Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А56-21956/2013
Поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение являются обязанностью органов местного самоуправления, то орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащее содержание находящихся на ее территории пожарных гидрантов, в связи с чем привлечение его к административной ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности правомерно.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А56-21956/2013
Поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение являются обязанностью органов местного самоуправления, то орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащее содержание находящихся на ее территории пожарных гидрантов, в связи с чем привлечение его к административной ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности правомерно.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N А56-21956/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей А.Б.Семеновой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Цивилева Л.В. - доверенность от 12.03.2013 N 12-327/12-о
от ответчика (должника): предст. Казарцев В.В. - доверенность от 29.04.2013 N 365
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13628/2013) Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2013 по делу N А56-21956/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области
к Отделу надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Администрация Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Отрадное, ул. Гагарина, 1, ОГРН 1054700326086) (далее - Администрация МО "Город Отрадное", заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - ОНД Кировского района, административный орган) от 28.03.2013 N 86 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.05.2013 постановление от 28.03.2013 N 86 изменено в части назначения наказания, штраф в размере 150000 рублей заменен на предупреждение.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Город Отрадное" просит решение суда от 31.05.2013 отменить и прекратить производство по делу. Податель жалобы считает, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является собственником водопроводно-канализационных сетей. Как указывает податель жалобы, водопроводно-канализационные сети находятся в собственности МО "Кировский район Ленинградской области" и переданы в аренду ООО "Водоканал птицефабрика "Синявинская". По мнению подателя жалобы, поскольку пожарные гидранты не переданы МО "Город Отрадное" в собственность, Администрация не вправе выделять финансовые средства на ремонт и содержание пожарных гидрантов.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Город Отрадное" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОНД Кировского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки наружного противопожарного водоснабжения, проведенной ОНД Кировского района на основании служебной записки начальника 131 пожарной части В.И.Виноградова, административным органом установлено, что Администрацией МО "Город Отрадное" допущены следующие нарушения в области пожарной безопасности:
по улице Гагарина, д. 1 выявлено:
- пожарный гидрант N 1 на расстоянии 100 м не обнаружен, визуально месторасположение его установить невозможно, так как отсутствует указатель, как на нем, так и на здании МБУК КЦ "Фортуна";
- пожарный гидрант N 3 на расстоянии 150 м засыпан снегом, визуально месторасположение его найти невозможно, так как отсутствует указатель, как на нем, так и на здании МУЗ "Отрадненская городская больница";
по улице Щурова, д. 2 (здание 111 отдела полиции) выявлено:
- пожарный гидрант N 1 по ул. Щурова, на расстоянии 60 м засыпан снегом, грейдером коммунальной службы, доступ к нему ограничен, визуально месторасположение его найти невозможно, так как отсутствует указатель, как на нем, так и на здании 111 отдела полиции;
- пожарный гидрант N 1/3 по ул. Центральная (у проходной завода "Пелла"), на расстоянии 200 м засыпан снегом грейдером коммунальной службы, доступ к нему ограничен, визуально месторасположение его найти невозможно, так как отсутствует указатель, как на нем, так и на близлежащем жилом доме;
на здании 12-этажного жилого дома ул. Заводская выявлено:
- пожарный гидрант N 2 на расстоянии 100 м не обнаружен, засыпан снегом, отсутствует указатель;
- пожарный гидрант N 3 на расстоянии 180 м ограничен доступ частным автотранспортом, отсутствует указатель;
- пожарный гидрант N 5 на расстоянии 170 м не обнаружен, засыпан снегом, отсутствует указатель, как на нем, так и на близлежащем здании.
По факту выявленных нарушений пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012, и ГОСТ 12.4.026-76 (указатели пожарного гидранта) 28.03.2013 в отношении Администрации МО "Город Отрадное" составлен протокол N 161 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
Постановлением о назначении административного наказания от 28.03.2013 N 86 Администрация МО "Город Отрадное" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация МО "Город Отрадное" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. Вместе с тем суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 31.05.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статьей 10 Закона N 69-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В силу статей 126 и 127 Закона N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Из изложенного следует, что поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления, то Администрация МО "Город Отрадное", как орган местного самоуправления, обязана обеспечить надлежащее содержание находящихся на ее территории пожарных гидрантов.
Факт правонарушения (ненадлежащее содержание находящихся на территории МО "Город Отрадное" пожарных гидрантов) установлен административным органом и заявителем не опровергнут
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что спорные пожарные гидранты являются частью системы водопровода, переданного в аренду ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская", не подтверждается перечнем имущества, переданного в аренду по договору N 4 от 29.04.2011, в котором не поименованы перечисленные в оспариваемом постановлении пожарные гидранты.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования.
Суд также не установил нарушений административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые), а также отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, заменив его на предупреждение (минимальная санкция, установленная частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ). У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части. По мнению суда апелляционной инстанции, назначение в данном случае наказания в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации МО "Город Отрадное" и отмены решения суда от 31.05.2013 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2013 года по делу N А56-21956/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА