Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по делу N А56-36468/2013
В признании незаконным постановления о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку выявленные административным органом нарушения социально опасны, посягают на соблюдение требований пожарной безопасности и, как следствие, на жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности не установлено.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по делу N А56-36468/2013
В признании незаконным постановления о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку выявленные административным органом нарушения социально опасны, посягают на соблюдение требований пожарной безопасности и, как следствие, на жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности не установлено.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А56-36468/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1,2) Гнедов А.А. по дов. от 01.08.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20506/2013) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2013 по делу N А56-36468/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к 1) Отделу государственного пожарного надзора Волховского района
2) ГУ МЧС России по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги": г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Волховского района ГУ МЧС России по Ленинградской области: 187403, Ленинградская обл., Волхов, ул. В.Голубевой, 4, ОГРН 1047855151156 (далее - ОНД) от 14.06.2013 N 308/309/310 о назначении административного наказания.
Решением от 12.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2013 по делу N А56-36468/2013 и принять новый судебный акт. В обоснование своих доводов податель жалобы указывает на процессуальные нарушения при привлечении Общества к административной ответственности. По утверждению заявителя ОАО "РЖД" не было извещено о проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель органа пожарного надзора против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОНД на основании распоряжения от 06.05.2013 N 151 о проведении внеплановой выездной проверки проведена проверка с целью контроля выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 10.07.2012 N 296/1/31, выданного ОАО "Российские железные дороги", осуществляющего деятельность по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Витебская - Сортировочная, д. 31.
По результатам проверки установлено, что Обществом допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. Лица, ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму - ППР в РФ
п. 3.
Административно-бытовой корпус
2. На дверях лестничных клеток на 2 и 3 этаже отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах - СНиП 21-01-97*
п. 6.18*;
3. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
4. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
5. Двери эвакуационных выходов с этажей не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа - ППР в РФ
п. 35;
6. Довести дверь архива на третьем этаже административного здания ТЧр - 16 до требуемого предела огнестойкости 0,6 часа; - СНиП 21-01-97*
п. 7.4;
7. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
8. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Переход из АБК в цех ТРЗ
9. На дверях лестничной клетки на 2 этаже отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах - СНиП 21-01-97*
п. 6.18*;
ЦехТР-3
10. Автоматическая установка пожаротушения, сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
11. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, установки пожаротушения и системы оповещения людей о пожаре - ГШР в РФ
п. 63;
12. УПК N 10 отсутствует вентиль - ППР в РФ
п. 57;
13. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
14. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
ТР-1
15. Автоматическая установка пожаротушения, сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
16. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, установки пожаротушения и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
17. В смотровых ямах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - ППР в РФ
п. 42;
18. В помещении хранения масла эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - ППР в РФ
п. 42.
19. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
20. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Цех КЖ
21. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
22. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Пескосушилка
23. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии. Основание: ППР в РФ
п. 61;
24. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
Цех эксплуатации
25. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
26. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
27. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
28. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Ремонтно-механический цех
29. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
30. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
31. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
32. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Компрессорная
33. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии - ППР в РФ
п. 61;
34. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре - ППР в РФ
п. 63;
Здание старого АБК
35. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
36. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Цех МПР
37. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
38. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
Цех ТО-2
39. Не заключен договор на техническое обслуживание и плановый предупредительный ремонт системы внутреннего противопожарного водопровода - постановление Правительства РФ N 1225 от 03.12.2011, приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
п. 3;
40. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующего акта - ППР в РФ
п. 55;
41. Не проведено повторное обучение с отрывом от производства у работников, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы -
п. 3 ППР в РФ,
п. 36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". утверждены Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645;
Здание старой столовой
42. Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения здания старой столовой - ППР в РФ
п. 21;
43. Руководитель организации не организовал проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями - ППР в РФ
п. 22;
44. Под лестничной клеткой размещается подсобное помещение, в котором хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы - ППР в РФ
п. 23 к);
ЦехТР-3
45. Отсутствуют первичные средства пожаротушения в помещении для хранения краски - ППР в РФ
п. 70;
Ремонтно-механический цех
46. Отсутствует ствол у ПК 59 в механическом цехе - ППР в РФ
п. 57
Здание старой столовой
47. В подсобное помещение используется временная электропроводка - ППР в РФ
п. 42 з);
ЦехТР-3
48. Покрасочная камера не оборудована автоматической установкой пожаротушения и системы оповещения людей о пожаре; - НПБ 110-03
п. 1, табл. 4;
Аккумуляторное отделение
49. Помещения аккумуляторного отделения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации - НПБ 110-03
п. 7.2, табл. 3;
50. Помещения аккумуляторного отделения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре - НПБ 104-03
п. 20, таблица 2;
Цех КЖ
51. Помещения цеха КЖ не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации - НПБ 110-03
п. 9.2, табл. 3;
52. Помещения цеха КЖ не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. - НПБ 104-03
п. 20, табл. 2;
Здание старого АБК
53. Здания старого АБК не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации - НПБ 110-03
п. 9 табл. 1;
54. Здания старого АБК не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. - НПБ 104-03
п. 15, табл. 2;
Цех МНР
55. Помещения цеха МПР не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. - НПБ 110-03
п. 9.2, табл. 3;
56. Помещения цеха МПР не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. - НПБ 104-03
п. 20, табл. 2;
ЦехТО-2
57. Помещения цеха ТО-2 не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализацией. - НПБ 110-03
п. 9.2, табл. 3;
58. Помещения цеха ТО-2 не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. - НПБ 104-03
п. 20, табл. 2;
Здание старой столовой
59. Здание старой столовой не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. - НПБ 110-03
п. 9, табл. 1;
60. Здание старой столовой не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. - НПБ 104-03
п. 15, табл. 2;
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 151 от 30.05.2013.
