обязанности по устранению вышеуказанных нарушений ссылается на то обстоятельство, что выполнение требований предписания (в обжалуемой части) связано с реконструкцией существующего оборудования, а согласно условиям договора аренды и учетом 34 главы Гражданского кодекса РФ эта обязанность возложена на собственника имущества.
В силу пункта 38 ППБ 01-03 при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
Таким образом, арендаторы относятся к кругу лиц, ответственных за нарушение требований пожарной безопасности.
В рассматриваемом случае, на общество, как арендатора административного здания, распространяются требования по соблюдению пожарной безопасности, поименованные в пунктах 4, 6, 7, 25, 27, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 предписания.
Ссылка общества на рекомендательный характер применения положений НПБ-110-03 и НПБ 88-2001 (регламентирующих обязательность наличия систем пожаротушения) принятых позднее, чем была проведена реконструкции здания, неправомерна, поскольку в части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ содержится условие обязательности их применения - если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае частичное отсутствие автоматической установки пожаротушения и систем оповещения людей о пожаре не могут быть расценены судом как не приводящие к угрозе жизни и здоровью.
Апелляционный суд также отмечает, что обязательность соблюдения требований нормативных документов действующих в настоящее время ставится в зависимость от реконструкции здания либо его конструктивных элементов, а не от реконструкции оборудования пожаротушения.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания в части пунктов 4, 6, 7, 9, 10, 12 - 19, 23 - 27, 32 - 39, 45, 46, 49, 52 - 54 предписания.
Оспариваемое предписание выдано обществу начальником ОНД Курортного района УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу в пределах предоставленных ему полномочий, которые установлены Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517, и Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820.
По результатам проверки в соответствии с пунктом 70 Административного регламента обществу правомерно выдано оспариваемое предписание с указанием сроков исполнения выявленных нарушений.
При проведении плановой проверки нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит изменению, а апелляционная жалоба общества частичному удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2012 года по делу А56-50325/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований ЗАО "Курортэнерго" о признании недействительными пунктов 2, 28, 29, 30, 31 и 51 предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 14.05.2012 N 2-17-216/1/2.
Признать недействительными пункты 2, 28, 29, 30, 31 и 51 предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 14.05.2012 N 2-17-216/1/2.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2012 года по делу А56-50325/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА