Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2023 N Ф07-16739/2023 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 N 13АП-19892/2023 по делу N А26-8356/2022
Категория спора: Управление многоквартирным домом.
Требования: Об обязании произвести работы по оборудованию площадки по накоплению ТКО и КГО для нужд собственников многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Администрация ссылается на неисполнение управляющей компанией обязанности по организации на придомовой территории места накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 N 13АП-19892/2023 по делу N А26-8356/2022
Категория спора: Управление многоквартирным домом.
Требования: Об обязании произвести работы по оборудованию площадки по накоплению ТКО и КГО для нужд собственников многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Администрация ссылается на неисполнение управляющей компанией обязанности по организации на придомовой территории места накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2023 г. N 13АП-19892/2023
Дело N А26-8356/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Мельниковой Н.А., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19892/2023) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2023 по делу N А26-8356/2022, принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоавтоматика"
об обязании,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоавтоматика" (далее - ответчик, ООО "Теплоавтоматика", управляющая организация) об обязании ООО "Теплоавтоматика" в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести работы по оборудованию площадки по накоплению ТКО и КТО для нужд собственников многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, Маршала Мерецкова, дома NN 14 и 16, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, истец просил в случае неисполнения ответчиком решения суда, присудить Администрации Петрозаводского городского округа ко взысканию с ответчика судебную неустойку в размере 2000 рублей в день до дня фактического исполнения ответчиком вступившего в силу решения суда в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2023 в удовлетворении иска Администрации Петрозаводского городского округа отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что наличие законных оснований для пользования контейнерной площадкой N 3088 собственниками спорных многоквартирных домов не имеется.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями против доводов истца, просит решение оставить без изменения.
20.07.2023 в судебное заседание апелляционного суда истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, Администрация указала, что ООО "Теплоавтоматика", является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами N 14 и 16 по ул. Маршала Мерецкова в г. Петрозаводске.
Администрация полагала, что ответчик обязан организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
25.05.2022 Администрацией Петрозаводского городского округа было проведено обследование территорий вышеуказанных многоквартирных домов на предмет возможности обустройства мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства, по результатам которого установлено, что на земельных участках, сформированных для эксплуатации данных многоквартирных домов, имеются места для обустройства контейнерных площадок для нужд жителей домов, однако, контейнерные площадки на территории земельных участков отсутствуют.
26.05.2022 Администрация направила ООО "Теплоавтоматика" письмо N 1082/3.1.1 08/УГХ-и с просьбой организовать места (площадки) для сбора и накопления ТКО в границах земельных участков, сформированных для эксплуатации домов с приложением схем расположения мест.
Поскольку место для сбора ТКО не организовано управляющей компанией, Администрация обратилась с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности исковых требований по праву.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с
частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (
часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (
часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно
части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены
пунктом 10 Правил N 491.
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (
подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (
подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (
часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Указанный термин в подобном толковании используется в
6.12.6 -
6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с
подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно
части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (
подпункт 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, в соответствии с
пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с
пунктом 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.
Как следует из
письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
В силу
части 4 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31.08.2018.
На основании
подпунктов "ж",
"е" пункта 2 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те объекты, которые предназначены для одного многоквартирного дома и расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В рассматриваемом случае земельные участки под управляемым ответчиком многоквартирными домами сформированы, вместе с тем, организовать место накопления ТКО в пределах земельных участков без нарушений санаторных норм и правил невозможно.
Суд обязал стороны провести совместный осмотр земельных участков.
В материалы дела истцом и ответчиком представлен акт осмотра и схемы от 21.02.2023, который со стороны управляющей компании подписан с разногласиями.
Ответчик в акте указал, что Администрацией не учтено место прокладки газопровода, противопожарные расстояния.
Изложенные в акте обстоятельства Администрация не опровергала допустимыми и относимыми доказательствами.
В том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под МКД, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение
пункта 3.7.6 Правил N 170, согласно которым контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20, на организацию, осуществляющую управление МКД, возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО.
Соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для МКД в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (
статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В результате анализа имеющихся в материалах дела документов, в частности реестра мест накопления Петрозаводского городского округа, опубликованного на официальном сайте Администрации, территория многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Теплоавтоматика", оборудована площадкой для сбора ТКО (контейнерная площадка N 3088), которая используются собственниками помещений в многоквартирных домах.
В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений МКД.
В материалы дела ответчиком представлен протокол общего внеочередного очно-заочного собрания собственников помещений в МКД N 14 от 28.02.2023, из которого следует, что собственники не приняли решения по установке контейнерной площадки для сбора ТКО для нужд МКД N 14 и 16 в пределах кадастровых границ земельного участка дома N 14, большинство собственников проголосовало против принятия данного решения.
Суд первой инстанции правомерно признал, что Администрация, в нарушение требований
статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказала необходимость и возможность на спорных территориях установки размещения дополнительных площадок для сбора твердых коммунальных отходов.
Несоблюдение каких-либо санитарных требований существующим порядком обращения ТКО, как и целесообразность каких-либо изменений в районах существующей застройки, Администрацией также не подтверждено.
В свою очередь, Общество обосновало невозможность организовать места накопления ТКО иным образом по сравнению с существующим, на что указывают акты осмотра территорий.
Потребность и возможность организации новых мест накопления ТКО с соблюдением требований законодательства Администрацией не доказана, более того, для определения возможности расположения места накопления ТКО требуется учитывать такие факторы, как наличие санитарных расстояний (не только от жилых домов, но и от детских, спортивных площадок и других объектов), наличие подъездных путей, наличие охранных зон, инженерных сетей, планов под застройку, учитывать противопожарные расстояния.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание, что невозможность размещения контейнерной площадки на территории МКД N 14 также связана с предостережением от "07" марта 2023 года N 21 о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных
частью 1 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 4.15 Свода правил 4.3130 "Системы противопожарной защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных
приказом МЧС России от 15 июня 2022 г. N 610.
Помимо этого нельзя установить контейнерную площадку на территории МКД по причине прохождения газопровода на территории МКД к газгольдерной, что подтверждается письмом от 06.03.2023 г. N 236-упр АО "Карелгаз" филиал-трест "Петрозаводскгоргаз".
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Следовательно, на организацию, осуществляющую управление МКД, возложена только обязанность по извещению об этом орган местного самоуправления в области обращения ТКО.
Соответственно, обязанность и ответственность за не организацию места (площадки) накопления для МКД в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО.
Учитывая изложенное, жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2023 по делу N А26-8356/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
Я.Г.СМИРНОВА