30.05.2013 ОНД, с участием представителя Общества Федотовой А.Ю., действующей по доверенности от 17.10.2012, составлены протоколы об административных правонарушениях N 307, 308, 309.
14.06.2013 ОНД с участием представителя Общества, вынесено постановление о назначении административного наказания N 307/308/309, которым открытое акционерное общество "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу о наличии в действиях Общества правонарушений, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, не установив существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, суд апелляционной инстанции признал жалобу ОАО "РЖД" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) настоящий
закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии
частями 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Согласно
пункту 21 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР) руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2-х раз в год.
В соответствии с
пунктом 22 ППР руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
Согласно
п.п. "к" пункта 22 ППР на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Согласно
пункту 35 ППР запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
В соответствии с
пунктом 55 "е" на объектах запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
В силу
пункта 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
В соответствии с
пунктом 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Согласно
пункту 7.4 СНиП 21-01-97 части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
К несущим элементам здания, как правило, относятся несущие стены и колонны, связи, диафрагмы жесткости, элементы перекрытий (балки, ригели или плиты), если они участвуют в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре. Сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости здания, приводятся проектной организацией в технической документации на здание. Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков, а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и заполнения проемов в противопожарных преградах. В случаях когда минимальный требуемый предел огнестойкости конструкции указан R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8. В незадымляемых лестничных клетках типа HI допускается предусматривать лестничные площадки и марши с пределом огнестойкости R 15 класса пожарной опасности КО.
В соответствии с
пунктами 9,
15 табл. 1 НПБ 110-03 помещения, здания должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системы оповещения людей о пожаре.
Согласно
статье 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения Обществом требований законодательства в области пожарной безопасности, отраженных в акте проверки от 30.05.2013 N 151, протоколах об административных правонарушениях от 30.05.2013 N 307, 308, 309, постановлении от 14.06.2013 N 307/308/309, подтверждается материалами дела и заявителем документально не опровергнут.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом указанных выше требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с
частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу
части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования
статей 25.1,
28.2 и
29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в
пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно
части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с названным
Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение
В силу
абзаца 4 пункта 26 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, лица, уполномоченные президентом общества, руководители филиалов и уполномоченные ими лица осуществляют функции законных представителей общества в производстве по делам об административных правонарушениях.
Филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) ОАО "РЖД", осуществляют свою деятельность от имени Общества. ОАО "РЖД" несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
Лица, уполномоченные президентом ОАО "РЖД", руководители филиалов и уполномоченные ими лица осуществляют функции законных представителей Общества в производстве по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, одним из законных представителей ОАО "РЖД" по делам об административных правонарушениях учредительным документом Общества определен руководитель филиала, в данном случае - руководитель Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД".
Как следует из материалов дела, в данном случае законный представитель юридического лица надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении: 27.05.2013 извещение получил и.о. главного инженера ремонтного локомотивного депо Волхов Гурьев М.А.
В назначенное время представитель ОАО "РЖД" Федотова А.Ю., действующая по доверенности от 17.10.2012, явилась и была допущена для участия в составлении протокола.
Постановление N 308/309/310 о привлечении Общества к административной ответственности также вынесено в присутствии представителя ОАО "РЖД" Дятлова К.С., действующего на основании доверенности N с-1459 от 17.10.2012, и при надлежащем извещении законного представителя о времени и месте вынесения постановления уведомлением от 05.07.2012 N 763-2-17-37, врученного вход. N 432 от 05.06.2013 посредством факсимильной связи.
Таким образом, указанные в
статье 25.1 КоАП РФ права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены административным органом и были реализованы заявителем в полном объеме.
Нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Ввиду социальной опасности совершенных правонарушений, заключающейся в том, что в данном случае имеет место посягательство на соблюдение требований пожарной безопасности и, как следствие, на жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, оснований для применения
статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления от 14.06.2013 N 308/309/310 о назначении административного наказания, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные Обществом в заявлении при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли отражение и получили правовую оценку в судебном акте.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 сентября 2013 года по делу N А56-36468/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА